Безопасность жизни в Санкт-Петербурге в аспекте упрочнения светопрозрачных конструкций зданий и сооружений

1 стр. из 1

Задача защиты людей от последствий террористических актов, в частности, от ранений, причиняемых летящими осколками стекла и другими элементами остекления, становится чрезвычайно актуальной.

События последнего времени свидетельствуют об увеличении террористической активности в направлении организации мощных взрывов в местах массового пребывания людей.

С другой стороны, в развитии архитектуры прослеживается тенденция к возрастанию площади остекления в составе зданий и сооружений. Реалии современности остро поставили задачу необходимости упрочнения светопрозрачных ограждающих конструкций в расчете на воздействие взрывной ударной волны для обеспечения устойчивости к разбиению в случае актов вандализма, защиты от проникновения в здания через светопрозрачные конструкции.

Самый свежий пример чрезвычайной ситуации пока не установленного характера - это обрушение стеклянного купола на площади 5000 кв. м в здании детского аквацентра "Трансвааль парк" в Москве днем 14 февраля этого года, возможно, под воздействием веса снежного покрова, повлекшее многочисленные жертвы и травмы.

Мировой опыт решения этой задачи основывается на использовании закаленного и многослойного стекла, упрочняющих полимерных пленок.

Россия столкнулась с проблемой защиты людей от терроризма позже других экономически развитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Испания, в которых уже несколько лет существуют государственные стандарты в области безопасного остекления. Перед нами только сейчас встал вопрос о выработке концепции в области защиты от проявлений терроризма, в том числе путем создания безопасного остекления.

В нашей стране практически все остекление зданий и сооружений выполнено из обычного листового стекла, которое хорошо выполняет свою основную функцию - обеспечивает визуальный контакт между помещением и окружающим миром, но является хрупким материалом, при ударах может разрушаться и выпадать из рам крупными осколками, способными травмировать людей. Особенно опасно выпадение крупных осколков стекла с верхних этажей зданий на улицу при разрушении стекол в окнах или балконах, выпадении их из рам. Последние взрывы в общественных местах Москвы (например, в офисе Кобзона, в торговом центре на Манежной площади, в переходе на Пушкинской площади) показали, что осколками стекла может быть травмировано больше людей, чем непосредственно осколками бомбы, взрывной волной и огнем вместе взятыми.

Трагедия в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве в августе 2000 г. послужила катализатором этого процесса. В результате по распоряжению мэра Москвы была создана городская Комиссия по безопасному остеклению, возглавившая процесс создания и реализации комплексной программы, в том числе выработки требований к остеклению, а также планирования и проведения сертификационных испытаний остекления на взрывобезопасность.

Действующие в настоящее время ГОСТ 30698-2000 "Стекло закаленное. Технические условия", ГОСТ Р 51136-98 "Стекла защитные многослойные", ГОСТ 30826-2001 "Стекло многослойное строительного назначения. Технические условия" содержат требования к продукции, но практически не дают рекомендаций по ее применению в строительстве. Кроме того, установившаяся практика деления приложений на обязательные и рекомендуемые не позволяет жестко требовать применения безопасного остекления в строительстве. Применение же защитных пленок в строительстве до настоящего времени нормативно-технической документацией вообще не регламентировалось.

Такое положение в первую очередь было связано с приоритетом режима экономии в строительстве. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась: на первый план вышло требование снижения человеческих жертв и уменьшения травматизма людей от осколков стекла при террористических взрывах, природных катаклизмах, техногенных катастрофах и т. п. Это связано с тем, что при намеренных или случайных взрывах в условиях городской застройки более 80% травм происходит от разлетающихся стеклянных фрагментов.

В настоящее время на федеральном уровне идет разработка нормативной базы проектирования зданий и сооружений и, в частности, светопрозрачных конструкций с повышенной защитой от взрывов. На региональном - только в Москве завершается формирование городских строительных норм безопасного остекления с проведением исследований и натурных испытаний конструкций, которые позволяют создать систему защиты различных по степени ответственности светопрозрачных ограждений от террористических актов.

Следует подчеркнуть, что и за рубежом, и в России признана необходимость системного подхода к проблеме безопасного остекления. Такой подход подразумевает, что технические требования к безопасному остеклению должны распространяться не только на стекло как носителя потенциальной опасности, но и на все другие элементы светопрозрачных ограждающих конструкций, в частности, на устройства закрепления стекла в раме, рамы в проеме и т. д.

Системный подход подразумевает и другой аспект, а именно, необходимость учета последствий взрыва для человека, находящегося как внутри, так и снаружи здания. Ведь остекление зданий и сооружений в зависимости от их назначения может нести потенциальную угрозу как для людей снаружи (например, витрины магазинов в общественных местах), так и для людей внутри здания (офисные помещения в безлюдных местах), возможно также сочетание того и другого (жилые дома в "спальных" районах). Вот почему технические требования к взрывобезопасному остеклению должны формулироваться для защиты людей, находящихся как внутри, так и вне здания.
Таким образом, проблема создания нормативной базы для безопасного остекления весьма актуальна. Подобный процесс за рубежом имеет уже многолетнюю историю, однако и там он далек от завершения.

При выборе типа безопасного остекления на объектах Санкт-Петербурга важными факторами, кроме надежности, являются экономичность, обеспечение импортозамещения основных материалов для изготовления безопасных светопрозрачных конструкций на предприятиях города, достойный внешний вид и сохранение эстетики городской среды.

