Применение высокоэффективных смазочных материалов для опалубки при монолитном бетонировании

1 стр. из 1

Качество бетона при монолитном бетонировании зависит от многих факторов. Среди них можно назвать следующие:
 -  качество применяемых вяжущих веществ и заполнителей;
 -  оптимальный подбор состава бетона;
 -  режимы уплотнения бетонной смеси;
 -  условия твердения бетона его распалубки;
 -  качество щитов опалубки.
 
В значительной степени качество бетонной поверхности зависит от вида применяемых смазочных материалов для щитов опалубки. Анализ смазочных материалов для металлических форм и различного вида опалубки, используемых в настоящее время строительными организациями Москвы в монолитном бетонировании, позволил выбрать такой вид смазки, который обеспечивает высокое качество бетонной поверхности, отвечает современным экологическим требованиям, увеличивает срок службы опалубки.

В настоящее время применяется большое количество всевозможных видов смазочных материалов. Широкое применение за последние годы нашли смазки на основе эмульсола ЭКС-А (г. Казань), ЭКС-М (г. Кстово, ООО "Н. Петрос") и эмульсол "Петрамин" (г. Кстово, ООО "Н. Петрос"). На их основе приготавливаются эмульсионные смазки в соотношении 30-50% эмульсола и 70-50% насыщенного известкового раствора.

Однако практикой доказано, что эмульсионные смазки при обильном нанесении их на поверхность опалубки оставляют на бетоне темные пятна. Особенно это относится к эмульсолу ЭКС-А. Многолетний опыт его применения на московских заводах ЖБИ показал, что на изделиях постоянно появляются черные пятна, которые с трудом удаляются с бетонной поверхности. Разработан даже перечень веществ для удаления этих пятен. После окончания отделочных работ в доме пятна проступают сквозь обои и краску, что приводит к дополнительным трудозатратам на повторные отделочные работы.

Облагородить эмульсионные смазки и исключить появление любых пятен на бетонной поверхности возможно при замене части эмульсола "Петрамин" на техническое рапсовое масло, что подтверждено опытом работы Ростокинского завода ЖБК ДСК-1 (разработчик состава и технологии приготовления смазки - В. Ф. Афанасьева).

Получить гладкую бетонную поверхность можно также, смешивая рапсовое масло с соляровым маслом в соотношении 1:1. Этот вид смазки применяется на заводе ЖБИ № 17, Краснопресненском заводе ЖБК ДСК-1, на фирме "БРААС-ДСК-1" при производстве цементно-песчаной черепицы.

Следует заметить, что перечисленные смазки требуют специального помещения и оборудования для приготовления рабочего состава. Для построечных условий при монолитном возведении объекта это неприемлемо.

В ряде организаций для опалубки при монолитном бетонировании применяется эмульсия "Айсберг-М" (ТУ 2241-008-58708962-03). Смазка представляет собой эмульсию масла с водой с соответствующими добавками: "Айсберг-10" и "Айсберг-20" - для применения в летнее время; "Айсберг-30" - зимний вариант, не замерзающий раствор до -12 0С. При длительном хранении эмульсию необходимо перемешивать или барботировать. Однако в зимний период наиболее приемлемой должна быть смазка, не замерзающая до -25 0С.

Поэтому смазка "Айсберг", рассчитанная на применение при температуре до -12 0С, не будет востребована.

Для получения изделий с поверхностью без пор и раковин применяется также смазка ОПЛ на основе отходов производства ланолина. Смазка проста в изготовлении, длительное время не расслаивается. Широко применяется в ОАО "ДСК-1", ОАО "ДСК-2", ОАО "ДСК-3", "КЖБК-2" и других организациях.

Широкое распространение получили также смазки на основе отработанных минеральных масел, обработанных в РПА. Примером может служить концентрат эмульсии "Стройформ" - совместная разработка ФГУП КТБ ЖБ и ООО "СтройтехноНИИЖБ". Концентрат выпускается по ТУ № 77.01.03.025.т.37680.12.2 от 27.12.02 г. Однако при применении эмульсии на Ростокинском заводе ЖБК ОАО "ДСК-1" изделия имели темные пятна, загрязнения металлической поверхности форм и резкий запах.

Ряд заводов ЖБИ проводят исследования, а отдельные заводы внедряют смазки фирмы ООО "Адгезит" (Тушинский и Краснопресненский заводы ОАО "ДСК-1", КЖБК-2, ЖБИ-16 и т. д.).

