Анализ рынка современных материалов для скатных кровель в 2003 г. и прогноз на 2004 г.

1 стр. из 1

Начиная с середины 90-х гг. в России одновременно с увеличением масштабов строительства начал активно развиваться рынок кровельных материалов для скатных крыш. Коттеджное строительство, использование мансардных этажей в качестве жилых помещений, бурный рост частного домостроения привели к увеличению производства и потребления кровельных материалов в России и стали предпосылками для выхода на российский рынок зарубежных компаний. По данным Госкомстата РФ, в 2000 г. российский рынок кровель оценивался в 2,5 млрд. кв. м, из них примерно 1,3 млрд. кв. м занимали плоские кровли и 1,2 млрд. кв. м - скатные. Сегодня доля скатных крыш в общем объеме кровельных покрытий составляет 48%.

И в последние годы рынок материалов для скатных кровель продолжает расти. При этом значительно увеличилось количество новых, перспективных материалов. В 2003г. по расчетам специалистов совокупный объем рынка современных материалов для скатных крыш превысил 45 млн. кв. м.

Диаграмма 1. Российский рынок скатных кровель

Как видно на диаграмме 1, в настоящее время подавляющую часть скатных кровель составляет старый кровельный фонд (85%), где основными материалами являются асбестоцементные листы и кровельное железо. Новые покрытия из тех же материалов занимают около 11% от общей площади кровель, а доля современных кровельных материалов в этих работах не превышает 4%.

За последнее десятилетие в России действительно появилось много материалов, созданных по передовым технологиям.

К ним относятся, например, металлочерепица, битумная (гибкая) черепица, цементно-песчаная черепица. Кроме того, наряду с этими новыми для России кровельными материалами все чаще стали использоваться давно распространенные в Европе кровельные покрытия - натуральная керамическая черепица и кровельная медь. Сегодня отечественные строители предпочитают использовать новые высокотехнологичные материалы, максимально соответствующие всем требованиям долговечности и надежности, возросшим эстетическим запросам. Именно современным материалам для скатных кровель и посвящен этот обзор.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СКАТНЫХ КРОВЕЛЬ

Все современные кровельные материалы для скатных крыш, представленные на российском рынке, можно условно разделить на три большие группы:
1. Материалы для жесткой кровли - к ним относятся все виды металлочерепицы, профилированные, а также гладкокатаные листы, волнистые битумные листы, кровельная медь, цинк-титановые кровли.
2. Штучные материалы - битумная черепица, натуральная керамическая черепица, цементно-песчаная черепица, сланцевые кровли, керамогранит.
3. "Экзотические" материалы - камыш, солома, дерн и другие.

Диаграмма 2.Российский рынок современных кровельных покрытий

В настоящее время на российском рынке кровельных покрытий "львиную" долю занимают материалы для жесткой кровли. Как показывает диаграмма 2, металлочерепица составляет 80% всех кровельных покрытий (здесь учтена как отечественная, так и импортная продукция) и около 10% - волнистые битумные листы. Штучные материалы для скатных крыш используются значительно меньше: битумная черепица - в 7 случаях из 100 (7%), цементно-песчаная и керамическая черепица - в 3-х (3%). Камышовые, соломенные, дерновые и иные "экзотические" для России кровельные покрытия составляют совсем незначительную часть (менее 0,5%) от общего объема скатных кровель и в обзоре не рассматриваются. Следует отметить, что приведенная диаграмма 2 не учитывает такие традиционные кровельные материалы, как шифер, оцинкованный лист, профилированный лист, медь.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖЕСТКИХ КРОВЕЛЬ

Металлочерепица

Сегодня на европейском рынке стали с полимерным покрытием лидирующие позиции занимают три производителя: SSAB (Швеция), Rautaruukki (Финляндия) и международный концерн Corus, образовавшийся путем слияния компаний British Steel (Великобритания), Mirriad (Франция) и IJmuiden (Голландия). Каждая из компаний-производителей имеет свои заводы, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, обладает высокой культурой производства и технического контроля, благодаря чему достигается высокое качество выпускаемой продукции.

В России ведущим производителем кровельной стали является Новолипецкий металлургический комбинат.

