Сможет ли Россия взять у природы ее богатства?

1 стр. из 1

Международный форум "Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты" в четвертый раз собрал на берегах Невы более двух тысяч видных ученых, специалистов и представителей органов власти для обсуждения  важнейших проблем отрасли. О статусе мероприятия красноречиво говорит перечень его организаторов. Это Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Минэкономразвития и торговли РФ, Научный Совет РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений, Российский топливный союз, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Аппарат полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Администрация Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез" и Выставочное объединение "Рестэк". В рамках форума состоялись конференции, семинары и круглые столы, а также специализированные выставки "Нефтегазэкспо", "Нефтепереработка и нефтехимия", "Автозаправочный комплекс".


Наша страна обладает мощной сырьевой базой, которая является основой для развития не только ТЭКа, но и в значительной степени экономики в целом. В прошлом году была принята "Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.", которая нацелена на преодоление негативных последствий экономического кризиса 90-х годов, обеспечение роста ВВП и подъем уровня и качества жизни населения.

Однако реальность выполнения задач, обозначенных в "Энергетической стратегии", вызывает некоторые сомнения, и об этом говорили выступавшие на форуме. Уже в течение десятилетия имеет место тревожная тенденция: добыча энергоресурсов опережает их восполнение. И если не вести планомерно геологоразведочные работы, то ресурсы будут вскоре исчерпаны. Выступивший на форуме консультант аппарата Комитета Совета  Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий СЕЛЕЗНЕВ сказал:

- Анализ выполненных геологоразведочных работ за 1999-2003 гг.  свидетельствует о том, что при существующих уровнях финансирования (в среднем 34 млрд. руб.) сохранится отрицательная тенденция невосполнения добычи углеводородного сырья новыми приростами его запасов, что, в свою очередь, повлияет не только на социально-экономический уровень отдельно взятых регионов, ориентированных на добычу и переработку нефти и газа, но и отра-зится на  экономико-политическом положении нашей страны на международной арене. Тем самым, увеличивается риск для России пополнить список стран, обладающих топливно-энергетической промышленностью и сырьевыми ресурсами, но не способных обеспечить разработку и переработку сырья, вынужденных отдавать сырье иностранным компаниям, становясь сырьевым придатком экономически развитых стран.

Однако необходимо и понимать, продолжил докладчик, что недальновидная политика в отношении стратегического развития регионов, имеющих только сырьевую ориентацию в долгосрочном  периоде, приведет Россию к потере национальной, экономической и оборонной мощи. Необходимо параллельное развитие наряду с нефтегазовым комплексом наукоемких высокотехнологичных отраслей промышленности, которые были бы востребованы и конкурентоспособны на мировом рынке в XXI веке. В противном случае наша экономика и дальше будет напрямую зависеть от мировых цен на нефть и газ, что, в свою очередь, может привести к экономическому, а следовательно и социальному краху не только отдельных областей, но и государства в целом.

Столь страшный прогноз не сбудется только в том случае, если будут приняты экстренные меры со стороны государства. Не секрет, что сейчас идет хищническая разработка скважин на большинстве месторождений, потому что государство утратило контроль за этим процессом. Об этом говорил в своем докладе на форуме и председатель Научного Совета РАН по геологии и разработке нефтегазовых месторождений, директор Института геологии нефти и газа РАН, академик Алексей КОНТОРОВИЧ. Он предостерег, что если в самое ближайшее время не будут приняты жесткие и решительные меры, то в нефтегазовом комплексе России, а вслед за ним и во всей экономике неизбежно произойдет спад, и преодолеть его будет очень трудно, если вообще возможно. Необходимо иметь в виду одно принципиально важное отличие кризиса 90-х годов от возможного кризиса в будущем (2015-2020 гг.) Дело в том, что кризис 90-х годов разразился в условиях, когда страна располагала уникальной сырьевой базой - разведанными запасами нефти, газа, многих металлов. Эта база создавала предпосылки для быстрого подъема сырьевых отраслей промышленности.

Кризис, который угрожает России в будущем, произойдет в решающей степени из-за отсутствия такой базы. Весь резерв разведанных запасов минеральных ресурсов, подготовленных в условиях плановой социалистической экономики, будет исчерпан. На открытых месторождениях обеспечить предусмотренные "Энергетической стратегией" уровни добычи нефти можно только до 2013-2015 гг. После этого необходимо вводить в разработку новые, еще не открытые месторождения.

