|
|||||
1 стр. из 1 Немного истории. Трест "Мослифтмонтаж" был создан в 1967 году, при реорганизации одного из управлений треста "Мос-проммонтаж". Предприятие было организовано для монтажа лифтов в Москве, в связи с началом массового строительства зданий повышенной этажности. В 1990 году на базе организации был зарегистрирован Московский арендный трест по монтажу лифтов "Мослифтмонтаж", преобразованный через 5 лет в ОАО "АК Мослифтмонтаж". Организация продолжает работать в структуре Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Правительства Москвы. ТРЕСТ, КОТОРЫЙ НЕ ЛОПНУЛ - За 37 лет наша организация смонтировала порядка 100 тыс. лифтов. В настоящее время ежегодный объем монтажа составляет порядка 2000 лифтов, а численность персонала - 750 человек, из них более 600 - монтажники. За это время в организации сменилось несколько поколений работников, я - шестой по счету руководитель. После распада главка "Союзлифтмонтаж", который объединял систему региональных монтажных организаций, наш "Мослифтмонтаж" остался крупнейшей организацией по монтажу лифтового оборудования и в Москве, и в России. Сейчас мы обеспечиваем примерно 80% потребностей по монтажу лифтов в Москве. Удерживаем весьма достойный объем монтажа - свыше 2000 лифтов в 2003 году. Основная сфера деятельности - заказ, монтаж, пусконаладочные работы лифтов отечественного и зарубежного производства грузоподъемностью от 100 до 5000 кг со скоростью движения кабины от 0,5 до 4,0 м/с. Также решаем вопросы замены устаревших или вышедших из строя лифтов, модернизации. Кроме того, предприятие занимается ремонтом и технической эксплуатацией лифтов и систем диспетчерского контроля, диагностикой и обслуживанием внутренних систем электроснабжения. Среди объектов, на которых мы монтировали лифты, - гостиничные и офисные здания, больницы, элитные высотные новостройки - новая "Олимпийская деревня", жилые комплексы "Синяя птица", здания на Зоологической, Краснопресненской улицах, Мичуринском проспекте, комплексная застройка Жулебино, Южного и Северного Бутово, Митино, Новокосино, Марьинского парка. Устанавливаем лифты производства Карачаровского и Щербинского заводов, OTIS, KONE, Kliman, LG. Ищем и новые контакты. - Какие лифты предпочитаете, российские или зарубежные? - На рынке, безусловно, работают многие очень грамотные иностранные фирмы. Но лидеры, как и в любой отрасли, берут наценку "за название". Конечно, они имеют на это право, тем более что марка лифта играет на престиж здания. Есть и объективные преимущества - динамические характеристики, надежность механики. Но в мире есть и другие, менее известные, но не менее качественно работающие лифтостроительные компании. Ведь практически каждая развитая страна имеет собственное лифтовое производство. У нас мало известны израильские, турецкие лифты, продукция стран бывшего соцлагеря, а она есть. Поэтому, я думаю, структура конкуренции существенно изменится за счет этих компаний второго эшелона. Что касается отечественной продукции, ее качество растет. Но нужно отметить тревожную тенденцию. Российские лифты продолжают расти в цене, из-за роста цен на энергоносители и металл, появления импортных элементов. Если цена перестанет значимо отличаться от европейских предложений, то наша лифтовая промышленность будет смыта потоком импорта. Ведь рынок России очень емкий, он был привлекателен для OTIS и KONE даже во времена "железного занавеса". ТРЕБОВАТЕЛЬНАЯ НИША - Имея численность в 750 человек и сорокалетнюю историю, многие попытались бы стать компанией "полного цикла" - создать или приобрести производство, затем брать лифты на обслуживание. Или, по крайней мере, форсировать смежные виды деятельности. Почему Вы не идете по этому пути? - Что касается совмещения функций монтажа и обслуживания, эта схема рентабельна для городов, сравнительно небольших по населению, этажности жилого фонда и количеству лифтов. В Москве же, на самом крупном лифтовом рынке России, сложилась система разделения труда. Для того чтобы удерживаться на рынке Москвы, нужно придерживаться очень важного правила. Это - выполнять