|
|||||
1 стр. из 1 24 апреля в Санкт-Петербурге в конгресс-зале гостиницы "Пулковская" прошло Всероссийское совещание энергетиков, которые прибыли в город с целью обсудить вопросы функционирования российской энергосистемы в период реформ. Центральным событием встречи стало подписание ряда соглашений о реформировании крупнейшей энергокомпании региона - ОАО "Ленэнерго" и развитии теплоэнергетического комплекса города на Неве. Регион рассчитывает на инвесторов Работу очередного Всероссийского совещания энергетиков открыл председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, предложив участникам подвести итоги реформирования отрасли и наметить задачи на ближайший период времени. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, обратившись с приветственным словом к собравшимся, сообщила о подписании протокола, регламентирующего принципы взаимоотношений между городским правительством, строительными компаниями-застройщиками и ОАО "Ленэнерго". Также правительством Санкт-Петербурга и энергокомпанией "Ленэнерго" разработана и подготовлена к обсуждению целевая программа развития головных источников и основных магистральных сетей тепло- и электроснабжения жилой застройки с перспективой до 2010 г. В программе учтен прогнозируемый рост жилищного строительства до 2010-2025 гг. согласно еще не утвержденному генеральному плану развития Северной столицы. В настоящее время инженерные коммуникации, тепловое и электроэнергетическое хозяйство города находятся в очень трудном положении. Высокий износ сетей и всего энергетического оборудования не позволяют рассчитывать решить эти проблемы только за счет собственных ресурсов "Ленэнерго". Поэтому ведется разработка различных схем привлечения инвесторов. Идет подготовка к строительству новой теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ с привлечением инвестиций. Реализация программы позволит осваивать новые территории и обеспечить надежность энергоснабжения потребителей. На повестке дня - создание в городе единой теплосетевой компании. За три года реформирования российской энергетики в работе энергосистемы Ленобласти не было допущено ни одного серьезного сбоя, отметил в своем пленарном докладе Губернатор Ленинградской обл. Валерий Сердюков. Работа ОАО "Ленэнерго", как и РАО "ЕЭС России" в целом, обеспечила устойчивый прирост объемов промышленного производства в регионе. За последние 4 года в Ленинградской обл. выпуск валового регионального продукта возрос более чем в 2,4 раза. Это потребовало напряженной работы всей системы энергообеспечения, и энергетики не подвели: прирост потребления электроэнергии на протяжении последних 4 лет ежегодно составлял 8-9%. Это была действительно сложная задача. Особенно с учетом того, что на протяжении предыдущих 10 лет - в период 90-хгг. -в капитальное строительство и ремонт, не говоря уже о развитии системы энергоснабжения, в подготовку новых проектов не вкладывалось ни рубля. Два года назад правительство Ленинградской обл. совместно с "Ленэнерго" рассмотрело программу устойчивого энергообеспечения региона. Были приняты меры для дополнительного инвестирования средств в ремонт заброшенных сетей. Стоит напомнить, что территория области занимает ни много ни мало 86 тыс. км2. Площадь, сопоставимая с рядом европейских государств! Наладить энергообеспечение столь крупного по размерам территории региона, чтобы электричество было "в каждом уголке" Ленобласти, в каждой деревне, - действительно очень сложная задача. Впрочем, в отличие от города, на территории области практически нет тепловых сетей, принадлежащих "Ленэнерго". Доля энергокомпании в теплоснабжении областных городов и населенных пунктов составляет всего 10%. Валерий Сердюков сообщил, что правительство Ленобласти рассматривает возможность создать областную сетевую энергокомпанию, и для этого предстоит интегрировать воедино муниципальные электросети. Областную сетевую компанию можно создать на основе объединенных муниципальных сетевых активов Ленобласти и активов электросетевого предприятия, которое будет образовано в результате реформирования ОАО "Ленэнерго". В частности, это позволит решить проблему восстановления, капремонта и обслуживания электросетей в городах, селах и других населенных пунктах области. Также рассматривается вопрос создания в Ленинградской