Новая администрация Санкт-Петербурга рассматривает проблему обеспечения качества и безопасности жизни населения и гостей города как одну из важнейших, имеющих социально-политическое и экономическое значение с учетом необходимости сохранения туристической и инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга. Поэтому принято решение о разработке адресной программы безопасного остекления зданий и сооружений в местах массового пребывания людей в Санкт-Петербурге в рамках общей долгосрочной целевой программы совершенствования гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на 2005-2010 годы.

Комплексность программы безопасного остекления подразумевает необходимость координации действий практически всех органов системы управления городом включая муниципальные образования, ТУ административных районов, администрацию города в виде большинства отраслевых комитетов, государственные учреждения и предприятия муниципального и федерального подчинения (в чьем ведении находятся потенциальные объекты программы), Главного управления по делам ГО и ЧС, предприятий-производителей безопасных светопрозрачных конструкций и др.
Анализ мест массового пребывания людей в городе, зарубежный опыт и опыт Москвы позволяют сделать вывод о том, что должно быть поэтапно защищено остекление следующих видов объектов в Санкт-Петербурге:
-  павильоны и сооружения оптовой и розничной торговли, продуктовые и вещевые рынки, а также аналогичные сооружения в подземных переходах, особенно в исторической (центральной) части города и иных местах массового пребывания людей в любое время суток и разной продолжительности;
-  наземные и внутренние сооружения метрополитена (включая торговые и иные сооружения), здания железнодорожных, речных, морских и аэровокзалов, имеющие стеклянные витрины, окна и т. п., с внутренней или внешней стороны которых образуются массовые скопления людей;
-  взрывоопасные объекты (АЗС, взрывоопасное производство и т. д.);
-  торговые центры, магазины, рестораны, кафе, бары, казино, театры, кинотеатры, спортивные залы, закрытые плавательные бассейны и т. п., в особенности, оснащенные стеклянными витринами, выходящими в места массового пребывания людей;
-  офисы компаний любого вида собственности (в особенности, относящиеся к отраслям возможной криминальной заинтересованности), отделения связи, почтамты, телеграфы, в особенности, расположенные в местах массового или значительного скопления людей в любое время суток и разной продолжительности;
-  здания детских, дошкольных учреждений, школ, гимназий, лицеев, средних и высших учебных заведений, поликлиник, больниц и т. п., совершение террористических актов рядом с которыми считается достаточно вероятным;
-  жилые здания и гостиницы, административные и производственные здания и сооружения, объекты культуры, расположенные на основных улицах и магистралях города.

Однако провести работы на таком большом и разнообразном по назначению количестве объектов города невозможно без подготовки соответствующей законодательной базы. Опыт развитых стран показывает, что именно законодательные акты позволяют планомерно и систематично решать эти проблемы. Такие законы приняты в Англии, Германии, Израиле, США, Чехии и др. странах. Поэтому для своевременного и эффективного введения в действие планируемых к разработке в рамках программы безопасного остекления технических требований и решений необходимо подготовить и принять закон Санкт-Петербурга, который определил бы порядок проведения, сроки и источники финансирования работ по приведению объектов города в соответствие с вновь принятыми техническими требованиями. Закон также должен устанавливать ответственность владельцев объектов, остекление которых представляет потенциальную угрозу для безопасности населения города, предусматривать порядок и механизм контроля за приведением остекления городских объектов в надлежащее состояние.

Разработка и утверждение комплекcа нормативно-правовых документов с учетом опыта Москвы позволят на единой методической и плановой основе уже с 2005 г. осуществлять работы по устройству безопасного остекления на объектах Санкт-Петербурга.

Предприятия региональной строительной подотрасли - промышленной переработки стекла и производства светопрозрачных конструкций - готовы принять активное участие в проведении НИОКР в части изыскания эффективных низкозатратных технических решений по усилению светопрозрачных конструкций с учетом самых жестких требований в условиях ограниченности бюджетного финансирования. Одновременно ведущие предприятия бизнес-сообщества приняли решение о финансировании разработки территориальной строительной нормы Санкт-Петербурга "Светопрозрачные конструкции с взрывобезопасным остеклением. Нормы проектирования и устройства" уже в 2004 г.

В нашем городе на трех предприятиях налажено производство многослойного стекла строительного назначения различного функционального использования: защитное к механическому воздействию стекло, безопасное при эксплуатации, стойкое к ударному воздействию, пулестойкое, взрывобезопасное, огнестойкое стекло, шумозащитное стекло, многослойное стекло со специальными свойствами, например, многослойное стекло повышенной прочности.

С пуском в марте этого года второй мощной печи по закаливанию стекла в Санкт-Петербурге суммарная потенциальная производительность закаленного стекла достигнет 90 000 кв. м в месяц, при этом ожидается снижение цены продукции на 20%. Таким образом, наши предприятия вполне способны собственными силами обеспечить техническую реализацию программы безопасного остекления. И только поставка самоклеящихся защитных полимерных пленок для усиления стекла осуществляется в настоящее время от зарубежных производителей вследствие сложности и высокой стоимости технологии производства.

Разработка адресной программы безопасного остекления инициирована профессиональным объединением предприятий отрасли с участием бизнес-сообщества в долевом финансировании разработки нормативно-технического обеспечения программы. При этом мы надеемся на всестороннюю поддержку ускоренного продвижения программы и понимание как законодательной, так и исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Дата: 29.03.2004
В. Н. Назаренко
"Петербургский строительный рынок" 3 (68)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!