обязательства четко и в срок. Мы действуем в сфере, подконтрольной вице-мэру Москвы В. И. Ресину, который жестко контролирует соблюдение сроков строительства. Согласно технологии, монтажники лифтов входят в корпус здания последними. И, пока лифты и все системы не сданы комиссии, здание принято не будет. Представьте уровень ответственности... Поэтому специализация неизбежна. С распадом СССР единая система лифтостроения страны распалась. НПО "Лифтмаш" вело разработку новых конструкций, контролировало качество производства, разрабатывало стандарты. Все лифтовые заводы, кроме Карачаровского (который подчинялся Мосгорисполкому), были подотчетны этой структуре. Сейчас есть определенные попытки приводить производство к мировым стандартам, с тем, чтобы в руках одного предприятия совмещались функции монтажа и обслуживания лифтов. Но нужно понимать, что зарубежные лифтовые компании полного цикла изначально создавались на базе заводов, что было удобно в конкуренции, а структура советской лифтовой отрасли имела централизованную структуру и развивалась по законам плановой экономики. Сейчас, с распадом этих структур, заводы получили самостоятельность - они неподконтрольны эксплуатирующим предприятиям, и наоборот. Мы даже кое в чем проиграли от попыток заводов создать организации "полного цикла". Раньше в структуре Треста находилось пять монтажных управлений, и управление производственно-технологической комплектации, которое занималось организацией поставок оборудования от заводов изготовителей, хранила оборудование, проводило предмонтажную подготовку. Изготавливалась на базе УПТК и часть комплектующих - щиты-настилы, элементы обрамления шахты, оснастку. Сейчас заводы-изготовители предпочли вести поставки лифтов строительным организациям напрямую, а для нас на первый план вышла задача монтажа лифтов - половина сил УПТК переброшена также на монтаж лифтов. У нас есть эксплуатационный участок в районе Митино. Он оснащен автотранспортом, персонал обладает мобильной связью - в общем, работаем на достойном уровне. Префектуры уже несколько раз выбирают именно нашу организацию, предпочитая ее за мобильность и организованность. Но, в целом, этот участок мы держим для того, чтобы не терять квалификацию по соответствующему направлению. - Насколько большое место в работе занимают задачи по модернизации лифтов? - Мы участвуем в городских программах по замене оборудования, но в основном этот рынок тоже не наш - соответствующие заказы чаще достаются организациям, имеющим длительный опыт по эксплуатации лифтов и связи с префектурами. Наши же связи в основном ориентированы на строительный комплекс. Но, именно поэтому, нас в большей степени привлекают на новое строительство. Еще одна деталь: у нас персонал и все оборудование ориентировано на установку лифтов в новых домах. Большинство наших бытовок не имеют колес - они доставляются на стройплощадки и стоят там относительно долго. У организаций, которые занимаются модернизацией лифтов, бытовки на колесах - разместить ее у дома, где стоят десятки припаркованных машин, проще. Казалось бы, мелочь, но это важно. Как и задачи по эксплуатации, мы ведем модернизацию в основном чтобы поддерживать соответствующие навыки. НА ПЕРЕДОВОЙ ПРОГРЕССА - Специализация на монтаже новых лифтов тем более важна, потому что в настоящее время лифты меняются ежегодно - оте-чественные заводы работают над улучшением качества продукции. Особенно большие изменения коснулись электроники. Если релейную станцию управления могли обслуживать обычные механики, то с появлением микропроцессорных блоков управления нам потребовалось искать электронщиков. К счастью, решить этот вопрос мы смогли за счет специалистов из ВПК, которому в годы перехода к рынку пришлось еще тяжелее нашего. Более того, сегодня с помощью наших электронщиков можем решать некоторые непростые задачи - например, сопряжение микропроцессорной станции управления с частотно-регулируемым приводом. Это техническое решение позволяет создавать качественные лифты для домов повышенной этажности, обеспечивая скорость до 1,6 м в секунду, с плавными разгоном