обл. отдельной от городской - областной электросбытовой компании. Едва ли было что-то еще, что вызывало за последние годы такую острую полемику и такие жаркие споры, как реформирование электроэнергетики, отметила заместитель полномочного представителя Президента в СЗФО Любовь Совершаева. Практически все общество участвовало в дискуссии, и это не удивительно… Электроэнергия имеет колоссальное экономическое и социальное значение в жизни современного общества. Продукция РАО "ЕЭС России" востребована на каждом предприятии, на каждой территории, в каждом доме. С реформированием региональных энергетических предприятий связан ряд вопросов. В частности, каким образом выстроить наиболее эффективные взаимоотношения государственных органов власти с вновь образованными компаниями? Прежде всего, речь идет о привлечении инвестиций. Особое внимание надо уделить инвестированию в развитие сетевой инфраструктуры. И роль государства в этом процессе не может ограничиться регулированием тарифов. Планы развития инфраструктуры должны быть увязаны с перспективными планами развития регионов. Основным источником финансирования работ по реконструкции существующих и строительству новых электрических и тепловых сетей должен стать заемный капитал, что позволит избежать дополнительного повышения тарифов. Итоги и перспективы развития российской энергетики Завершая пленарную часть совещания, с развернутым докладом о реформировании одной из крупнейших энергосистем мира выступил председатель правления РАО "ЕЭС России" А. Чубайс. Он напомнил, что на последнем совещании энергетиков, проходившем осенью 2003 г. в Москве, говорилось о благополучном прохождении "особой по политической нагрузке" зимы. Речь, разумеется, шла о выборах Президента России и депутатов Госдумы. Поставленная задача была выполнена, работа энергетического комплекса страны оправдала ожидания, и зимний период прошел без сбоев. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, отметил А.Чубайс, что и зима 2003-2004 гг. выдалась сравнительно теплой. Среднемесячные температуры были на несколько градусов выше нормы. В последнюю зиму, кстати, остались неиспользованными примерно 38% нормативных запасов топлива. Вместе с тем, в прошлом году энергетика России показала хороший результат. За 2003г. было выработано 635 млрд. кВт-ч электроэнергии. Рост генерации (производства) энергии предприятиями компании РАО "ЕЭС России" составил 3%. На протяжении трех лет российская энергетическая система работает устойчиво. Последним тяжелым периодом стала зима 2000-2001 гг. Перефразируя известное выражение, можно сказать: "одна зима - случайность, две - совпадение, три - закономерность". Постепенно сходит на "нет" и острая тема отключений и ограничений подачи электроэнергии, подчеркнул А.Чубайс. Очевидно, что жесткие меры по 100% оплате за каждый киловатт-час электроэнергии, прозванные в народе "политикой рубильника", в итоге стали надежной основой для устойчивого развития энергетического комплекса страны в условиях рыночной экономики. Остались в прошлом задолженности по заработной плате работникам энергопредприятий. А в масштабах страны - это 630тыс. российских энергетиков! Кроме того, РАО "ЕЭС России" - один из крупнейших налогоплательщиков в бюджет. Только за 2003 г. налоговые платежи энергохолдинга в бюджет страны составили 96 млрд. руб. Это сопоставимо с годовыми затратами России на оборону. Таким образом, порядок в энергетике, бесперебойное функционирование энергопредприятий позволяют стране содержать армию, увеличивать объемы закупок вооружения, сделал вывод А.Чубайс. Говоря о тарифной политике и снижении издержек, глава РАО "ЕЭС России" сообщил, что намечен переход к трехлетнему тарифообразованию. В планах энергохолдинга увеличение тарифов в 2004 г. - на 12%, в 2005г. - на 9,5%, в 2006 г. - на 7,5%. В результате, в 2006г., максимум в 2007 г., рост тарифов по оплате за электроэнергию для потребителей не будет превышать уровень инфляции. Реформа - не самоцель, и, если она пройдет незаметно для потребителя, это будет самой высокой оценкой проделанной работы, подчеркнул А.Чубайс. