Шум большого города

1 стр. из 1

Звук работающих машин и механизмов - неизбежный спутник цивилизации. Но существуют способы снижения уровня шума: замена устаревших машин более совершенными и бесшумными, применение звукопоглощающих устройств и др. Подробнее об этом мы беседуем с профессором, доктором технических наук, Заслуженным деятелем науки России, президентом Общества по борьбе с шумом и вибрацией Николаем ИВАНОВЫМ.

- Николай Игоревич, что такое акустическая загрязненность?

- Любой современный город акустически загрязнен, будь то Лондон или Москва. Единица величины при измерении шума - децибел А (дБ\А). Чтобы оценить акустическую загрязненность в городе, производят замеры уровня шума на местности днем и ночью. Большинство городов имеют уровень шума 70-80 дБ\А (хотя в Петербурге на пр. Стачек, например, шум достигает 85 дБ\А). Чтобы понять эти цифры, нужно знать, что норма шума в жилой застройке - 55 дБ\А днем. Каждые дополнительные 10 дБ дают человеку ощущение увеличения шума в два раза. Существуют акустические карты, на которых выделены районы с высоким уровнем шума. В Петербурге это те, где есть движение грузового транспорта. По статистике, 30-50% населения большого города подвержены воздействию шума, превышающего норму. На Западе в акустически загрязненных районах проживает около 20% горожан.

- Чем вреден для человека высокий уровень шума?

- Повышается давление, связь которого с шумом медики установили уже давно. Шум отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему. Ухудшается внимание и память, а также способность перерабатывать информацию, что сказывается на производительности труда. То есть перед нами явление, вредное не только в медицинском, но и в социальном плане. При этом в российских СМИ акустической загрязненности уделяется меньше внимания, нежели, допустим, загрязнению воды, хотя воздействию шума так или иначе подвергается каждый второй житель планеты! Экономический ущерб от него очевиден на примере цен на городскую недвижимость - квартиры в шумном районе дешевле на 10%.

- Что является главным источником шума в городе?

- Автомобильный транспорт. Некоторые думают, что самолеты и поезда - самый шумный способ передвижения, но на самом деле до 90% шума производят автомобили.

В России произошло нечто вроде технологической революции, потому что количество автомобилей за 90-е гг. XX в. увеличилось по стране в три раза. Мы оказались не готовы к этому. На первый взгляд, в наших и западных городах акустическая загрязненность одинакова, но там ведется борьба с шумом, ведется давно. Первый акустический экран - довольно громоздкое сооружение - появился в США в конце 60-х гг. Затем там стали выходить законы о борьбе с шумом (еще в 70-е гг.), чего так не хватает у нас.

В Петербурге и Москве есть городские законы о шуме, но необходим закон федерального уровня. Кроме того, закон нашего города страдает некоторыми недостатками.

- В чем суть этих законов?

- Они обязывают платить того, кто виноват в акустическом загрязнении, кто превысил допустимую норму шума. Для российского города привычной стала картина, когда на стройке работает компрессорная станция, отбойный молоток, и на близлежащие дома распространяется шум до 100 дБ. На Западе подобная ситуация невозможна, иначе, по жалобе гражданина, приезжает полиция, вооруженная шумомером, и осуществляет административное взыскание. Гражданин, подвергшийся воздействию шума, может подать в суд на организацию, и с нее будет взыскан штраф.

- А как штрафовать автомобилистов?

- Да, с автомобилями практически ничего сделать нельзя. Если мы заглянем в технические нормы, а нормативная база по автомобилям очень развита, то увидим, что допустимый уровень шума для легкового автомобильного транспорта достигает 74 дБ\А в 7 метрах от фасада здания, для грузовых - 80 дБ\А. Меньше сделать сегодня трудно, хотя за последние 30 лет нормативы ужесточились - до 10-15 дБ. Раз в 5 лет автомобильная фирма в состоянии уменьшить шумность автомобиля на 3 дБ. Лучшим решением проблемы мог бы стать электродвигатель, но даже представить сложно, какими трудностями будет сопровождаться его внедрение. Но существуют и другие способы снижения уровня шума: бороться с шумом можно в источнике (автомобиль), по пути его следования (дорога) и в объекте воздействия (здание). Путь следования можно изолировать с помощью тоннеля или выемки. Тогда стены этого сооружения превратятся в звукопоглощающий щит. Но это дорогой способ, и не каждый город может его себе позволить. Распространенным, но не эффективным методом является озеленение пространства между трассой и зданиями. Чтобы существенно снизить шум транспорта, необходима полоса как минимум в 50 метров шириной. В условиях уплотнительной застройки это нереально. Сегодня на Западе распространение получили два других способа: акустический экран и остекление. Затраты на них примерно одинаковы. Германия за несколько лет построила 2 тыс. км экранов, Япония - 4 тыс. км. У нас строительство экранов, в отличие от остекления, пока не получило распространения. Эффект остекления хорошо известен - снижение шума на 10 децибел независимо от страны-производителя окон.

- Как выглядят акустические экраны?

- Они производятся из металла, бетона, дерева, пластика. В России распространены металлические экраны. Такой экран представляет собой набор перфорированных металлических блоков, наполненных шлаковатой или другим звукопоглощающим негорючим материалом. Из таких блоков делают барьер высотой 3-4 м необходимой протяженности. Акустические экраны стоят под Выборгом, Малой Вишерой, на МКАД. На Петербургской КАД будет экран с прозрачными вставками: внизу метр экрана и вверху, а посредине метровая вставка из прозрачного пластика. Это сделает передвижение по КАД безопаснее и защитит прилегающие жилые районы (Троицкое поле, пр. Обуховской обороны) от высокого уровня шума. Всего в проекте КАД предусмотрено 20 км экрана, снижающего шум на 20 дБ\А. В итоге будет достигнут уровень шума, не превышающий нормы.

- Кроме КАД, какие еще работы проводились?

- Мы работали с РКК "Энергия" по заказу NASA. Для компании Caterpillar четвертый год проводим разработки шумозащиты строительных машин. Много работали над шумозащитой чиллеров.

- Проблема акустической загрязненности и способы борьбы с ней - тема непростая. Как наши читатели могут лучше с ней познакомиться?

- Есть научный журнал "Шум" на русском языке, главным редактором которого я являюсь, где подробно рассматривается как сама проблема акустической загрязненности, так и пути ее решения. С 5 по 8 июля 2004 г. в Петербурге в гостинице Прибалтийская пройдет XI Международный конгресс по звуку и вибрации, в котором примут участие представители сорока стран. Приглашаю читателей "Петербургского строительного рынка" на конгресс и надеюсь, что проблема акустической загрязненности заинтересует многих строителей нашего города.

Дата: 29.03.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (68)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!