ЖКХ - область высокого напряжения

1 стр. из 1

…Начало перестройки ЖКХ России связывают с 1993 г. Через десять лет первый заместитель председателя Госстроя Сергей Круглик вынужден был признать, что "отрасль от конечной цели реформ находится далеко", качество жилищно-коммунальных услуг на сегодняшний день не соответствует предъявляемым требованиям и росту тарифов, что "является источником социальной напряженности в обществе".

На прошлой неделе в Москве прошел V Всероссийский форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства "Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер Российской Федерации", посвященный модернизации и совершенствованию форм управления жилищно-коммунального комплекса России. Единственной VIP-персоной на нем был (ненадолго) председатель Госстроя России Николай Кошман. Ни г-н Христенко, ни другие министры ведомств, связанных с реформой ЖКХ, не сочли необходимым даже мимоходом заскочить на самый представительный съезд самой крупной и социально значимой отрасли страны.

САМ СЕБЯ НЕ ПОХВАЛИШЬ…

О достижениях в жилищно-коммунальной реформе делегатам форума рассказал председатель Госстроя России Николай Кошман.

Так, в качестве первого достижения было названо формирование рынка жилья: доля государственного жилищного фонда сократилась до 7% (весьма сомнительно этот показатель относить к успехам: он означает не что иное, как то, что государство практически самоустранилось от социального строительства).

Как далее сообщил Н. Кошман, в настоящее время большая часть жилищного фонда находится в собственности граждан (более 67%) и муниципальных образований (24%). Создано 5,8 тысяч товариществ собственников жилья, а также 18 тысяч жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Разделены функции управления и хозяйствования путем создания служб заказчика и управляющих компаний в жилищной сфере (спорное заявление: зарубежные и российские эксперты неоднократно указывали на то, что совмещение этих функций распространено практически повсеместно и самым пагубным образом сказывается на их эффективности).

Н. Кошман отметил, что завершается работа по изменению строительных норм и правил. Так, с 1 января 2002 г. вступил в силу СНиП "По теплопроводности ограждающих конструкций зданий и сооружений". По утверждению Н. Кошмана, сегодня уже нельзя сдать в эксплуатацию здания без приборов учета (в Санкт-Петербург, например, еще как можно). С августа 2003 г. горизонтальная разводка трубопроводных систем в жилищном фонде при новом строительстве введена как обязательная норма. А с сентября - при проектировании инженерных коммуникаций жилых зданий будут учитываться сроки их эксплуатации, равные 25 и более годам.

Активно внедряются децентрализованные источники теплоснабжения (модульные, крышные котельные) и электроснабжения, позволяющие снизить стоимость услуги в 5-7 раз. Модернизация объектов инженерной инфраструктуры подтвердила короткие сроки окупаемости всех ресурсосберегающих проектов, как подчеркнул глава Госстроя. Также он объявил, что законодательная основа реформирования на федеральном уровне уже заложена: поправки к ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ сформулировали понятные для бизнеса "правила игры" на рынке управления, производства и потребления жилищно-коммунальных услуг.

Н. Кошман также отметил, что в ближайшее время правительство планирует принять закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ и о концессионных соглашениях. "Убедительная просьба не отбросить муниципальное имущество как объект концессионных соглашений, сделав закон, работающий только на концессию недр, - от него во многом зависит привлечение инвестиций в ЖКХ", - обратился он к депутатам Госдумы РФ, участникам форума.

Кроме того, для развития института частного управления жильем и привлечения граждан к управлению своим жильем предусмотрено внести изменения в закон "О товариществах собственников жилья" и даже разработать отдельный закон "Управление многоквартирными домами".

Предстоят корректировки многих действующих (включая и недавно принятые законы!), касающихся деятельности предприятий, имущественных отношений и тарифообразования в ЖКХ.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

"С нашей точки зрения, ускорить процесс реформирования ЖКХ возможно, только изменив статус хозяйствующего субъекта - предприятия, - заявил Н. Кошман. - Форма ГУПов и МУПов (государственных и муниципальных унитарных предприятий) изжила себя, и ее необходимо законодательно ликвидировать". Как он пояснил, уровень рентабельности этих предприятий зафиксирован. С точки зрения экономики, это значит: если коммунальная котельная работает с себестоимостью 400 рублей за Гкал при рентабельности 10%, то ее прибыль составит 40 рублей, а если с себестоимостью 200 рублей - ее прибыль 20 рублей. То есть нет стимулов снижать себестоимость. "А это неправильно", - делает несколько запоздалый вывод глава Госстроя.

Также он отметил, что "для привлечения инвестиций в ЖКХ не так страшен высокий износ основных фондов, как неразбериха с самими основными фондами". Большинство объектов отрасли - вне учетной политики: либо на них нет документации, либо они вообще бесхозные. "Из-за этого очень сложно представить себе, у кого и что на балансе, кто за что отвечает и что является объектом инвестиций", - заявил Н. Кошман (ну совсем в духе унтер-офицерской вдовы). Эта "рутинная работа", по его словам, должна быть выполнена нынешним собственником этих объектов ЖКХ - муниципалитетом.

Глава Госстроя напомнил, что в 2003 г. помимо предусмотренных в бюджете средств на модернизацию ЖКХ была выделена ссуда в размере 5,5 млрд. руб. Самым сложным в ее освоении оказалось… отсутствие проектов реконструкции и модернизации объектов на местах. В бюджете текущего года на эти цели предусмотрена значительно более скромная сумма - 1,0 млрд. руб.

Н. Кошман сообщил, что главными причинами, сдерживающими деятельность предприятий ЖКХ, является наличие большой кредиторской задолженности, сопоставимой с годовым доходом предприятия, и удручающее состояние основных фондов ЖКХ.

При этом он не стал вдаваться в подробности о том, что самым крупным задолжником по оплате услуг является не население, а федеральная казна. Кроме того, государство хронически не выполняет своих обязательств по финансированию программы "Жилище" на 2002-2010 гг. - основного реформаторского документа. Именно с этим специалисты связывают затяжной характер перестройки ЖКХ.

Дата: 29.04.2004
Ирина Кравцова
"Петербургский строительный рынок" 4 (69)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!