|
|||||
1 стр. из 1 В нашем втором интервью с начальником Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России В. С. КОТЕЛЬНИКОВЫМ мы затронули проблему лифтового парка страны.
На 1 января 2004 г в стране эксплуатируется 433923 лифта. К сожалению, при том, что лифт - машина относительно безопасная, находится в ограждаемой шахте и передвигающаяся на жестких направляющих, а количество блокировок на дверях шахты и кабины больше, чем на зарубежных аналогах, в лифтовом хозяйстве имеется травматизм, в том числе смертельный - в 2003 году было 20 случаев с летальным исходом. Однако в целом тенденции в отрасли нельзя считать катастрофическими. Динамично растет численность лифтов - в год принимается от 7,5 до 9 тыс. лифтов. Плюс модернизация и замена по результатам технической диагностики, тоже порядка 4 тыс. лифтов. Многие специалисты, не обладая статистическими данными, утверждают, что лифтовой парк безнадежно устарел, и, если мы не вложим деньги, то наступит социальная катастрофа. Это - сгущение красок. Мы провели инвентаризацию всего лифтового парка и убедились, что положение далеко не безнадежно, в особенности по сравнению с другими отраслями. Так, в крановом хозяйстве нормативный срок выработало до 80% оборудования, в электроэнергетике, по некоторым оценкам, порядка 90%, в химической промышленности - около 60% оборудования. В лифтовом же хозяйстве, в среднем по России, нормативный срок выработало 23% оборудования. Наиболее серьезное положение - в Санкт-Петербурге, где речь идет о 49% износа. Таким образом, говорить о приближающейся катастрофе и срочных федеральных программах не следует, тем более что действуют городские программы по модернизации - в случае хорошего финансирования и выполнения их будет достаточно. - Одной из серьезных проблем называют вандализм... - Да, если сегодня посмотреть всю статистику, то в причинах сбоев преобладают факты вандализма и их последствия. Много фактов поджога лифтов, кражи цветных металлов. Бывают случаи, когда лифт в шахте остается висеть на закладных - все остальное украдено. Эксплуатирующие организации за счет своих средств и средств местного бюджета не в состоянии оперативно вести текущий ремонт. Как с бороться с тем, что на сложное инженерное сооружение выплескиваются отрицательные эмоции - большая социально-психологическая проблема. Еще одна не столько техническая, сколько социальная проблема - это проникновение подростков и катание на крыше кабины, под кабиной, на противовесе... Было немало случаев увечья, в том числе со смертельным исходом. Как правило, пик таких случаев приходит на осенние и весенние каникулы. Мы уже на протяжении 10 лет проводим планомерную политику по установке дополнительных устройств безопасности на действующие лифты, а также обязали заводы и специализированные организации устанавливать соответствующие устройства безопасности на новую продукцию. Работа дала положительный результат: В Москве, где установлено значительное количество этих устройств, количество смертельных случаев упало до ноля - наглядный результат работы территориальных органов, наших заводов, специализированных организаций и предприятий жилищного комплекса. Важная проблема - диспетчеризация. Даже если лифт полностью соответствует всем правилам, но если он не обеспечен диспетческой связью с аварийной лифтовой службой, работу лифта следует признать ненадежной. Например, в Санкт-Петербурге сегодня из 23 тыс. лифтов, находящихся в городском хозяйстве, не оборудованы диспетчерской связью более 6,5 тыс, и в более чем 7 тыс. лифтов связь неисправна. Особенно бедственное положение в центре города, где не хватает пар для телефонной связи. Поэтому мы уделяем большое внимание диспетчеризации лифтов, в том числе оборудованию диспетчерской связи, разработанной на новых информационных технологиях. Сейчас появляется ряд хороших систем диспетчерской связи - это "Обь", система "КДК" Новосибирского завода, есть системы производства Ульяновского завода. - Какова ситуация в производственном сегменте? - Сейчас в стране действует порядка 7 лифтовых заводов. Наиболее крупный - Карачаровский завод, и хотя в последние годы он немного сбавил темп, думаю, что позиции он восстановит, тем более что выпускаемая продукция по качеству неплохая. Также крупными производителями являются Щербинский лифтостроительный завод, и лифтовой завод "Отис" в Санкт-Петербурге. Продолжает работу петербургский "Стилкон", специализирующийся на выпуске лифтовых кабин нестандартных размеров. Появилось несколько предприятий - в Омске, Саратове. "Уральский лифтостроительный завод", г. Екатеринбург, раньше делал только грузовые, а сейчас приступил к изготовлению пассажирских лифтов. номенклатуру бывшего Спитакского лифтостроительного завода освоил "Ржевбашкран". Работают и заводы с территории бывшего СССР - довольно крупные поставки осуществляет Могилевский завод, небольшие партии изделий поступают с Самаркандского завода. Думаю, что этих мощностей вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности нашего ЖКХ. Лифты зарубежного производства в меньшей степени предназначены для этой ниши не только из-за финансовых показателей, но и потому, что не всякий иностранный лифт выдержит уровень нашего вандализма. Кроме того, зарубежный лифт должен поставляться на условиях фирменного монтажа, а также обслуживания. - Тем не менее, зарубежные компании тоже активно развивают поставки. Почему это происходит? - Элитное жилье, где проблема вандализма стоит менее остро, снабжаются лифтами "Отис", машинами итальянского, французского производства. Расширяет присутствие корейская компания LG, создавшая совместное предприятие "Лифтстрой". Сектор очень добротного элитного жилья держит компания KONE. Есть поставки компании Tissаn, в частности именно они поставили скоростные (9 м/с) лифты на Останкинскую телебашню. Компания Shindler - торговые дома. Следует