Для всех принципиально одно: названные предприятия выпускают только полуфабрикат - гладкокатаный стальной лист с полимерным покрытием. И только потом на предприятии-профилировщике с помощью специального гибочно-штамповочного стана этот лист приобретает форму металлочерепицы. Фирм-профилировщиков в мире довольно много, есть они и в России. Некоторые из них являются дочерними компаниями заводов-производителей, но в большинстве своем это частные фирмы. Вот названия некоторых компаний-профилировщиков: Plannja (Финляндия), Mera System (Швеция), Finish Profiles (Голландия), Gasell Profil (Швеция), ProfilPlat (Швеция), Rannila (Финляндия), Kami (Швеция), "МеталлПрофиль" (Россия). Зачастую очень сложно определить страну, в которой произведена металлочерепица, поскольку завод-профилировщик иногда приобретает сталь у иностранного производителя. Например, финская компания Plannja покупает металл у шведского производителя стали - концерна SSAB.

В конце 90-х гг. на российском рынке появился новый вид металлочерепицы - с покрытием гранулятом из каменной крошки. Поставки этой продукции на российский рынок ведут компании EVERGREEN (Чехия), METROTILE (Бельгия), Onduline Group (Франция).

Волнистые битумные листы

Внешне волнистый битумный лист напоминает цветной асбоцементный шиферный лист, но структура этого кровельного покрытия принципиально иная - органическая основа, пропитанная битумным вяжущим веществом, профилированная и покрытая сверху стойкими красителями.

Основным поставщиком волнистых битумных листов на отечественный рынок является компания Onduline Group (Франция), выпускающая материал под одно-именной торговой маркой - "Ондулин". Кроме того, на российском рынке аналогичная продукция представлена компаниями NULINE (США), GUTTA (Швейцария) и т. д.

Медные кровли

Кровельная медь - традиционное кровельное покрытие, не теряющее своих позиций и по-прежнему являющееся престижным кровельным материалом. Кровельная медь изготавливается в виде рулона или пластин. В последнее время такие компании, как EVERGREEN, METROTILE, начали массовый выпуск медной металлочерепицы, а концерн TEGOLA (Италия) создал производство битумной черепицы, покрытой медной фольгой.

ШТУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Керамическая и цементно-песчаная черепица

Крупнейший продавец этих видов черепицы на территории России - компания BRAAS. Lafarge Braas Roofing поставляет в Россию керамическую черепицу, произведенную в Германии. На российском рынке также представлена керамическая черепица других немецких производителей - CREATON, MEYER-HOLSEN, HEISTERHOLZ, а также эстонской компании WIEKOR.

Битумная черепица

В России рынок битумных черепиц начал активно формироваться с середины 90-х гг. До этого времени потребление гибкой черепицы в России было незначительным. Начиная с 1999 г. спрос на этот вид продукции стал стабильно расти с ежегодным приростом около 60%. К концу 2002 г. общий объем потребления этого кровельного материала достиг 3,2 млн. кв. м.

Диаграмма 3. Рост рынка битумной черепицы в 1999-2003 гг.

Однако в 2003 г., впервые за последние 5 лет, темпы роста продаж битумных черепиц существенно сократились и составили около 3% относительно 2002 г. (см. диаграмму 3). Таким образом, можно говорить о стагнации в 2003 г. рынка гибкой черепицы. Однако при этом в целом рынок современных материалов для скатной кровли продолжал расти. В настоящее время доля гибкой черепицы в общем объеме кровельных материалов незначительна (7%).

Сегодня ведущими мировыми производителями битумной черепицы являются компании: TEGOLA (Италия), KATEPAL (Финляндия), ICOPAL (Финляндия), IKO (Канада-Бельгия), CertainTeed (США), Celotex (США), а также российская компания "ТЕХНОНИКОЛЬ". Можно проанализировать распределение долей российского рынка скатных кровель в 2002-2003 гг.

Диаграмма 4. Поставки битумной черепицы в 2002 г. в России

Как показывает диаграмма 4, наибольшую долю сегмента в 2002 г. занимала компания KATEPAL (40%). Далее в порядке убывания следуют компании TEGOLA (21%), "ТЕХНОНИКОЛЬ" (10%), SHINGLS (7%), прочие производители (IKO, PIKKIPOIKA, ICOPAL и другие) - 22%.

Диаграмма 5. Поставки битумной черепицы в 2003 г. в России

Как видно на диаграмме 5, в 2003 г. компания KATEPAL сохранила лидирующие позиции по поставкам битумной черепицы (42%). Доля компании TEGOLA в прошедшем году снизилась до 16%. В 2003 г. был отмечен небольшой рост импорта битумной черепицы компании SHINGLS, что связано с растущей разницей в курсах европейской и американской валют. Отечественный производитель - компания "ТЕХНОНИКОЛЬ" - в прошедшем году увеличила свое присутствие на рынке битумных черепиц до 18%. Объем поставок в Россию битумной черепицы других иностранных производителей (IKO, PIKKIPOIKA, ICOPAL и т. д.) составил около 17%.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СКАТНЫХ КРОВЕЛЬ В 2004 Г.

