Реконструкция жилых домов первых массовых серий будет продолжаться по двум основным направлениям

1 стр. из 1

Так решили на недавнем заседании городского правительства, один из вопросов повестки дня которого был посвящен ходу выполнения постановления правительства от 10.02.2000 № 4 "О региональной программе реконструкции жилых домов первых массовых серий в Санкт-Петербурге". В домах, имеющих достаточную прочность несущих и ограждающих конструкций, проводится ремонт, модернизация и санация. Дома, модернизация которых нецелесообразна по техническому состоянию конструктивных элементов, будут расселяться и сноситься.

Городские власти наметили ряд мер по ускорению выполнения программы. При корректировке бюджета 2004 года на обследование технического состояния домов первых массовых серий будет выделено 340 тысяч рублей. Ведется работа по привлечению внебюджетных средств. Подготовлены предложения по внесению изменений в нормативно-правовую и законодательную базу для обеспечения мероприятий по расселению жилых домов первых массовых серий при реконструкции и сносе.

Губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко дала указание до 1 июля подготовить адресную программу для домов, по техническому состоянию наиболее нуждающихся в реконструкции.

В Санкт-Петербурге жилищный фонд домов первых массовых серий, представленный пятиэтажными зданиями крупнопанельных серий (1ЛГ-507, ГИ, 1-335, ОД) и кирпичными (серии 1-528), составляет около 10% от общей площади всего жилищного фонда города.

Реализация региональной программы реконструкции жилых домов первых массовых серий рассчитана до 2020 г. Координатором работ выступает Комитет по строительству. По словам председателя Комитета Е. В. Яцышина, первый этап - подготовительный, с завершением в 2003 г. - предусматривал разработку нормативно-технической, правовой и градостроительной документации, а также отработку на практике пилотных проектов, создание механизмов привлечения инвестиций в реконструкцию жилищного фонда.

Нормативно-техническое обеспечение реализации региональной программы базируется на территориальных строительных нормах, обеспечивающих показатели плотности населения и застройки, установленные градостроительными нормами и правилами. С целью решения вопросов и согласования проектной документации по проведению ремонта жилых домов первых массовых серий по заказу Комитета по строительству ведется разработка территориальных строительных норм по ремонту и техническому перевооружению данной категории жилых домов, которая завершится в апреле 2004 г.

ТСН "Ремонт и техническое перевооружение жилых домов первых массовых серий" определяют требования, предъявляемые к проектам ремонта жилых домов первых массовых серий, состав работ без изменения габаритов, без прекращения эксплуатации и без расселения указанных домов "до входа в квартиры".

ТСН "Состав и порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на ремонт и техническое перевооружение жилых домов первых массовых серий" определяют состав исходной, разрешительной и проектно-сметной документации на ремонт домов первых массовых серий, а также порядок согласования и утверждения проектно-сметной документации.

Обследование "хрущевок" прошлых лет по заключению специалистов КС подтвердило достаточный технический ресурс несущих конструкций зданий. Вместе с тем, прогрессирующий физический износ со временем может привести фонд первых массовых серий к категории ветхого, если не осуществлять мероприятия по санации и модернизации жилищного фонда.

По состоянию на 1 февраля 2004 г. выпущено 20 распорядительных документов, которыми предусмотрены отчисления в общей сумме $5,8 млн. на санацию домов первых массовых серий по объектам в Калининском, Московском, Кировском и Фрунзенском районах.

Комитетом по строительству совместно с Комитетом по содержанию жилищного фонда и территориальными управлениями был отработан порядок организации работ с инвесторами и механизм контроля за использованием средств на санацию. Данный механизм был направлен на осуществление пилотных проектов по санации жилых домов первых массовых серий, но отчисления, предусмотренные на эти цели, крайне недостаточны и не обеспечивают затрат на ремонт квартала в полном объеме, а лишь в объеме одного или нескольких домов квартала. Средняя стоимость работ составляет $140 на квад-ратный метр общей площади дома. Таким образом, дополнительно требуется бюджетное финансирование. Поэтому замена вида имущества на ремонт жилых домов при передаче земельных участков на инвестиционных условиях не решает проблемы санации целиком, а является механизмом получения инвестором согласования проектов строительства и механизмом ремонта отдельных домов.

На сегодняшний день реализован проект модернизации жилого дома в Кировском районе по пр. Народного Ополчения, 7.
Исходя из технического состояния здания, выполнены работы:
-  по утеплению наружных ограждающих конструкций;
-  по замене оконных блоков;
-  по ремонту кровли и отмосток;
-  по устройству водомерного узла и теплового центра с заменой труб и канализационных выпусков в подвале дома.

Производство работ осуществлялось без расселения жильцов.

Аналогичный по составу работ проект осуществляется в Калининском районе по адресу: Северный пр., 67 (в рамках реализации реконструкции квартала 12 Гражданского пр.; инвестор ЗАО "ИВИ-93").

Вместе с тем, положения и цели Программы направлены прежде всего на необходимое улучшение технического состояния жилых домов, имеющих достаточный резерв прочности, приведение к соответствию современным теплотехническим требованиям, исключающим неоправданные расходы тепловой энергии (в 3 раза превышающие нормативные). Модернизация жилого фонда не только позволит решить эти проблемы, но и обес-печит сокращение энергопотребления в кварталах, а, следовательно, строительство и реконструкция в кварталах могут осуществляться без увеличения мощностей на головных источниках.

