|
|||||
1 стр. из 1 В конце прошлого века министры образования 29 европейских стран подписали "Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования", подчеркивая исключительную важность высшего образования, сочетающего развитие научных исследований и обучение для прогресса человечества. Одним из основных принципов этого документа является необходимость создания единого европейского образовательного пространства путем: В середине сентября прошлого года Россия присоединилась к Болонской декларации. Ранее, в марте 2003 г., в Санкт-Петербургском государственном университете, в соответствии с приказом Минобразования России № 101 от 17.01.2003 г., состоялось совещание по проблемам интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство. Участники совещания пришли к выводу о необходимости проведения вузами России активных действий, направленных на переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования, реформирование организации учебного процесса, развитие сотрудничества в области качества образования и его оценки. По мнению участников рабочей группы совещания, вхождение России в "Болонский процесс" (процесс интеграции европейского высшего образования получил название "болонский" по имени города Болонья в Италии, где была принята Болонская декларация о создании единого образовательного пространства) необходимо "рассматривать в контексте национальных интересов России, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Участие России в этом процессе будет способствовать повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг и кадров преподавателей и исследователей". Участники рабочей группы совещания разработали ряд рекомендаций, основные из которых изложены ниже. В области единства уровней образования предлагается ввести несколько уровней. Предполагается сохранить институт докторантуры и степень доктора наук "как особенность национальной системы подготовки научных кадров высшей квалификации". Насколько соответствует точка зрения рабочей группы позиции Министерства образования России? Вот мнение заместителя Министра образования Л.Гребнева: "Современное прочтение идеи многоступенчатости в рамках "Болонского процесса" состоит в следующем. Первая ступень, независимо от ее продолжительности, ведет к усвоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных, повторяющихся, "штатных" ситуациях. Вторая ступень, опирающаяся на первую, должна доводить до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Третья ступень высшего образования должна вести к формированию компетенции научного работника и заканчиваться квалификацией, аналогичной квалификации нашего кандидата наук". Сложившаяся сегодня, например, в Лесотехнической академии, структура направлений подготовки и специальностей, включающая 13 специальностей и 8 направлений по программам "бакалавр-магистр", способна удовлетворять потребности лесного комплекса России по большинству позиций и согласуется с новым классификатором. С 01.01.2004 г. вводится в действие общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), на основании которого до 01.06.2005 г. Минобразование подготовит проект Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, сопряженного с ОКСО и с учетом вхождения России в "Болонский процесс". Одной из задач, на решение которых направлен классификатор, является необходимость скорейшей интеграции системы высшего и среднего профессионального образования России в международное образовательное пространство. Следует добавить, что большое внимание в рамках "Болонского процесса" уделяется проблемам академической мобильности, т. е. предоставлению возможности студентам реализовать учебный план последовательно не в одном, а в нескольких высших учебных заведениях не только родного государства, но и за рубежом. Сегодня реализация этих положений в нашей стране существенно затруднена по ряду причин, основными из которых остаются высокая стоимость транспорта и проживания вне родительского дома, а также наличие большого числа специальностей и их чрезмерного деления на специализации. Достижение реальной академической мобильности студентов с учетом нынешних тенденций развития производственной сферы возможно на базе укрупнения направлений подготовки. Это характерно и для лесного комплекса России. Практика показывает, что создание вертикально-интегрированных по технологическому признаку производств ("Титан"; "Континенталь-Менеджмент"; "Илим Палп Энтерпрайс" и др.) требует подготовки кадров широкого профиля. Углубленная специализация возможна как в рамках магистерских программ, так и в результате реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Безусловно, большинству отечественных вузов необходимо стремиться к созданию систем обучения с использованием компьютерной техники и, в конечном итоге, к организации дистанционного обучения по тем дисциплинам и программам, по которым подобная система позволит готовить кадры высокой квалификации. Уже сегодня в лесотехнической академии данная работа активно проводится как в рамках специализированного центра новых информационных технологий (в 2004 г. предполагается создать факультетские локальные сети и локальные сети 1-го и 2-го учебных зданий с выходом в Internet), так и в рамках международного проекта ТЕМПУС-ТАСИС, реализуемого совместно Лесотехнической академией (Санкт-Петербург), Политехническим институтом в г. Тампере (Финляндия) и Высшей школой в г. Тулуза (Франция). Академическая мобильность предполагает также и обмен профессорско-преподавательским составом различных вузов. В эту работу включены ведущие профессора и доценты Лесотехнической академии: за рубеж наши специалисты выезжают как для проведения совместных научных исследований, так и для чтения лекций. Повышение академической и профессиональной внутрироссийской и межгосударственной мобильности невозможно без создания системы сравнения как образовательных программ и их сопоставимости по количеству времени при осваивании дисциплин с использованием различных форм и способов обучения, так и оценки качества знаний. Минобразование России предлагает сегодня при расчете трудоемкости освоения учебного материала использовать зачетную единицу, "кредит", в размере 36 академических часов. При этом необходимо понимать, что введение системы зачетных единиц следует проводить совместно с изменениями организации учебного процесса, включая: В заключение добавим, что предложения рабочей группы совещания российским вузам о необходимости проявлять инициативу в отношении внедрения международных образовательных стандартов, включающих названия научных областей, образовательных программ, степеней, специальностей и учебных дисциплин, систем оценки знаний, в полной мере относится и к Санкт-Петербургской Лесотехнической академии - старейшему лесному вузу мира. А активная работа профессорско-преподавательского состава академии безусловно позволит повысить конкурентоспособность и востребованность как наших выпускников, так и научных школ академии в европейском образовательном пространстве. Дата: 29.03.2004 В. И. Онегин, А. Н. Чубинский "Петербургский строительный рынок" 3 (68)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||