|
|||||
1 стр. из 1 Одна из проблем российских мегаполисов - ветшающие дома первых массовых серий, так называемые "хрущевки". В Петербурге их общая площадь составляет порядка 10% жилого фонда. О том, каковы оптимальные финансовые и градостроительные сценарии по перестройке этих зданий, мы беседуем с председателем совета директоров ЗАО "Мегастрой" Ю. Б. СТЕПАНОВЫМ. -Несмотря на то, что тема "хрущевок" находится сегодня на слуху, пока дальше политических лозунгов и заявлений дело не двигается. А проблема серьезная, ее необходимо решать: ведь состояние многих "хрущевок" близко к критическому. Неужели нужно дождаться обрушений, чтобы затем исправлять их последствия? Можно только радоваться, что мы не находимся в зоне сейсмики. Однако относительно небольшая динамическая нагрузка может разрушить эти здания, как карточные домики. Например, взрыв бытового газа. Нашей компанией разработана концепция, которая позволит не "ликвидировать последствия", а решать проблему на качественно новом уровне. В качестве пилотного проекта, на котором мы готовы опробовать концепцию, выбран один из кварталов Московского района Санкт-Петербурга. Уникальность места, прежде всего, в том, что квартал насчитывает 53 "хрущевки". Район достаточно ликвидный, поэтому с реализацией жилья проблем не будет. Мы предлагаем комплексную перепланировку квартала - он вырастает "вверх": вместо пятиэтажных зданий, по периметру всего квартала строятся здания от 16 до 22 этажей. Первые этажи будут предназначены для нужд социальной направленности. - Не смутит ли "коммерческого" собственника жилья соседство с "социальным" собственником? Ведь речь пойдет о контрастном социальном составе. - Мы в значительной мере снимаем градацию между "социальными" и "коммерческими" жильцами, и уверены, что это правильно. Во-первых, жителей "хрущевок" не нужно считать социальными маргиналами. Это обычные петербуржцы, среди которых процент социально-неблагополучных относительно невелик. Он растворится в массе благополучных жильцов, когда приобретет новый уровень жизни. Обратим внимание на следующий факт: нами создается замкнутый квартал, во внутреннем пространстве которого образуется традиционный для европейского города двор - там размещаются детские, спортивные площадки, рекреационные зоны. Замкнутое пространство двора может охраняться сотрудниками охраны. Если потребуется, то и доступ в него будет ограниченным, по системе домофонов. - В конце концов, "неблагополучные" с удовольствием и выгодно расстанутся с престижным жильем... Но вопрос в другом. Много говорится о решении проблемы "хрущевок" через полумеры, например реконструкцию зданий с достройкой, утеплением, пристройкой этажей... - Разумеется, подходы могут быть разными. Однако надо учитывать ряд факторов. Первый: реконструкция продлит жизнь здания лишь на несколько лет. Мы просто передадим эту проблему нашим детям. Второй: многие дома находятся в критическом состоянии, и увеличивать нагрузку на них, надстраивая этажи, недопустимо. Третье: как бы мы не меняли инженерные сети и не утепляли стены, все равно типовая квартира 60-х годов не обеспечит качества жизни, которое требуется сегодня. Ленинградцы заслуживают лучшего, чем потолки высотой 2,4 м, комнаты площадью 7 кв. м, кухни в 5 кв.м. Однажды мы беседовали с западногерманскими строителями. По их мнению, технологический рывок послевоенная Германия смогла получить... благодаря авиации СССР и Англии, разрушивших в пыль и жилой, и промышленный фонд. Именно поэтому над градостроителями не довлела проблема "сохранения" - надо было просто строить. - Вы правы, есть еще более надежные способы загубить хорошую идею. Например, предложить расселяемым жителям переехать на окраины города - да мало ли еще у нас в стране хороших мест? Нет, особенность концепции в том, что все останутся в этом же или прилегающих районах. Именно поэтому мы и получили поддержку жителей. Другой вопрос, для практического начала расселения нам требуется порядка 7-8 га земли - желательно, в прилегающих к реконструируемому кварталу районах, чтобы люди могли туда переехать. Кроме того, городские власти должны понимать, что инвестиционные отчисления не должны превышать границу разумного - в нашем случае 15-18% от стоимости строительства с одного кв. м жилой площади. - В чем еще требуется поддержка администрации? - Нужен пересмотр некоторых норм. Прежде всего, изменение допустимой плотности заселения кварталов. Сейчас фактически в этом районе проживает порядка 300 человек на гектар. Вполне допустимо поднять эти нормы до 1000 человек на гектар. При этом речь идет о комплексной высокоплотной застройке квартала. Необходим закон Санкт-Петербурга о расселении жителей демонтируемых ветхих домов регламентирующий отношение между ними и строителями, исключающий выкручивание рук непомерными требованиями. Требуется поддержка и еще в одном деликатном вопросе. Люди, живущие в квартире площадью 40 кв. м, получат жилье 50-60 кв. м, в соответствии с существующими нормами жилобеспеченности. А что происходило в Москве? Узнав, что здание идет под снос, жители начинали неимоверно "плодиться", прописывая родственников. В однокомнатной квартире по документам находилось до 20 человек - все претендовали на новое жилье. Эта ситуация должна быть пресечена законодательно. А главное - работники администрации всех уровней должны понимать, что одно рабочее место строителя обеспечивает работой 18 рабочих мест смежных профессий. И тот, кто помогает строительству - тот помогает проведению реформ, которые Президент и Правительство РФ проводят в интересах большинства населения.
Дата: 17.05.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (30)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||