Несмотря на то, что "хрущевки" имеют достаточный запас прочности, самые первые серии жилых домов являются проблемными. К ним относятся дома серии ОД (площадь которых составляет 908 тыс. кв. м) и дома серии ГИ (1,5 млн. кв. м), что составляет 27% от всего фонда жилых домов первых массовых серий. Из-за коррозии закладных элементов невозможно произвести утепление стеновых панелей. Любое увеличение нагрузки может повлечь обрушение здания. Такой жилой фонд расположен в Калининском, Кировском, Московском, Невском, Фрунзенском районах города.

В связи с этим Комитет по строительству полагает необходимым проведение обследования технического состояния жилых домов серий ОД и ГИ в этих кварталах. Результаты обследования позволят оценить состояние данного жилого фонда, определить целесообразность выполнения работ по его модернизации или сносу и сформулировать предложения по разработке градостроительной документации проектов реконструкции кварталов, застроенных жилыми домами этих серий исходя из двух основных направлений:
-  выполнение работ по модернизации жилых домов;
-  снос жилых домов, модернизация которых нецелесообразна.

Большая часть территории кварталов, застроенных жилыми домами первых массовых серий, образует кольцо вокруг центральных районов города, которые обеспечены транспортом и инфраструктурой и являются ценными в градостроительном отношении.

Это экстенсивная по характеру землепользования застройка с низкой плотностью, порядка 4 тыс. кв. м общей площади на один гектар. В то же время эти территории, расположенные недалеко от центра, обес-печены всей необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой, обладают высокой рыночной стоимостью.

В рамках первого этапа программы в марте 2003 г. Распоряжением администрации Санкт-Петербурга № 505-ра определен перечень кварталов, подлежащих комплексной реконструкции. Это 10 кварталов, расположенных в нескольких районах города: в Кировском (Дачное, квартал 4; Ульянка, кварталы 1 и 6); Калининском (Гражданский пр., квартал 12); Красносельском (Сосновая Поляна, квартал 7-17); Московском (кварталы 9, 11, 82, 85, 86) и др. Инвесторами разработаны инвестиционные предложения комплексной реконструкции данных кварталов.

По ряду территорий разработаны или находятся в стадии разработки концепции инвестиционного развития территорий кварталов c жилыми домами первых массовых серий (ФПМС). В Красногвардейском районе - Фондом реконструкции и развития территорий "Регион-Инвест"; в Невском районе - ООО "Викинг", Региональной строительной компанией "Интер Норд-Вест"; в Красносельском районе - ООО "Инком-ДСК-3" и др. В составе концепций предусматривается новое строительство, снос ветхих зданий послевоенной застройки, санация "пятиэтажек", реконструкция инженерных сетей и благоустройство территорий. По своей сущности они являются предпроектными проработками, не отвечающими в полной мере проектам инвестиционного развития комплексной реконструкции кварталов, прошедшими вневедомственную экспертизу.

Примером такой "комплексной реконструкции квартала" является проект реконструкции квартала 6 (Ульянка, Кировский район). Площадь квартала составляет 50 га, численность населения - 13,9 тыс. чел., общая жилая площадь домов первых массовых серий - 39,8 тыс. кв. м., общая жилая площадь домов постройки 48-50-х гг. - 44,9 тыс. кв. м.

Проектом предусмотрены:
-  снос 51 жилого дома ветхого фонда,
-  санация 11 жилых домов ФПМС,
-  расчетный прирост общей жилой площади - 258,75 тыс. кв. м.

По трем кварталам, расположенным в Московском районе (восточнее проспекта Ю. Гагарина, кварталы 5, 6, 8), Комитет по строительству выступает заказчиком на разработку (за счет средств бюджета Санкт-Петербурга) проекта комплексной подготовки этих кварталов. Сегодня выполнены архитектурно-планировочные решения застройки кварталов, инженерные изыскания, комплексное экологическое обследование территории кварталов и т. д. Реализация проектов Комитетом по строительству ляжет в основу модели комплексной реконструкции кварталов жилых домов первых массовых серий.

В июле 2003 г. заключено соглашение между правительством Москвы и администрацией Санкт-Петербурга о совместной деятельности по инвестированию в развитие экономики нашего города.

В рамках соглашения определен пилотный проект комплексной реконструкции квартала 18 (восточнее Витебской железной дороги, Фрунзенский район), в котором предусмотрена не только санация расположенных в нем "пятиэтажек", но и их расселение со сносом. Для переселения жителей из сносимых "пятиэтажек" выделен квартал 31 - южнее реки Волковки в том же районе.
О важности решения проблем реконструкции кварталов "пятиэтажек" свидетельствует принятый в октябре 2003 г.

Закон Санкт-Петербурга "О поддержке Санкт-Петербургом комплексной реконструкции кварталов, застроенных жилыми домами первых массовых серий". С принятием этого закона появляется возможность привлекать бюджетные средства к комплексной реконструкции кварталов, разработке документации по комплексной реконструкции кварталов.

Дата: 29.03.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (68)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!