Участникам рынка — равные возможности

1 стр. из 1

Мне хотелось бы коснуться одной из проблем, которая сегодня приобрела очень острый характер. Проблема, прямо скажем, достаточно болезненная для всех участвующих сторон, но решать ее, тем не менее, надо, поскольку она способна повлиять на перспективы развития газовой отрасли, да и в целом стройиндустрии Санкт-Петербурга. Суть дела сводится к тому, что в настоящее время инвесторам строительства и непосредственно застройщикам крайне тяжело получить в городских инстанциях необходимые разрешающие документы, в частности технические условия по теплу и электроэнергии. Этот вопрос находится в ведении специальной комиссии при Комитете по энергетике Администрации Санкт-Петербурга, который возглавляет Алексей Семенович Делюкин. Причем, сложность даже не в каких-то бюрократических проволочках, а в том, что в состав этой комиссии входят представители городских монополистов в энергетике — ГП ТЭК и «Лен-энерго». Эти структуры, естественно, стремятся не допустить конкуренции в сфере, которую они считают своей «вотчиной». Как следствие, застройщики вынуждены подключать новые здания к старым, зачастую сильно изношенным коммуникациям и за свой счет финансировать их реконструкцию и обновление. Это, разумеется, увеличивает затраты на строительство и, в свою очередь, бьет по конечному потребителю — будущему собственнику жилья. Кроме того, организации-монополисты совершенно произвольно назначают стоимость оплаты предоставляемых ими услуг. Очевидно, что на восстановление старых изношенных сетей необходимы средства, но совершенно непонятно, почему за это должны платить те, кто возводит новое жилье. Между тем, элементарная справедливость требует, чтобы инвесторам и застройщикам была предоставлена свобода выбора: подключаться ли им к устаревшим город-ским теплосетям или установить в строящемся здании автономную котельную. Подобное оборудование представляет на рынке и устанавливает компания «Прогресс», а также ряд других фирм. Необходимо отметить, что автономные автоматизированные газовые котельные (встроенные, крышные, контейнерные, других типов) выгодно отличаются от традиционных систем, подключенных к теплоцентрали. Причем эта выгода касается буквально всех. Инвесторы и застройщики не несут дополнительных, неоправданных затрат на поддержание морально и физически устаревших инженерных коммуникаций. Вложение средств в строительство и реализацию новых становится экономически более выгодно. Широкое внедрение современного газового оборудования позволит существенно сократить потребление газа, поскольку уровень КПД у него значительно выше. Город, таким образом, может сэкономить значительные средства на приобретении газа. Для потребителя выгода заключается в том, что себестоимость поставляемого тепла станет значительно ниже (приблизительно в 2,5 раза). Автономные котельные позволят достичь гораздо более высокого уровня комфортности, дают возможность регулирования работы техники в зависимости от потребностей. Вместе с тем, появление реальных конкурентов в поставке тепла в значительной степени заставит и монополистов пересматривать свою ценовую политику. Кроме того, если уровень сервиса, предлагаемого компанией-эксплуататором котельной (ООО «Прогресс», например, обслуживает более десятка автономных систем), перестанет удовлетворять потребителя, он может обратиться в другую эксплуатационную организацию. В случае когда имеешь дело с монополистом, это фактически невозможно. Более того, если будут грубо нарушены условия договора между собственниками котельной (обычно это жилтоварищества) и эксплуатационниками, возможна подача иска в суд на возмещение как морального ущерба, так и финансового (если котельная принадлежит, например, какому-либо производству или гостиничному комплексу). Несмотря на все эти явные плюсы, добиться получения технических условий на установку автономной котельной — практиче-ски неразрешимая задача, благодаря лоббированию представителей ГП ТЭК и «Ленэнерго» своих интересов в городских органах. Даже такое крупное предприятие как пивоваренный завод «Балтика» (в цехах которого технологически необходимо поддержание особого режима потребления тепла и пара) лишь с большими сложностями сумела «пробить» получение соответствующих разрешающих документов. Что уж говорить о менее масштабных структурах... Монополисты откровенно навязывают свои «услуги», не допуская конкуренции со стороны других организаций. Мне кажется, что подобные действия вполне попадают под антимонопольное законодательство и должны находиться в ведении антимонопольного комитета. Единственным выходом из сложившегося положения, по моему мнению, может быть только равное и беспристрастное отношение представителей Администрации Санкт-Петербурга ко всем участникам рынка. А для этого необходимо просто удалить из разрешающих органов представителей структур-монополистов. Тогда, в условиях свободной конкуренции, власти смогут выбрать вариант, более выгодный для города и горожан.

Дата: 12.11.2001
Подготовил М. КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №7-8
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!