|
|||||
1 стр. из 1 На совместном заседании Совета безопасности и президиума Госсовета РФ, состоявшемся весной 2004 г., обсуждался важнейший вопрос политики государства в области инновационных технологий. На этом заседании Президент РФ В. В. ПУТИН обозначил основные направления государственного и корпоративного стимулирования инноваций в стране. Как заявил В.В.Путин, "инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов, инновационный прорыв - это слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни и конкурентоспособности экономики". По мнению В. Путина, стимул инновационным разработкам должны придать новые отношения науки, бизнеса и государства с разделением полномочий, ответственности и рисков на всех этапах инновационного процесса. При этом было отмечено, что в рамках инновационной политики необходимо "отстроить адекватную инфраструктуру, включая все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы", без которых не получится создать "технологический коридор от научного открытия до рыночного продукта". Кроме того, по мнению президента, необходимы "четкие критерии в определении приоритетов инновационной политики, а также долгосрочный прогноз инновационного развития - как российской экономики, так и мировой". Именно благодаря непрерывному процессу совершенствования услуг и технологий развиваются ведущие страны мира, в частности такие, как США, Япония, Германия, где больше половины прироста ВВП обеспечивается инновационными технологиями. "Такие экономики более устойчивы, обладают долгосрочными конкурентными преимуществами, они диверсифицированы, а значит - перспективны и стабильны", исключительно такой путь развития позволит России занять "достойное место на глобальном рынке". В то же время В. В. Путин отметил, что "существует правовая неопределенность, которая пока не обеспечивает интересы государства, ученых и научных учреждений, отпугивает от инновационных инвестиций частный бизнес". Для решения этой проблемы считается необходимым принять ряд соответствующих законопроектов, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, в том числе устанавливающие определенный "баланс интересов в правах на интеллектуальную собственность между государством, научными организациями и разработчиками". Помимо всего прочего, Президент считает, что "основная ответственность за формирование научной среды России лежит на государстве", и что именно государство должно продумать "эффективные формы стимулирования инновационной деятельности в частном секторе". Из вышесказанного следует, что повышение внимания к развитию инновационной деятельности в стране со стороны государства следует оценивать с позитивной стороны. Президент совершенно обоснованно указал на необходимость более активного развития в данном направлении, так как на данный момент в практической плоскости ничего существенного за последние годы так и не было сделано. Очевидно, что Россия помимо прочих имеет огромные потенциальные конкурентные преимущества в научно-технической сфере и квалифицированных кадрах, располагает объемной научной базой, и при этом занимает на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции мизерную долю. Однако условий для раскрытия данного потенциала в стране нет, можно наблюдать лишь его проявления на бытовом уровне или в виде разработки опытных экземпляров. Предпринимаемые до настоящего времени правительством шаги по развитию инновационного процесса в целом не принесли каких-либо видимых результатов. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует активных действий, направленных на активизацию инновационной деятельности в стране. Позитивно уже то, что Президентом ставится задача по совершенствованию законодательства. Действительно, для развития инновационной индустрии необходимо дать четкое определение и обеспечить должное применение ряду имущественных прав, в частности, в области передачи технологий. В то же время, конечно же, крайне важны реальные практические действия по исправлению ситуации, а не только грамотные законодательные инициативы. В частности, для российских и иностранных юридических лиц должно существовать единое налоговое поле. Дата: 15.07.2004 Виктор Калашников "ЛесПромИнновации" 1 (1)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||