Безопасность в строительной деревообработке

1 стр. из 1

С июля 2003 г. в действие введен Закон России "О техническом регулировании". Он призван регулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных (в виде технических регламентов - ТР) или добровольных (в виде национальных стандартов и стандартов организаций) требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Закон устанавливает, что ТР должны быть приняты до 2010 г.


Технические регламенты - это новый вид документа, в котором определено правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований на всех стадиях существования продукции - от ее создания до утилизации. ТР принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, их имущества, а также охраны окружающей среды. Технические регламенты принимаются международным договором России, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.

Реализация закона в строительной деревообработке должна, во-первых, учитывать особенности видов продукции и условий ее производства, эксплуатации и т. д., во-вторых, базироваться на обширной действующей нормативной основе (ГОСТ, СНиП и др.), и в-третьих, максимально инициировать разработку и применение стандартов организаций с целью апробации положений, норм и требований общих и специальных ТР и новых национальных стандартов.

Прежде всего представляется целесообразным подразделить строительную деревообработку по входному объекту производства: цельная или измельченная древесина. В первом случае из нее производят различные детали и изделия (окна и двери, погонаж, паркетные доски и щиты, комплекты деталей для малоэтажных и др. зданий). А на основе измельченной древесины изготовляют различные плитные материалы (ДВП, ДСП, МДФ, ОСБ и т. п.). Соответственно меняются критерии пожарной, экологической, химической, взрывобезопасности и др.

По условиям эксплуатации и по своему назначению детали и изделия из цельной древесины подразделяют на несущие (балки, брусья, погоны и т. п.), ограждающие, декоративные (наличники, карнизы и др.). Во многих случаях функциональное подразделение характеризуется совмещенностью функций, например, в брусьях стен, досках пола, паркетных щитах и др. Очевидно, что по степени риска причинения вреда и его тяжести должны быть выделены несущие детали, изделия, конструкции, предназначенные для восприятия значительных эксплуатационных нагрузок, разрушение которых может привести к потере устойчивости здания или сооружения.

Несущие детали, изделия и конструкции могут изготавливаться из цельной или клееной древесины с применением различных способов соединения деталей. Это, надо полагать, не должно влиять на нормативную степень риска таких деталей, изделий и конструкций, но определять дополнительные требования к процессам их производства, эксплуатации, хранения и др. В частности, требования экологической безопасности не будут одинаковыми в производстве профильных деталей (погонажа) из цельной древесины и при изготовлении деревянных клееных конструкций с применением синтетических и полимерных материалов.

Изложенные аспекты аргументируют целесообразность разработки общих ТР, регламентирующих параметры безопасности деревообрабатывающих производств и основных видов продукции деревообработки, и специальных ТР, определяющих требования к тем видам этой продукции и условиям их производства, эксплуатации и т. д., которые могут характеризоваться более высокой степенью риска причинения вреда, чем по общим ТР. Первоочередными должны быть специальные ТР на изделия деревообработки, выполняющие несущие функции в строительных конструкциях зданий и сооружений. Как уже отмечалось, что к ним относятся балки, брусья, прогоны и т. п. изделия, изготовляемые как из цельной, так и из клееной древесины.

Представляется очевидным, что при разработке общих и специальных ТР для деревообработки должны быть, во-первых, определены только те виды безопасности (по п. 1 ст. 7 Закона), которые присущи данному производству и видам продукции, и, во-вторых, учтены имеющиеся нормативные документы, например, СанПиНы, НПБ, СНиПы, ВСН и др. Эти документы аккумулируют многолетний опыт обеспечения безопасности при производстве и применении продукции. Вместе с тем положения этих документов должны быть проанализированы и при необходимости уточнены с учетом опыта других стран и отечественных разработок последних лет. В частности, опыт нормирования огнестойкости деревянных несущих конструкций в европейских странах свидетельствует о необоснованной жесткости отечественных нормативов.

При разработке общих ТР важно не только пронормировать общепринятые в деревообработке виды безопасности (пожарная безопасность, взрывобезопасность производственных зданий, промышленная безопасность при изготовлении продукции, механическая безопасность - прочность и долговечность несущих конструкций из древесины, экологическая безопасность, особенно при использовании смол, клеев, лаков, красок и т. п. материалов), но обратить внимание на радиационную безопасность. Объясняется это возможным поступлением древесного сырья из лесных массивов, имевших или имеющих радиационное загрязнение. Одновременно будет стимулироваться сертификация лесных ресурсов, что предусмотрено рядом международных документов.

Со второго полугодия прошлого года ведется работа по формированию планов разработки ТР. Насколько известно, производственные структуры и их сообщества (ассоциации, союзы и т. п.), равно как и научно-технические общества, в эту работу не вовлечены. Негативные последствия такого подхода к реализации Федерального закона могут быть весьма значительными.

Ущербность такого метода видится прежде всего в том, что в процессе разработки новой технической конституции (а совокупность ТР и стандартов образуют ее) не участвуют ее завтрашние исполнители. Не инициируется их интерес не только к завтрашним ТР и стандартам, но и изучение самого Закона. А по некоторым данным, даже на большинстве крупных предприятий страны в конце прошлого года об этом Законе ничего конкретного не знали. В такой ситуации несложно предвидеть сложности восприятия и исполнения ТР и новых стандартов.

Опыт развитых стран мира однозначен: нормотворчеством должны заниматься в основном профессиональные сообщества. Кроме очевидных технических преимуществ, это характеризует реалии гражданского общества.

В России идет процесс создания и развития профессиональных сообществ. Их количество и реальные дела еще далеки от оптимальности, но тем важнее сейчас вовлекать их в масштабные работы государственного уровня. Многие из них, надо надеяться, воспользуются в полной мере правом разработки и применения своих стандартов, что предусмотрено ст. 17 Закона. Именно такие стандарты особенно восприимчивы в условиях рыночных отношений к новым разработкам, наукоемким технологиям. Формат этих документов при соответствующем интересе и содействии государства позволяет апробировать основные положения ТР и национальных стандартов. Система делового сотрудничества федеральных органов и профессиональных сообществ способна многократно усилить эффективность нормотворчества и конкурентоустойчивость отечественного производства. Выстраивание такой системы должно начаться с активного участия профессиональных сообществ в разработке ТР и, естественно, с масштабного и детального изучения и применения положений Закона.

Дата: 29.04.2004
В. Кислый
"Петербургский строительный рынок" 4 (69)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!