Создание конкурентной среды в нефтегазостроительном комплексе

1 стр. из 1

Основными причинами и факторами угроз техногенного характера в отраслях ТЭК, включая и трубопроводный транспорт, являются:
 - износ активной части основных фондов, морально и физически устаревшее из-за недостатка инвестиций оборудование;
 - низкий уровень природоохранной деятель­ности;
 - снижение технического уровня объектов энергетики из-за недостаточного финансирования НИОКР и слабой реализации их результатов;
 - сокращения в области подготовки квалифицированных кадров и их отток из отраслей ТЭК.
 
Трубопроводный транспорт жидких и газообразных углеводородов - большая сложная техническая система. В нее входят установки подготовки нефти и газа к дальнейшему транспорту, трубопроводы неф­тяных и газовых промыслов, магистральные газопроводы, неф­тепроводы и продуктопроводы с компрессорными и насосными станциями, резервуарные парки, подземные хранилища природного газа, сжиженных газов и нефтепродуктов, распределительные газопроводы.

Сегодня общая протяженность магистральных трубопроводов достигла 217 тыс. км, промысловых - около 400тыс. км и распределительных газопроводов - 385тыс. км. Трубопроводные магистрали по грузообороту занимают второе место после железных дорог. Природный газ, нефть и нефтепродукты помимо внутренних потребителей поставляются по трубопроводам в 25 стран СНГ и Европы.

Трубопроводные системы в настоящее время занимают 35% территории страны, на которой проживает 60% населения. В густонаселенной европейской части страны 2800 зданий и сооружений находятся на минимально допустимом расстоянии от магистральных трубопроводов, 15 тыс. раз магистрали пересекают железные и шоссейные дороги, 2 тыс. раз - реки, каналы и озера.

В последние годы на трубопроводах нередкими стали аварии и катастрофы: страшная катастрофа на трубопроводе широкой фракции углеводородов под Уфой (погибли люди), экологическая катастрофа в республике Коми из-за аварий на нефтепроводе-коллекторе Вазей-Уса, недавняя тяжелая авария на нефтепроводе Туймазы-Омск-Новосибирск. По данным Минэнерго, только в 1999 г. на трубопроводах нефтяных и газовых промыслов произошел 26371 прорыв, т.е. в среднем 73,2 прорыва в сутки.

Основные фонды трубопроводного транспорта, как и вся техносфера, изнашиваются, магистрали стареют со всевозрастающей скоростью, что неизбежно может привести к кризису. Газопроводы со сроком службы более 20 лет составляют 43,8% от их общей протяженности, 20,2% уже исчерпали нормативный срок службы. Еще больший срок эксплуатации имеют магистральные нефтепроводы: 73% протяженности - более 20 лет и 40,6% работают свыше нормативного срока в 33 года. Более 34% протяженности продуктопроводов построено 30 лет назад.

Проведение внутритрубной диагностики магнитными и ультразвуковыми снарядами в сочетании с электрометрией и другими способами позволяют во многих случаях осуществлять ремонт и реконструкцию трубопроводов. В первую очередь производится ремонт самых опасных дефектов, выявленных и оцененных по специальным методикам.

В то время как инвестиционные процессы в стране идут неравномерно, в сфере строительных услуг и поставке материалов и оборудования в определенные периоды предложения превышают спрос, воп­рос справедливого (т.е. объективного и достоверного) выбора подрядчика и поставщика приобретает важное значение.

Решение этой задачи значительно повышает возможности сохранения трудовых коллективов строителей и монтажников, проектировщиков и предприятий-изготовителей оборудования, конструкций и материалов, а также своевременного и качественного ввода объектов с наименьшими затратами.

Конкурсные торги еще несколько лет назад заняли прочное место в системе заключения подрядных договоров, особенно в строительстве. Закупка товаров, работ и услуг на конкурсной основе стала неотъемлемой частью современной отечественной экономики. И хотя система конкурсных торгов является инструментом заказчика (инвестора), подрядчики как участники этих торгов, не испытывая энтузиазма от участия в торгах, как правило, признают, что конкурсная система заключения договоров является мощным стимулом повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности.

В 2001 г. самая крупная в Европе российская нефтетранспортная компания ОАО "АК "Транснефть" приняла решение: заключать подрядные договоры на проектно-изыскательские, строительно-монтажные, ремонтно-восстановительные, пуско-наладочные работы по Программе технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и капитального строительства объектов территориальных управлений магистральных нефтепроводов, входящих в систему ОАО "АК "Транснефть", на основе открытых конкурсных торгов. Кроме того, на конкурсной основе стали определяться предприятия по техническому надзору за ходом производства работ и комплектации строек необходимым оборудованием, конструкциями и другими материальными ресурсами.

На базе ОАО "АК "Транснефть" было создано дочернее предприятие закрытое акционерное общество "Центр управления проектами "Стройнефть"" (ЗАО "ЦУП "Стройнефть"), основными задачами которого являются: организация конкурсов и сопровождение проектов в период их практической реализации. Техническим исполнителем торгов по результатам конкурса, проведенного ОАО "АК "Транснефть", стало закрытое акционерное научно-проектное внедренческое общество "НГС-оргпроект­экономика", в чистом виде попадающая под термин "аутсорсинг" (т.е. инжиниринговая компания, специализирующаяся или выполняющая по контракту комплекс работ по проведению конкурсных торгов по поручению и условиям Заказчика-инвестора).

Следует сказать, что организация и проведение конкурсов по объектам транспорта нефти имеют специфику, продиктованную особенностями этих объектов как таковых и особенностями организации и технологии строительства.

Решением руководства ОАО "АК "Транснефть" и ЗАО "ЦУП "Стройнефть" перед техническим исполнителем ЗАО НПВО "НГС-оргпроектэкономика" была поставлена задача провести конкурсные торги с предварительной квалификацией претендентов.

В период 2002-2004гг. в адрес технического исполнителя поступили материалы на предмет оценки уровня квалификации от 1147 организаций, из них: на выполнение строительно-монтажных работ - 781 заявка, на проектно-изы­скательские работы - 84 заявки, под "ключ" - 155 заявок, на комплектацию и поставку материальных ресурсов - 68 заявок, на выполнение пусконаладочных работ - 58 заявок, на выполнение работ по техническому надзору - 11 заявок.

Подготовка, организация и проведение конкурсных торгов по объектам, принадлежащим одиннадцати территориальным управлениям магистральных нефтепроводов и эксплуатирующим нефтетранспортный комплекс России, по количеству объектов и территориальных заказчиков не имеет равных не только в России, но и в мире. Торги по праву и по факту можно назвать корпоративными.

Оценка конкурсных предложений производится в баллах. С целью снижения уровня субъективности со стороны экспертов характеристики показателей разбиты на соответствующие уровни, что позволяет в значительной степени ограничить эксперта в "волюнтаризме". Следует признать, что при всей кажущейся полноте и всесторонности оценивания характеристик показателя методика не может дать стопроцентную достоверность оценки. Технический исполнитель ЗАО НПВО "НГС-оргпроектэкономика" совместно с ЦУП "Стройнефть" продолжают работать над совершенствованием методики и других методических документов.

Дата: 08.06.2004
В.К.Иванец
"НефтьГазПромышленность" 3 (8)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!