Какими же ресурсами располагает страна? Об этом в своем докладе рассказал руководитель Департамента топливно-энергетических ресурсов недр и морских работ Министерства природных ресурсов  РФ Ринат МУРЗИН:

- В последнее время проведена большая работа по оценке минерально-сырьевой базы всех видов полезных ископаемых, состоянию лицензирования и эффективности использования лицензий, - сказал он. - Анализ показывает, что Россия по-прежнему обладает мощной сырьевой базой углеводородов. Открыто более 2848 месторождений нефти, газа  и конденсата, в эксплуатации находятся 1462 месторождения. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча. В России очень большой потенциал ресурсной базы, которая позволяет открывать месторождения и пополнять запасы. Наибольшее количество - 55% ресурсов сосредоточено в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В эксплуатации находится пока лишь 15% от общих запасов региона, разведанные неэксплуатируемые запасы составляют 22%. Велик неразведанный резерв - 53%.

Сохранился ресурсный потенциал и в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции (13%). Но здесь около половины запасов уже находятся в эксплуатации, а резерв для открытия месторождений и перевода их в разведанные составляет лишь 28%. Почти такая же ситуация и на Северном Кавказе: накопленная добыча составляет 52% от всех начальных суммарных ресурсов, в резерве находится 34%.

В Восточной Сибири сосредоточено 13% запасов углеводородов страны, и они на 90% еще не разведаны. Перспективные ресурсы имеются также в Прикаспийской нефтегазоносной провинции и дальневосточных морях. Что касается северных морей, где добычи пока нет, то там к перспективным ресурсам относятся все 100%.

В последние четыре года добыча нефти постоянно растет, в этом году она составит 440 млн т, что превысит уровень, определенный "Энергетической стратегией России на период до 2020 г." Вместе с тем, уровень воспроизводства запасов нефти и конденсата продолжает отставать от добычи. После 2010 г. разведанных запасов может не хватить для обеспечения запланированного уровня добычи нефти и конденсата. Поэтому надо уделить максимум внимания проведению геологоразведочных работ, воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Не менее важной задачей является и повышение эффективности нефтеотдачи  пластов и приведение работ в соответствие с проектными документами. Велико количество простаивающих эксплуатационных скважин (26%). Необходимо вести мониторинг за использованием недр, и эта работа скоро начнется, подчеркнул докладчик.

Что касается газа, то запасы его, в том числе уже разведанные, велики. Россия обладает 32% мировых запасов газа. Начальные суммарные ресурсы составляют 236 трлн куб. м, из них 160 - на суше и 76 - на шельфе. Накопленная же добыча газа составляет всего 6%. Наибольший объем вовлеченных в  разработку ресурсов газа находится в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Велики запасы газа и в северных морях - Баренцевом, Печорском, Карском. Далее следуют Восточная Сибирь и дальневосточные моря. Прогнозируемые объемы добычи газа в стране будут существенно увеличиваться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития России. В 2010 г. добыча может составить 645-665 млрд куб. м, а к 2020 г. возрасти до 710-730 млрд куб. м.

Однако, по мнению докладчика, только значительное увеличение прироста запасов нефти, конденсата и газа и их добычи будет способствовать увеличению ВВП в 2 раза. Для воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья необходим комплекс законодательных и экономических мер, а в федеральном бюджете должна быть предусмотрена целевая  статья на геологическое изучение и прирост запасов в размере не менее 10% от налога на добычу полезных ископаемых.        

В рамках форума состоялась также III международная конференция "Современная электроэнергетика - основа экономического развития". На ней рассматривались различные аспекты: перспективы формирования Евразийского электроэнергетического рынка, переход на синхронную работу энергообъединений "Восток-Запад", а также тенденции развития коммунальной энергетики в условиях формирования рынка в сфере коммунальных услуг. Не осталась без внимания и такая животрепещущая проблема, как развитие рынка газоснабжения. О тенденциях и возможных сценариях его реформирования рассказал в своем докладе член Правления, директор Дирекции по газоснабжению ОАО "Российские Коммунальные Системы" Михаил МАЛЫШЕВСКИЙ:

- Рынок газоснабжения объективно придет к двухсекторной модели, при этом в ведении государства останутся транспорт газа по магистральным и распределительным газопроводам, реализация населению и коммунально-бытовым потребителям. Что касается добычи  и реализации коммерческим потребителям, то они будут регулироваться рынком. Докладчик определил следующие этапы развития газовой отрасли:

I этап (переходный период): прекращение дотирования потенциально рентабельных, экспортно-ориентированных отраслей: металлургии, нефтехимии,  электроэнергетики и частично машиностроения (с сохранением регулируемых цен для  потребителей социально-бюджетной сферы);

II этап: переход на двухсекторную модель рынка реализации газа через более четкую дифференциацию цен для конечных потребителей в зависимости от удаленности от мест добычи  газа. Полная ликвидация перекрестного субсидирования через переход на договорные цены для всех коммерческих организаций и реализацию газа по фиксированным ценам коммунально-бытовому сектору и населению;

III этап: изменение ценообразования на транспортировку газа, стимулирование энергосбережения через специальные налоги с потребителей газа.

Дата: 17.05.2004
Ольга Лоскутова
"Федеральный строительный рынок" 3 (30)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!