Рынок металлочерепицы

Анализ продаж различных кровельных материалов позволил сделать некоторые обобщения. Например, в 2003 г. в России существенно выросло потребление металлочерепицы. Причем рост объемов продаж в основном происходил за счет увеличения доли недорогой металлочерепицы отечественного производства. Эти тенденции подтверждаются данными таких компаний-импортеров, как RANNILA и WEKMAN.

Увеличение использования металлочерепицы свидетельствует о том, что этот вид кровельного покрытия из разряда элитных постепенно переходит в материалы массового потребления. Эта тенденция позволяет предположить, что в ближайшее время должно произойти разделение этого вида продукции - часть металлочерепицы займет верхний сегмент элитных продуктов, значительно отличающихся по всем параметрам (прежде всего - по внешнему виду) от традиционных металлочерепичных покрытий. Подобную продукцию уже сегодня на российском рынке представляют компании EVERGREEN, METROTILE, COVERSYS. Другая часть металлочерепицы войдет в сегмент массового спроса, где основным определяющим параметром является доступная цена. При этом доля импортной металлочерепицы на российском рынке в дальнейшем будет сокращаться.

Рынок натуральной керамической черепицы

По мнению большинства специалистов, в 2004 г. продолжится рост потреб-ления натуральной керамической черепицы (в основном производства предприятий Германии и стран Балтии). Некоторые торговые организации отмечают увеличение объема продаж натуральной керамической черепицы в 3-4 раза. Однако поскольку эти продажи в 2001-2002 гг. были преимущественно единичными, можно сделать вывод о том, что доля этой продукции на российском рынке пока не превышает 5%. Однако рост продаж данного покрытия позволяет судить об изменении предпочтений клиентов с уровнем жизни выше среднего и росте их интереса к натуральной керамической черепице.

Рынок гибкой черепицы

Согласно прогнозам экспертов, рынок гибкой черепицы также будет активно расти и в ближайшее время это кровельное покрытие увеличит свою долю в общем объеме продаж кровельных материалов.

Можно предположить, что выход на российский рынок компании TEGOLA и открытие в России собственного производства повлекут за собой значительные изменения в распределении долей рынка. На рост рынка битумных черепиц также повлияет выпуск компанией "ТЕХНОНИКОЛЬ" нового вида черепицы для скатных кровель - кровельного шингласа. Сегодня данный продукт не имеет аналогов на российском рынке битумных черепиц. По расчетам специалистов, в ближайшее время кровельный шинглас займет прочные позиции в сегменте кровельных материалов эконом-класса. Можно добавить, что летом 2004 г. та же компания "ТЕХНОНИКОЛЬ" планирует начать производство гибкой черепицы класса "Премиум", что также приведет к перераспределению российского рынка битумных черепиц.

Таким образом, анализ рынка продаж современных материалов для скатных кровель в 2003 г. позволяет сделать выводы о том, что и объемы производства, и потребительский спрос на материалы для скатных кровель в прошлом году продолжали расти. Доля материалов для скатных крыш в общем количестве кровельных покрытий в 2003 г. составила 48%. При этом значительно увеличилось число новых, перспективных материалов - таких как металлочерепица, битумная (гибкая) черепица, цементно-песчаная, а также натуральная керамическая черепица и кровельная медь.

При этом на российском рынке современных кровельных покрытий преобладают материалы для жесткой кровли - 80%. Далее в порядке убывания следуют волнистые битумные листы - 10%, битумная черепица - 7%, цементно-песчаная и керамическая черепица - 3%.

В 2004 г. очевидно продолжится рост потребления натуральной керамической черепицы, что позволяет судить об изменении потребительских предпочтений россиян.

Рынок гибкой черепицы будет активно расти, и в ближайшее время это кровельное покрытие вероятно увеличит свою долю в общем объеме поставок кровельных материалов на 15%.

В целом, можно с уверенностью говорить о том, что в 2004 г. более современные кровельные покрытия потеснят традиционные материалы. Их доля, по прогнозам специалистов, составит 30-35% от общего объема отечественного рынка материалов для скатных кровель.

Дата: 28.04.2004
Е. И. Данилова
"СтройПРОФИль" 3 (33)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!