В перспективе времени: как должна строиться работа в интересах города

1 стр. из 1

Директора института "Ленгипроинжпроект" С. В. ЛОМБАСА мы побеспокоили визитом по нескольким причинам. Во-первых, одна из ключевых проблем города - это инженерная подготовка пятен для застройки и объективная оценка состояния инфраструктуры. Во-вторых, интересно сравнить позицию ленинградской организации с позицией руководителя аналогичной московской - в силу неумолимо углубляющегося взаимопроникновения строительных элит двух столиц. В-третьих, недавно институту исполнилось 50 лет. В-четвертых, в стране идет реформа государственных унитарных предприятий, а к чему могут приводить "дикие" варианты приватизации, мы уже знаем…


-Институты, которые проектируют всю подземную инфраструктуру города, как это делает "Ленгипроинжпроект", необходимы, особенно - мегаполисам. Можно обратиться к опыту Хельсинки, Гамбурга - там есть организации, которые работают в интересах города, а не корпораций или собственников. Ведь каждый город существует не только сегодняшним и завтрашним днем, а в перспективе времени. И развитие инженерных сетей должно идти в зависимости от того, как развивается город, тогда как "сиюминутный" подход к строительству не оправдан: "протаскивание" и согласование разрозненных сетевых объектов может в дальнейшем помешать развитию города и приведет к увеличению затрат - придется разрушать и переделывать работу заново. Поэтому наш институт и нужен, чтобы кто-то мог правильно оценивать ситуацию с учетом планируемого строительства новых районов. Нужно выдавать объективную информацию о том, что необходимо для комплексной подготовки территорий. Лишь мы в городе проектируем всю инженерию в комплексе - у нас есть специалисты по 28 специальностям, поэтому мы способны выпускать проекты целиком, не привлекая субподрядчиков (за исключением, например, "Электросетьпроекта", который работает по некоторым специализированным задачам).

Как осуществляется эта работа? Например, мне дают заказ по подготовке проекта инженерных сетей для районов Северной Долины, Каменки, улицы Савушкина. Потенциальная емкость этих районов - около 10 млн. кв. м жилья. Территории нужно обеспечить электроэнергией, газом, теплом, дорогами, и мы оцениваем объемы работ. Мы определяем капитальные затраты, нагрузку на тоннельные коллекторы, очистные сооружения, на все виды сетей, выпускаем проектную документацию и рассчитываем масштабы вложений. Соответственно, от суммы вложений, которые необходимы, город определяет, какую цену можно получить за территорию.

- Безусловно, у такого основательного подхода есть преимущества, однако, вероятно, имеются и недостатки? Ведь сегодняшний строитель привык строить быстро, не дожидаясь документации. Не отпугнет ли инвестора неизбежная задержка сроков?

- Конечно, каждая задержка - минус. Но по-другому делать нельзя. Чтобы приступить к выполнению любого проекта, нужно собрать исходные данные, получить технические условия, согласовать их со всеми организациями (их не меньше десятка). Но это путь неизбежный, и упрощать его нельзя. Выход из тупика - развитие долгосрочного планирования. Сегодня в один год "втискивают" и проектирование, и строительство, а на перспективу бюджет не предусматривается. Сделать же за год качественный комплексный проект параллельно со строительными работами невозможно. Во времена "застоя", которые принято ругать, была тем не менее отработана система планирования: до строительства разрабатывалась и утверждалась документация, в которой были решены все вопросы. Проекты делались качественно и экономично, могли подготовиться и не пороть горячку и мы, и строители. Сейчас же проектирование ведется "с колена" - едва успев получить задание, мы должны выдать рабочую документацию, причем иногда в нескольких вариантах. Это и дороже, и не всегда эффективно. Теряют и проектные организации. На тендере выигрывается объект, а многие вопросы еще недосогласованы. В процессе согласований цена вопроса растет: заказчик выкручивается, ищет средства покрыть дополнительные соглашения, начинает ловчить. Это приводит к росту цен для покупателей квартир. Таким образом, кажущийся плюс, оперативность распределения пятен, оборачивается минусом - задержками на этапе строительства.

- Кстати, ВИСКи (вертикально-интегрированные строительные компании) не прочь приобретать себе системообразующие предприятия строительного комплекса. Что будет, если кто-то захочет приобрести свежеакционированный ГУП стратегического значения?

- Наш институт городской и мы сегодня ведем оценку территории, не зависящую ни от кого из монополистов. Работаем на город, защищаем его интересы с учетом перспектив развития. Сами разрабатываем разделы генерального плана, намечаем, какие головные сооружения должны быть построены в перспективе. В иных же случаях, при зависимости от корпорации, а не от города, ситуация может складываться по-другому: "Я дам деньги, а ты реши вопрос, как я хочу"…

- Тем не менее, возможны ли "щадящие" сценарии приватизации ГУПов?

