|
|||||
1 стр. из 1 В петербургском Доме архитектора 25-26 марта 2004 г. состоялась конференция "Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса". В качестве ее организаторов выступили администрация и Законодательное собрание города, Союз строительных объединений и организаций и Санкт-Петербургский Союз строительных компаний. Целью конференции стало рассмотрение актуальных вопросов дальнейшего развития строительного комплекса, связанных с реализацией в городе Градостроительного и Земельного кодексов РФ, новым городским законодательством и нормативными актами в области системы предоставления земли под застройку и организации общественных слушаний по новым объектам строительства, также со взаимоотношениями с естественными монополистами. В начале пленарного заседания в первый день конференции с кратким приветственным словом к собравшимся обратился директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний Л. М. Каплан. Он аргументировал необходимость проведения этой встречи принятием Законодательным собранием города двух важнейших актов, касающихся строительной отрасли: Закона "О регулировании градостроительной деятельности" (№ 778-116 от 30 декабря 3003 г.) и Закона "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности" (№ 114-20 от 15 марта 2004 г.). С основным, обзорным докладом выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга А. И. Вахмистров. Он вкратце напомнил об успехах городского строительного комплекса в последние годы. По сравнению с 1999 г. инвестиции в основной капитал выросли на 311%, ввод в действие основных фондов - на 387%, объем работ - на 290%, ввод жилья - на 164%. Предоставление объектов недвижимости выросло почти в 10 раз. Такие темпы в значительной степени были обусловлены юбилейными торжествами и связанным с этим стимулированием строительной отрасти со стороны городских властей. Активно развиваются все направления: жилищное, торговое, гражданское, дорожное строительство и др. В то же время, по мнению А. И. Вахмистрова, пришла пора осмыслить достигнутое, систематизировать и усовершенствовать сложившиеся между городскими структурами и строительной отраслью отношения. Именно такую цель и преследует принятие новых актов, в том числе и Закона "О регулировании градостроительной деятельности". "У этого документа непростая судьба, почти 3 года он шел к своим адресатам, возможно, есть в нем какие-то недочеты и недостатки, но в целом он учитывает интересы всех сторон и создает определенный баланс этих интересов, и теперь строительная отрасль будет действовать в соответствии с ним", - подчеркнул докладчик. Далее А. И. Вахмистров обрисовал в общих чертах новые правила, которые будет действовать в отношении городской земли и ее использования, в том числе и в аспекте уплотнительной застройки. Жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья предоставляются сейчас преимущественные права в получении пустующих территорий, расположенных в непосредственной близости к домам, но с обязательным условием их благоустройства. Незадействованные земли городские власти могут передавать под уплотнительную застройку. Далее вице-губернатор обосновал необходимость повышения платы за землю в городской бюджет. Подробно остановился заказчик на вопросе новой системы выделения участников под строительство. Он обозначил основные направления. Целевое выделение участников сохранится, но роль его значительно сократится. Законами оговорены условия, в рамках которых возможен такой подход. Остальные участки будут предоставляться путем организации торгов, но по-разному. Прежде всего это 44 объекта недостроя, выделенных КУГИ, которые планируется продать к июлю 2004 г. К этому же времени предполагается организовать (пока в порядке эксперимента) второй вид торгов - открытый и свободный аукцион. Третий вариант - выделение земли по так называемому малому (не полному) пакету. Получить весь объем необходимой разрешительной документации долго и сложно. Поэтому земля может быть выделена при предоставлении необходимого минимума документов с тем, чтобы оставшаяся часть была собрана впоследствии. В заключение А. И. Вахмистров рассказал о новой системе выплаты денег застройщиками в городской бюджет. Затем выступил председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным ресурсам Законодательного собрания Санкт-Петербурга М. И. Амосов. В общем и целом он согласился с тем, что городское законодательство по вопросам строительства недостаточно развито. В то же время, докладчик подчеркнул, что такое положение постепенно меняется, чему лучшее доказательство - обсуждаемые на конференции законы. М. И. Амосов рассказал о трудностях, связанных с принятием новых актов, и