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед энергетиками, - приступить к техническому перевооружению энергообъектов, но не за счет тарифной составляющей, а за счет привлечения инвестиций. Хороший пример - привлечение менеджментом ОАО "Ленэнерго" кредита в EUR40 млн. для строительства 1-го энергоблока ТЭЦ-5. В целом, в 2003 г. суммарный объем капвложений РАО "ЕЭС России" и дочерних обществ составил 34млрд. руб., из которых более 97% - собственные средства. А.Чубайс, конечно, рассказал и о своем масштабном проекте - синхронизации энергосистем России и Европы, которая, по его словам, начнется через 2-3 года, необходимых для подготовительной работы. Самой главной проблемой для энергетиков глава РАО "ЕЭС" назвал "системную ловушку" в виде перекрестного субсидирования и неконтролируемого выхода потребителей на ФОРЭМ. Сейчас активно развивается альтернативный федеральному оптовому рынку энергии и мощностей (ФОРЭМ) - рынок "5-15" (в качестве свободного сектора оптового рынка электроэнергии), который уже занимает 7-8% в объеме потребления. А.Чубайс подчеркнул, что "положение дел с массовым скрытым перекрестным субсидированием далее не терпимо и разрушительно влияет на энергетический комплекс". Речь идет о том, что тарифы на электроэнергию для населения (то есть для субсидируемых) по понятным социальным причинам занижены, а тарифы для промышленных потребителей - завышены. При этом происходят "теневые" и, следовательно, трудно контролируемые процессы "перетока" финансов. Пойти на резкое повышение тарифов для населения - недопустимо, отметил А.Чубайс. Нужно заново создать "прозрачный" механизм субсидирования населения и четко определить, кто будет выделять денежные средства для субсидий, в каком размере и в каком порядке. Необходимо ввести нормы энергопотребления для субсидируемых (гражданских) потребителей, централизованный сбор со всех субсидирующих. Потребуется отработать механизм изъятия и механизм распределения субсидий. Для кардинального решения проблемы потребуется федеральный закон, который энергетики, по словам А.Чубайса, уже подготовили, и пакет правительственных постановлений с соответствующими решениями Федеральной службы по тарифам. Контуры реформы "Ленэнерго" Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, генеральный директор ОАО "Ленэнерго" Андрей Лихачев и Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко завизировали своими подписями трехстороннее соглашение о взаимодействии в период реформирования электроэнергетического комплекса Санкт-Петербурга. Аналогичный документ был подписан и с Губернатором Ленинградской обл. Валерием Сердюковым. Соглашениями установлены основные цели реформирования электроэнергетического комплекса региона: обеспечение надежного, бесперебойного, качественного и экономически доступного энергоснабжения потребителей. Важным пунктом стала договоренность о поэтапном прекращении перекрестного субсидирования различных групп потребителей электрической и тепловой энергии, создании финансовых и экономических механизмов, обеспечивающих снижение издержек, энергосбережение и повышение эффективности работы энергокомплекса. Следует напомнить, что в настоящее время речь идет только о первом этапе реформирования региональной энергокомпании. По "базовому варианту" реформа ОАО "Ленэнерго" будет происходить следующим образом. В результате разделения общества по видам деятельности будут образованы: Также в результате реструктуризации энергокомпании будет образовано ОАО "Петербургские магистральные сети", единственным активом которого будут являться либо акции ММСК Северо-Запада, либо объекты магистрального электросетевого комплекса ОАО "Ленэнерго", относящегося к единой национальной (общероссийской) электрической сети. В числе прочего стороны приняли обязательства совместно с ОАО "ФСК ЕЭС" разработать программы реконструкции и нового строительства объектов энергетики и инженерной инфраструктуры в зоне деятельности ОАО "Ленэнерго" в Санкт-Петербурге (или, соответственно, в Ленинградской обл.), планируемых к вводу в 2004-2007 гг., с перспективой развития до 2010 г. Власти также обязались проводить объективную бюджетную и тарифную политику и поддерживать платежную дисциплину абонентов - организаций и предприятий, финансируемых полностью или частично за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. В свою очередь, ОАО "Ленэнерго" пообещало проводить согласованную социальную политику. В ходе совещания энергетиков Губернатор города Валентина Матвиенко