- А чем мы отличаемся от акционерного общества сейчас? На равных участвуем в тендерах, сами зарабатываем на оплату труда и на развитие - город не дает нам целевых денег. Нормально существуем и поддерживаем марку, пример тому - наградные дипломы Госстроя РФ, губернатора. Входим в сотню лучших организаций России. Подтвердили соответствие системе качества и стандартам ИСО 9001:2000. Не только не утратили своих позиций, а выдержали пятикратный рост нагрузки: нагрузка в юбилейный 2003 г. составила 300 млн., тогда как в 1998 г. - 60 млн. руб. В прошлом году мы принесли городу 7 млн. руб. прибыли - далеко не все АО могут отдать такую сумму. Более того, АО не заинтересованы ее отдать, прячут от отчета. В общем, ГУП - нормальная организация, и смысла в акционировании нет. В принципе, юридически организация может иметь любую форму, и даже наше сегодняшнее положение это подтверждает. Но мы должны принадлежать городу и отражать его интересы. Да и собственные затраты сегодня немалые: нужно выращивать специалистов, "со стороны" их уже не найти. Привлекаем на субподряд зарубежные фирмы - немецкие, французские, израильские, финские - и знакомимся не столько с их технологиями, сколько с оборудованием, ведь по оборудованию отстаем. К совместной работе с этими организациями подключаем молодых, чтобы набирали опыт. Приходится платить весьма неплохую зарплату, обеспечивать ее рост.

- Возвращаясь к вопросу о нетерпеливости бизнеса: не дожидаясь развития централизованных систем и выделения лимитов, строители форсируют автономные решения по инженерии. Вплоть до артезианского водозабора.

- Это неправильно, потому что в перспективе развития города никакие подземные источники не смогут дать нужных объемов воды. Мы знаем, что нужно немедленно развивать Северную водопроводную станцию, и только с вводом ее третьей очереди можно будет обеспечить водой Северную Долину и район Каменки. Вообще в городе сегодня дефицит воды составляет порядка 600 тыс. куб. м, и его нужно немедленно восполнять, иначе ни о каком строительстве нельзя вести речь. Мы рискуем "подсадить" другие районы, особенно в периоды, когда станции работают в форсированном режиме и не могут выдавать проектный уровень во время осенних штормов, паводков (в это время поступает мутная вода, и производительность станций водоочистки падает, что накладывает дополнительные ограничения). Сейчас ведется большая программа по развитию "Водоканала" - за 5 лет планируем освоить до 1,5 млрд. руб. Это расширение до 1,5 млн. куб. м мощностей Южной водопроводной станции, усиление Северной водопроводной станции, возможность передачи очищенной воды на Главную водопроводную станцию у Смольного. Ее предполагается использовать только как насосную, закрыв очистные мощности. Требуется строительство новых и дублирование имеющихся тоннельных коллекторов.

Что же касается автономных котельных или даже станций, работающих по схеме когенерации, в любом случае нужно делать технико-экономические сравнения для обоснования инвестиций и определять, что легче - проводить централизованное тепло или, если его нет, строить головное сооружение. Этот вопрос, в частности, затрагивает и  проблемы Крестовского острова: то ли обеспечивать район энергией самостоятельно, то ли отправляться в кабалу к одному из крупных "естественных монополистов", который требует за объекты своей инфраструктуры весьма "крутые" цены.

- Что касается этих головных сооружений, уже известен график обязательств России перед ВТО о повышении цен на газ. Как полагаете, не приведет ли это к тому, что добросовестно возведенные газовые котельные окажутся нерентабельны? Тем более что лимиты газа не безграничны?

- Не думаю, что государство допустит рубить сук, на котором сидит: отдавать газ куда-то и заставлять своих сограждан платить по европейским ценам, принуждать их к созданию альтернативных источников энергии. Для этого нужно ничего не понимать ни в экономике, ни в политике. Конечно, в топливно-энергетическом балансе есть перекосы, но в их исправлении должна быть разумная середина. Прежде всего нужно решить социальные вопросы на территории страны, а потом уже обеспечивать энергией другие страны.

Вообще в вопросе энергообеспечения города спорных вопросов много - структуры бизнеса хотят заполучить выгодные объекты, например, головные сооружения и ТЭЦ, а сети оставить городу. Но известно, в каком состоянии эти сети - закладывать в коммунальные платежи составляющую на их реконструкцию невозможно. Следовательно, если проводить приватизацию головных сооружений, нужно по крайней мере проводить ее с обременением сетями или с соответствующими налогами. А просто отдать объекты было бы опрометчиво.

О КОМПЛЕКСНОСТИ ПРЕКРАСНОЙ И УЖАСНОЙ

- Сейчас практически все проектные организации освоили какие-то смежные задачи, тоже говоря о комплексности. Мостовики берутся за тоннели, тоннельщики - за гражданское строительство. Да и вам пришлось работать, в частности, на проектировании эстакад. Однако не противоречит ли это мировой тенденции - специализации?

- Хороший вопрос. Что касается, например, нашей работы по проектированию развязки на пр. Стачек в Автово: если бы не наш институт, который всегда занимался планировочными вопросами и решением инженерной схемы, то автовскую развязку строили бы до сих пор. Одно дело, когда речь идет об эстакаде за городом - там проблему решит любая специализированная проектная организация по мостам, набрав 2-3 специалистов. В условиях же сложившейся городской застройки, когда все сети переплелись друг с другом, хочешь не хочешь, а привлекать надо "Ленгипроинжпроект", потому что другие специалисты могут решать локальные задачи, но не увязать воедино всю "зону влияния". А зона влияния колоссальна: это и проезды, и площадки для переноса коммуникаций, и дополнительные резервы, чтобы не оставить без ресурсов стоящие вокруг здания.

И что касается "комплесного подхода" тех, кому он не был свойствен исторически. Недавно, по распоряжению вице-губернатора, нам пришлось переделывать проект, сделанный одной известной организацией, которая, впрочем, инженерными сетями в комплексе не занималась никогда.

В результате объект был "завален", и нам, затрачивая дополнительные средства, пришлось провести его ревизию и внести исправления. Встречаются и такие "товарищи", что выигрывают тендер, а затем приглашают нас на субподряд.

Дата: 16.07.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!