об имеющейся среди депутатов Закса разнице в подходах к вопросу. После этого, не углубляясь в подробности, он коснулся идеологии разработанных законов. В том числе подчеркнул, что общественные слушания не являются механизмом запрета ведения строительства и являются лишь мнением, которое должно учитываться соответствующими властными структурами при принятии того или иного решения. Кроме того, по многим видам объектов слушания не будут проводиться вообще. Говоря о планах законодателей, М. И. Амосов рассказал о работе над проектом нового закона, подготовленном при активном участии "Союзпетростроя" и лично его директора Л. М. Каплана. Целью этого акта является уменьшение числа "целевых назначений" при выделении земель под застройку и максимальное развитие процесса торгов, а еще лучше аукционов. Причем позиции по этому вопросу депутатов Закса, городской администрации и представителей бизнес-сообщества очень близки. С докладом "Контроль за соблюдением градостроительных норм и качеством строящихся и реконструируемых объектов" выступил начальник Государственного архитектурно-строительного надзора А. И. Орт. Приведенные им данные неутешительны. По статистике за 2003 г., каждый четвертый объект имеет критические (устойчивость здания и пр.) отступления от правил, а каждый второй - серьезный брак в работе (отделка и др.). Проинспектировано 3 177 объектов (2 900 - новое строительство), из которых 1 644 находятся в процессе строительства, а также 277 компаний стройиндустрии. Принято 307 постановлений, касающихся обнаруженных нарушений. К характерным недочетам относятся: ведение строительства без соответствующих разрешений и полного комплекта проектно-сметной документации (76%), низкое качество строительно-монтажных работ (12%), нарушение правил приемки (8%), недостаточный контроль качества выпускаемой продукции производственных компаний (4%). Работы на 270 объектах приостановлены. А. И. Орт подчеркнул, что решением губернатора Санкт-Петербурга от 16 февраля 2004 г. Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН) преобразован в совершенно самостоятельную структуру, и полномочия его значительно расширились. ГАСН, с одной стороны, будет еще строже следить за соблюдением всех норм при строительстве, а с другой, постарается приложить усилия для сокращения перечня необходимой для его ведения документации. Предполагается также внедрить освоенную в Москве практику приемки объекта в два этапа. Сначала будет сдаваться "коробка" здания и проверяться качество монтажно-строительных работ. А на втором этапе (через несколько месяцев) пусконаладка оборудования, заключение договоров с эксплуатирующими организациями и т. п. Заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга А. Б. Чичканов отметил, что еще раз, после выступления А. И. Вахмистрова, пересказывать основные положения принятых законов нецелесообразно, и сосредоточил свой доклад на особенностях "малого (неполного) пакета" и работе с ним. Он также подчеркнул, что имеющееся положение - временное, но без него работать дальше и идти вперед невозможно. Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А. В. Бобров сделал доклад "О регулировании взаимодействия застройщиков с естественными монополистами, подведомственными правительству Санкт-Петербурга". Он подчеркнул, что задача КЭИО - координация функционирования энергосистемы города в комплексе. В настоящее время заканчивается разработка программы развития естественных монополистов до 2010 г. Результаты будут представлены в городское правительство уже в апреле, и, как подчеркнул докладчик, со стороны губернатора имеется понимание важности и сложности проблемы. Нынешнее положение таково, что в реконструкции, модернизации и развитии нуждаются как источники энергии (в том числе головные системы), так и инженерные сети. Ищутся пути для решения этих проблем с учетом социального фактора, т. е. без значительного повышения тарифов для населения. Тему продолжил генеральный директор ОАО "Ленэнерго" А. Н. Лихачев. Он рассказал, что выполнено исследование оборудования на городских электросетях, в том числе на подстанциях. Значительная часть техники находится в крайне изношенном состоянии. Только инвестиционные потребности на модернизацию и развитие электроэнергетической системы Санкт-Петербурга до 2010 г. составляют более 60 млрд. рублей. Рост же тарифов на электроснабжение жестко регулируется. Кроме того, введение в систему новых потребителей электроэнергии требует обновления техники, строительства новых сетей и др. В силу этих факторов не представляется возможным говорить о беспроблемном и бесплатном подключении строящихся объектов на трех четвертях городской территории. Других