и торможением. Задача была непростая, но решена. - Образно говоря, специалисты "оборонки" остались на передовой прогресса. Но резервы ВПК сегодня исчерпаны, тем более что с возрождением комплекса туда вновь начинается приток. А где Вы черпаете специалистов сегодня? - Раньше в этом нам помогала структура главка "Мосмонтажспецстрой", теперь вынуждены решать вопросы организации подготовки кадров сами - в том числе на платной основе. Привлекаем молодых ИТР из МИСИ, причем работаем с преподавательским составом - отслеживаем добросовестных студентов заранее. Проблема, конечно, в том, что многие студенты ориентированы на частный сектор, получая высшее образование "для души". Раньше, с работой системы распределения, этой проблемы не было. Тем не менее, все кого мы взяли на работу, работают до сих пор. Первым делом мы заставили ребят пройти через монтажные участки, чтобы они знали специфику работы, могли контролировать ее качество. В основном, выручает надежный кадровый состав - сотрудники высокой квалификации, проработавшие и 10, и 15, и более 20 лет. Есть, конечно, и отрицательный момент - старение, поэтому коллектив стремимся обновлять. НЕМНОГО КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ - Одна из проблем отрасли - рост вандализма. Каким образом надежнее решать проблему - методами воспитания, слежки, усиления конструкций? - Это проблема была актуальна не только сегодня. Но именно теперь наши лифты стали выпускаться с надежным уровнем вандалозащищенности. Правда, никакая сталь всех проблем не решает - чем кабина крепче, тем больше ее пытаются ломать, разрисовать. Иногда мне кажется, что делать ставку только на защищенность неправильно. Например, за рубежом работают лифты, в которых нет дверей кабины. Такая конструкция намного дешевле в эксплуатации. Есть в старинных домах шахты без ограждения... Тем не менее, люди нормально ими пользуются. Что касается безопасности, наши лифты по многим параметрам и так "впереди планеты всей" - они делались "на дурака", с учетом низкой культуры эксплуатации, чего не делалось на Западе. Мы же продолжаем тратить огромные деньги на вандалозащищенность и предохранительные устройства, тогда как нужно налаживать работу с детьми, молодежью, их родителями. Ведь можно дойти до абсурда - например, закрыть решетками все окна лестничных клеток выше третьего этажа - вдруг кто-то решит выпрыгнуть. К сожалению, последнее время работать стало трудней, потому что было отменено обязательное лицензирование ряда видов деятельности. В результате в нашу сферу пришли организации, состоящие из директора и главбуха, а также нескольких "специалистов" с просторов СНГ. Не имея производственной базы и используя "серые" схемы налогообложения, они сбивают цену на работы. - Да, лифтовой рынок демократичен. Есть и госпредприятия, и частные компании, и иностранцы. Оказывается, и халтурщикам место находится. Но, вероятно, в ходе реформы коммунального хозяйства рынок будет меняться - количество госпредприятий будет снижаться. На какие проблемы в этой динамике Вы хотели бы обратить внимание? - Несмотря на обещания навести порядок, пока оставляет желать лучшего финансовая дисциплина заказчиков и подрядчиков - задержки платежа за смонтированное оборудование. Многие заказчики считают нормальным не платить месяц, два, три, а некоторые по году. С самыми злостными неплательщиками мы вынуждены разбираться в арбитражном суде, но это не помогает - отношения портятся, новых заказов уже не получить. А как платить налоги, зарплату? Но все равно с необязательными партнерами расстаемся. Думаю, именно в этом вопросе нужна деятельная поддержка властей. На данный момент сложилась неправильная практика, когда субподрядчик, отчитываясь о работе, должен указывать своих кредиторов. Нужно сделать систему отчетности, при которой генеральный подрядчик докладывает о своей задолженности. И получается, что муниципальный заказ выгоднее, чем коммерческий - он финансируется более стабильно... Дата: 17.05.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (30)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||