и глава менеджмента энергохолдинга Анатолий Чубайс подписали соглашение о реализации проекта теплоснабжения северо-западной части Санкт-Петербурга. В соглашении предусмотрена и третья сторона - ОАО "Банк внешней торговли" (Внешторгбанк). Валентина Матвиенко назвала соглашение "основой для успешного развития северо-западной части города, где планируется строительство до 2 млн. м2 жилья". По словам вице-губернатора Северной столицы Олега Виролайнена, строительство магистральной части теплотрассы "Северо-Западная ТЭЦ - Приморская котельная" протяженностью 12,8 км требует инвестиции в объеме до EUR25 млн. С учетом сооружения тепловой распределительной станции и выполнения других работ суммарная потребность в инвестициях возрастает до EUR35 млн. Ввод новой теплотрассы будет синхронизирован с завершением строительства 2-го энергоблока СЗ ТЭЦ мощностью 350 МВт. Объем инвестиций для реализации данного проекта оценивается в EUR100-110 млн. В настоящее время строительно-монтажные работы по созданию энергоблока №2 выполнены примерно на 80%. Пока же на Северо-Западной ТЭЦ, где по проекту предусмотрено 4 энергоблока общей мощностью 1,8 ГВт, введен в эксплуатацию один энергоблок мощностью 350 МВт. Строительство новой теплотрассы планируется завершить к началу отопительного сезона 2006-2007 гг. К зиме нужно готовиться заранее Всероссийское совещание генеральных директоров акционерных энергокомпаний и электропроизводящих подразделений холдинга РАО "ЕЭС России", подводя итоги, приняло ряд ключевых решений. В частности, одной из традиционно первостепенных задач является обеспечение устойчивого и бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией в период осенне-зимнего максимума нагрузки (ОЗМ). К осенне-зимнему сезону 2004-2005гг. энергетики планируют подготовиться, своевременно проведя ремонтные работы на энергообъектах, а также за счет ввода в строй новых генерирующих и сетевых мощностей. Было принято решение создать к 1 октября 2004 г. на электростанциях энергохолдинга нормативные запасы топлива в объеме 16,944 млн. т угля и 2,743млн. т мазута. В части подготовки энергооборудования к ОЗМ главным приоритетом участники совещания назвали сокращение затрат на ремонтные работы. Это будет сделано за счет увеличения доли подрядных ремонтных работ до уровня 70% от годового объема и расширения практики конкурентных закупок комплектующих и оборудования в энергоремонтном производстве. Планируется ввести в строй новые генерирующие мощности в объеме более 1400 МВт, в том числе за счет пуска гидроагрегата №3 Бурейской ГЭС (мощностью 300 МВт) и энергоблоков №№1 и 2 Сочинской ТЭС (мощностью 79 МВт). Предусмотрен ввод важнейших сетевых объектов, в том числе ВЛ-500 кВ "Амурская-Хабаровская" от Бурейской ГЭС, ВЛ-500 кВ "Приморская ГРЭС-Хабаровская" с подстанцией (ПС) "Хехцир", ВЛ-750 кВ "Калининская АЭС-Белозерская" с ПС-750 кВ "Белозерская". Делегаты совещания поддержали решение продолжить работу предприятий энергохолдинга по снижению дебиторской задолженности за отпущенные энергоресурсы и повышению платежной дисциплины потребителей. В свою очередь предприятия РАО "ЕЭС России" намерены в 2004 г. обеспечить 100% выплаты текущих налоговых платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также обеспечить своевременное погашение реструктуризированных задолженностей, накопленных в 90-е гг. Кроме того, на совещании обсуждался ход реформирования РАО "ЕЭС России". Энергетики постановили в целях скорейшего формирования оптовых генерирующих компаний (ОГК) ускорить реорганизацию ОАО "Оренбургэнерго", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Свердловэнерго", ОАО "Тюменьэнерго", ОАО "Челябэнерго", ОАО "Смоленскэнерго", ОАО "Пермьэнерго", ОАО "Вологдаэнерго", ОАО "Чувашэнерго", ОАО "Дагэнерго", ОАО "Ставропольэнерго". Генеральным директорам акционерных электростанций и энергокомпаний холдинга поручено сформировать индивидуальные планы-графики сроков исполнения этого поручения, а также обеспечить внесение объектов акционерных энергокомпаний, относящихся к единой национальной электрической системе (ЕНЭС), в Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК) в соответствии с этими сроками. Дата: 08.06.2004 Дмитрий Митропольский "НефтьГазПромышленность" 3 (8)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||