источников средств для обеспечения новых зданий электроэнергией А. Н. Лихачев не видит. Докладчик подчеркнул, что если раньше такой подход вызывал протест, то сейчас среди самих строителей растет понимание, что иного пути нет. С докладом "Развитие систем водоснабжения и водоотведения с учетом нового строительства" выступил генеральный директор ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Ф. В. Кармазинов. Он сообщил, что с 1 сентября 2003 г. изменилась структура городского Водоканала. Головное подразделение оставило за собой только решение стратегических вопросов развития. Всеми же частностями занимаются "местные" водоканалы: Левобережный, Правобережный, Юго-Западный, Колпинский и Курортный. Разработана программа водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга. Сегодня город ежедневно потребляет 2,6 млн. куб. м воды (с пригородами - 3,2 млн.). И этот показатель неуклонно растет. При этом расчетная мощность оборудования составляет только 2,1 млн. Таким образом, имеется дефицит, достигающий примерно 1 млн. куб. м воды. Для решения этой проблемы предусмотрен ряд мер. Прежде всего необходима широкомасштабная модернизация имеющегося оборудования. Станции построены в 30-х и 60-х гг. прошлого века, и установленная на них техника устарела как морально, так и физически. Монтаж нового, современного оборудования позволит значительно повысить эффективность их работы. В 2004-2005 гг. планируется внедрение новых технологий обеззараживания воды, что повысит пропускную способность станций. А к 2006 г. будет в целом завершена модернизация и реконструкция водопроводных систем. Кроме того, предполагается в 2005-2008 гг. осуществить строительство на севере города новой станции мощностью около 800 тыс. куб. м воды в сутки. В 2004-2005 гг. планируется также перевод Сестрорецка и Петродворца на самостоятельные источники водоснабжения (сейчас оно осуществляется из Санкт-Петербурга), что тоже позволит разгрузить общегородскую систему. В области канализации и водоочистки также имеются проблемы и намечены пути их разрешения. Сегодня без очистки сбрасывается около 850 тыс. куб. м воды в сутки. Это, безусловно, не мало, но особых причин для паники, по мнению Ф. В. Кармазинова, нет (в Амстердаме, например, вообще нет очистных сооружений). Выполнение же комплекса мер, предусмотренных программой модернизации канализационной системы, позволит говорить о Санкт-Петербурге как об одном из наиболее чистых (в этом отношении) крупных городов Европы. Юго-Западные очистные сооружения, ввод которых в эксплуатацию намечен на 2005 г., обеспечат ежедневную очистку около 350 тыс. куб. м воды. Другая важнейшая задача - завершение строительства к 2008-2010 гг. Северного коллектора. Наконец, после ввода в строй очистных сооружений в Ломоносове (к 2008 г.) можно будет говорить о том, что все (более 97%) стоки в Санкт-Петербурге очищаются. Помимо этого разработана объемная программа повышения надежности сетей до 2015 г. Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации В. Е. Полищук рассказал о ходе разработки Генерального плана развития Санкт-Петербурга. В декабре 2003 г. ЗАО "НИПИГрад" закончило формирование концепции нового Генплана. Сейчас идет ее обсуждение в профильных городских структурах. К концу 2005 г. разработка документа (охватывающего период до 2015 г., с прогнозом до 2025 г.) должна быть завершена. Отличительной его особенностью является предусмотрение многовариативности развития города. Особое место в Генплане занимает развитие инженерной и дорожной инфраструктуры. Это особенно важно для обеспечения инвестиционно-строительных процессов в Санкт-Петербурге. После генерального директора ЗАО "Эталон-ЛенСпецСМУ" В. А. Заренкова, коснувшегося вопросов кредитования строительства коммерческими банками города, своеобразный итог конференции подвел директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний Л. М. Каплан, сделавший доклад на традиционную для него тему "Роль безнес-сообществ строителей в решении проблем инвестиционно-строительного комплекса и организация системного диалога с органами власти". После дискуссии и обмена мнениями по вопросам, затронутым в прозвучавших выступлениях, первый день работы конференции был завершен. 26 марта состоялись "круглые столы" по темам: "Организация и проведение торгов на объекты недвижимости", "Взаимоотношения администрации города, застройщиков и естественных монополистов" и "Обсуждение материалов по разработке Генерального плана развития Санкт-Петербурга и реализации закона о градостроительном регулировании". Дата: 29.04.2004 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 4 (69)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||