отметить, что одна из причин хорошего продвижения компании Shindler - поставка комплекса подъемных машин - и лифтов, и эскалаторов. Заказчику удобно решить все проблемы с одним производителем. Отечественные заводы производством одновременно лифтов и эскалаторов не занимаются. Наши заводы не конкурентны в секторе скоростных лифтов, которые требуются для высотных зданий. Сейчас есть определенные подвижки - и на Карачаровском, и на Щербинском механическом заводе изготавливавются новые привода, но пока речь идет не о серийном производстве, а о разовых заказах. Так что ниша скоростных машин пока не наша. - Насколько тяжело войти в рынок новым производителям? Ведь в стране немало машиностроительных производств, продукция которых не востребована. - Рынок очень специфичен, и войти в него поэтому тяжело. Так, одно из сибирских оборонных предприятий уже в течение десяти лет пытается освоить производство, но продукция все еще далека от совершенства. Даже сравнительно мощные оборонные предприятия, военная техника которых продается во всем мире, могут выдавать системный брак на намного более простой продукции - лебедках. Не все получается сразу и у профильных лифтовых заводов. - В таком случае, не обескровит ли окончательно наши заводы введение новых норм, гармонизированных с европейскими? - Конечно, для этого надо очень многое изменить - в конструкциях дверей, лебедок, по многим другим позициям. Но, если внимательно изучить нормативную документацию, то окажется, что европейские нормы во многом мягче, чем наши. Кроме того, мы дали 2 года на переход к новым правилам. Таким образом, модели освоенных до ввода в действие ПБ 10-558-03 лифтов могут производиться до конца сентября 2006 года, но их ввод в эксплуатацию должен осуществляться уже в соответствии с ПБ 10-558-03. При этом испытания, требования к конструкции оборудования и поставляемой с лифтом технической документации должны соответствовать руководству по эксплуатации завода-изготовителя. - Один из сегментов рынка элитной недвижимости - это архитектурные памятники, которые приспосабливаются для коммерческого использования. Если здание оснащается лифтами, какой подход более оправдан - внедрение лифта внутрь, с разборкой перекрытий, или приставные шахты, проблема которых - отрицательные температуры? - Думаю, что в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. Во многих зданиях, являющихся архитектурными памятниками, для внедрения лифтовых шахт можно использовать старые лестничные марши, не разрушая исторических интерьеров. Если это решение невозможно, то допустимо использовать приставные или подвесные шахты. - Некоторые эксплуатационники считают это направление тупиковым, предпочитая внутренние лифты. - Это не так, приставные шахты строятся и за рубежом, в частности - в старых домах. Что касается надежности конструкций, имеющиеся на рынке предложения по материалам позволяют спроектировать их с большими запасами прочности - превышениями в 5-7 раз. Приставные шахты также страдают от вандализма, и чтобы решить эту проблему, в состав стеклопаета включается поликарбонат - материал прозрачный, но небьющийся, и с улучшенными энергосберегающими характеристиками. - Каково положение с производством запчастей? - Основная проблема, из-за которой многие запчасти выходят из строя - низкое качество электроэнергии. На электродвигателях, особенно выпущенных в 80-е годы, надежной защиты предусмотрено не было. К сожалению, эту статистику никто не считал, но с 1990-х гг. сгорало до 7% двигателей. В 1990-х гг был проведен ряд модернизаций, были поставлены дополнительные реле, плавкие предохранители, отсекатели. Процент выхода из строя был снижен, хотя все равно остался достаточно значительным. Как правило, сгорает малая обмотка двигателя, после чего требуется ремонт. Все эксплуатационные организации имеют соответствующую базу, где занимаются перемоткой. Запасные части для двигателей выпускают и заводы во Владимире, Ярославле. - Что происходит с выпуском отечественных микропроцессорных станций? - Выпускается несколько микропроцессорных станций - это разработки ЦКБ по лифтам, совместная разработка Карачаровского механического и Тверского заводов, Чебоксарского завода. Станции прошли испытания и их надо внедрять. С выпуском различных станций возникают проблемы в эксплуатации, что в пределах одного лифтового участка используются лифты различных производителей. Когда у механика оказывается до 20 различных схем управления, то разобраться в них оказывается непосильной задачей. - Эксплуатационники говорят и о другой проблеме: норматив освобождения пассажиров из кабины остановившегося между этажами лифта составляет сейчас полчаса. В то же время, чтобы днем проехать по городу, особенно в Москве и Петербурге, иногда не хватит и полутора часов. - Система диспетчерских аварийных служб должна располагаться "кустовым" способом, и уже задача руководителя эксплуатирующей организации - оптимально разместить их. - А перспективен ли подход, при котором производственные организации берут на себя монтаж и обслуживание лифтов? - Думаю, что это подход прогрессивный, его постепенно воспринимают и наши производители. Правда, пока они в основном проявляют интерес к монтажу, эксплуатацией же интересуются меньше. Главное преимущество в замкнутом цикле поставки, монтажа и обслуживания в том, что повышается ответственность производителей и их заинтересованность в качестве - статистика о сбоях поступает на завод, где оперативно принимаются меры. Есть также определенная специфика, связанная с эксплуатацией лифтов - отечественная эксплуатирующая организация не всегда готова качественно обслуживать лифт зарубежного производства, поэтому на "элитных" объектах речь может идти, в основном, о фирменном обслуживании. Дата: 17.05.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (30)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||