Воздушная "блокада"

1 стр. из 1

С первого марта 2004 г. павлодарское представительство ЗАО "Эйр Казахстан" согласно приказу головного руководства прекращает свое существование (помимо Павлодара в черный список также вошли Уральск, Караганда, Кустанай, Астана и Усть-Каменогорск). Под сокращение попал весь местный авиаперсонал: 54 летчика и 142 сотрудника летного отряда и авиационно-технической базы.

Обслуживать павлодарских авиапассажиров теперь будет шымкентская авиакомпания "Скат". А павлодарские авиаторы окажутся предоставлены сами себе. И это настоящие асы своего дела, для которых небо, без преувеличения, стало родимым домом. После выхода в свет злополучного приказа руководство ЗАО "Эйр Казахстан" потребовало от своего регионального представительства передать все имущество в головное предприятие, а здания и воздушные суда Як-40 и Ан-2, на которых летали летчики, - продать. Но павлодарские авиаторы решили не сдаваться без боя. На внеочередной профсоюзной конференции коллектив местного представительства оставил за собой право до принятия окончательного решения проигнорировать это требование. "Потребуется выставить охрану, мы это сделаем", - сказал командир летного отряда Вячеслав Шилин.

На взлете

Так кому же "перелетели" дорогу павлодарские авиаторы? Об этом - разговор особый. Но сначала, для полноты картины, вспомним историю становления павлодарской авиакомпании.

В конце 80-х гг. казахстанская авиация по своей оснащенности занимала второе место в Союзе после Московского транспортного управления. Во всех областных центрах были созданы аэропорты местных воздушных линий. Павлодарские летчики по праву могли гордиться своей материально-технической базой: новенькими Як-40, Як-42, Ту-154 и другими. Из павлодарского аэропорта ежедневно поднимались в воздух более десятка самолетов. Так было вплоть до 1993 г. После развала Министерства гражданской авиации на базе казахского управления образовалась национальная авиакомпания "Казахстан ауе жолы". Спустя три года ее сменила "Эйр Казахстан". В это время павлодарские авиаторы, в числе первых выйдя из состава НААК "Казахстан ауе жолы", организовывают собственную авиакомпанию "Иртыш-Авиа", которая постановлением Правительства для обеспечения восточной части страны воздушным транспортом объединяется с усть-каменогорской "Ульбой". Это принесло ожидаемые результаты. Вместе усть-каменогорцы и павлодарцы дали предприятию крылья. По техническому оснащению и объему выполняемых перевозок "Иртыш-Авиа" стала второй авиакомпанией в республике после "Эйр Казахстан".

Присоединения- падения

Но передышка была недолгой. В 1999 г. главное национальное авиапредприятие республики вдруг объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить казахстанскую авиацию, правительство издает приказ - объединить самостоятельно существующие региональные авиакомпании в один холдинг. Объединили. Думаете, дела пошли в гору? Как бы не так. Холдинг просуществовал ровно год. И вновь "Иртыш-Авиа" стала самостоятельным предприятием, самостоятельно зарабатывающим деньги. И опять ненадолго. В 2002 г. новым постановлением правительства региональная авиакомпания, несмотря на протест коллектива, уже в третий раз входит в состав ЗАО "Эйр Казахстан". Все ее имущество: самолеты Як-40 и Як-42, Ан-2 были переданы во владение национальной авиакомпании. Соответственно возросла и нагрузка. Если в 2001 г. один самолет "Иртыш-Авиа" летал 720 авиачасов в год, то в 2003 г. - уже две с половиной тысячи. При этом руководство ЗАО "Эйр Казахстан" за все время нещадной эксплуатации воздушных судов не вложило в их содержание ни копейки. Хотя прибыли благодаря "Иртыш-Авиа" получило в три раза больше, чем обычно. Полученные деньги ушли куда угодно, но только не на стабилизацию производственной деятельности ЗАО "Эйр Казахстан", ради которой и было затеяно все присоединение.

"А мы без боя не сдадимся…"

В связи с этим члены профсоюза летного состава павлодарского представительства национального авиаперевозчика обратились к Президенту Нурсултану Назарбаеву с просьбой "вывести имущественный комплекс бывшего ОАО "Иртыш-Авиа" из структуры ЗАО "Эйр Казахстан" с последующей передачей его в коммунальную собственность регионов с целью восстановления на этой базе региональной авиакомпании". Было направлено письмо в Министерство транспорта и коммуникаций, где павлодарские авиаторы просят "отменить приказ Президента ЗАО "Эйр Казахстан" о ликвидации представительств национальной авиакомпании в Павлодаре, Уральске, Караганде, Кустанае, Астане и Усть-Каменогорске". Задействовали Генеральную прокуратуру "на проверку законности подведения к банкротству национальной авиакомпании". Коллективное обращение с просьбой о помощи пришло и в партию "Асар" ("о содействии в выполнении наших требований"), и депутатам Мажилиса Парламента ("о создании депутатской комиссии по рассмотрению целесообразности и правомерности уже третьего присоединения ОАО АК "Иртыш-Авиа" к ЗАО "Эйр Казахстан", после которых региональной авиакомпании с неимоверным трудом приходится восстанавливать потенциал и работоспособность предприятия").

Такая нужная авиация!

Остается надеяться, что предпринятые меры возымеют свое действие. Иначе армия безработных пополнится еще на двести человек, а мы с вами останемся без авиации. Самолеты и оборудование продадут, здания производственного комплекса разберут по кирпичикам. Все это мы уже проходили, и не раз. Но, похоже, горький опыт так ничему нас и не научил. И кого будем винить, случись на трассе несчастный случай (не дай Бог!), и машины "Скорой" не успеют вовремя прибыть на место происшествия? В прошлом году, когда столкнулись грузовик и междугородный пассажирский автобус, только благодаря быстрому реагированию медавиации удалось избежать массовых жертв, вовремя доставив пострадавших в больницы. А лесная авиация, предупреждающая пожары, cанитарная, обрабатывающая химикатами посевные площади? Разрушить легче, чем построить, но почему-то об этом мы всегда вспоминаем, когда уже поздно.

Дата: 15.07.2004
И. Волкова
"ЛесПромИнновации" 1 (1)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!