Следует отметить, что есть данные о содержании в смазках на основе отработанного масла примесей тяжелых металлов, что опасно для жизни людей. Отработанные масла могут также содержать простые углеводороды и сложные ароматические соединения (бифенолы - канцерогенные вещества). В отработанном масле могут присутствовать галогеносодержащие углеводородные соединения. Синтетические отработанные масла содержат соединения тяжелых металлов, фосфора, серы. Эти соединения опасны для здоровья человека. Наиболее известные из них - полихлортетрохлорбензилтолуол и эфиры фосфорной кислоты. Отработанные масла относятся к классу опасности А III - ядовитые горючие вещества.

Для монолитного бетонирования в построечных условиях к смазке предъявляются особые требования:
 -  на объекте должна находиться готовая к применению смазка;
 -  опалубка должна сниматься без дополнительных усилий, не нарушая структуры бетона и не разрушая саму опалубку;
 -  смазка не должна замерзать при -20 0С
 - -25 0С;
 -  смазка не должна расслаиваться длительное время без перемешивания;
 -  поверхность бетона должна быть гладкой с минимальным количеством раковин;
 -  цементная пленка должна иметь прочное сцепление с бетоном.
 
Основным требованием к смазкам для опалубки при монолитном бетонировании на сегодня отвечают эмульсол "Петрамин 7-05" и импортные аналоги, зарекомендовавшие себя при строительстве Лефортовского тоннеля в составе Третьего транспортного кольца Москвы.
Эта смазка прошла испытания по ее применению для снятия опалубки с железобетонных изделий плиты проезжей части при строительстве Лефортовского тоннеля и рекомендована к использованию при производстве монолитных железобетонных конструкций (наряду с импортными аналогами).

Данный эмульсол производится компанией "Н. Петрос" по ТУ 0258-003-50689857-01
и предназначен для облегченного отделения бетона от различного вида опалубки (металлические формы, деревянная опалубка, ламинированная фанера, пластиковые формы и др.), а также для защиты самих металлических форм. Эмульсол приготавливается на основе смеси индустриальных масел общепромышленного назначения и растительных масел. Продукт относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

С 25.09.03 г. по 15.10.03 г. на объекте ООО "Латгалия" ОАО "СУ-155" (по адресу: Москва, ул. Азовская, владение 24-31) прошла испытание смазка-эмульсол "Петрамин 7-05" для смазывания щитов опалубки из ламинированной фанеры.

Ранее для вышеуказанных целей применялись смазки ООО "КрамосИнженеринг" или соляровое масло. Два последних вида смазок оказали отрицательное воздействие на качество бетонной поверхности и опалубки: цементная пленка отрывалась от поверхности бетона, загрязняя через 5-6 оборотов поверхность опалубки, которую с трудом очищали скребком и лопатой; у поверхности бетона образовалась бугристая структура, требовались дополнительно штукатурные работы для последующей окраски. Щиты опалубки с трудом отходили от бетонных поверхностей и часто ломались.

Натурные испытания эмульсола "Петрамин 7-05" проводились с целью повышения качества поверхности бетона, снижения трудозатрат при очистке опалубки от затвердевшего цементного камня, увеличения оборачиваемости щитов опалубки. Эту смазку наносили на поверхность опалубки поролоновым валиком или специальным распылителем. Излишки нанесенной смазки удаляли. Надо отметить, что наносили смазку как на сильнозагрязненные поверхности (от предыдущих смазок), так и на новые поверхности опалубки. Выполнены также работы по фотофиксации влияния данной смазки и ранее применяемых смазок на качество бетонной поверхности и состояние опалубки.

Специалистами ГУП "НИИМосстрой" осуществлялось постоянное технологическое сопровождение по работе со смазкой на объекте с рекомендациями по методам смазывания поверхности опалубки. Результаты испытаний показали следующее:
1. Снятие опалубки производится легко, без дополнительных усилий, при этом поверхность опалубки остается чистой, без налипаний бетонной смеси; применение механических устройств для очистки опалубки не требуется; зможно при необходимости использовать сжатый воздух.
2. Поверхность бетона соответствует техническим требованиям: темных пятен не наблюдается, поверхность гладкая, однородного цвета, цементная пленка прочно сцепляется с бетоном, значительно уменьшилось количество раковин.
3. Бетонная поверхность не требует дополнительных штукатурных работ.
4. Бывшая в употреблении опалубка, загрязненная твердым налетом цементного камня, постепенно очищается под воздействием смазки.

Испытания позволили сделать выводы: смазка "Петрамин 7-05" повышает качество бетонной поверхности, снижает трудозатраты при подготовке к окраске, увеличивает оборачиваемость опалубки, очищает бывшую в употреблении опалубку от твердого слоя цементного камня.

Смазка внедрена на объектах фирмы ООО "Латгалия" ОАО "СУ-155" и рекомендуется к применению при монолитном возведении зданий на всех объектах во всех регионах России.

Дата: 01.06.2004
В. Ф. Афанасьева, В. В. Горкавенко, О. В. Нырков
"СтройПРОФИль" 4 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!