|
|||||
1 стр. из 1 Как в черте города провести работы, требующие прокладки тоннеля, с минимальным нарушением существующей инфраструктуры? С помощью микротоннелирования. В России данный метод подземного строительства начал развиваться только в 1990-х годах. И одним из лидеров этой отрасли является"Тоннельный отряд №4", входящий в систему"Ленметростроя". С Николаем Алексеевичем Зубовым, генеральным директором "Тоннельного отряда № 4", встретиться было непросто. Требовалось вписаться в интенсивный график его работы. Неудивительно, ведь управленцы "старой школы" говорят: "Сначала работа, а потом отчеты и статьи в прессе". - Микротоннелирование - сравнительно новый для России вид подземного строительства. Поэтому возникает вопрос о наличии кадров для проведения таких работ. Расскажите, пожалуйста, кто работает в "Тоннельном отряде №4". - Да, роль человеческого фактора в продвижении этих технологий трудно переоценить. Все, кто сегодня работает в отряде, когда-то начинали вместе. И несмотря на различные трудности собрались снова. Костяк организации - около сорока работников. Одним из первых специалистов микротоннелирования в России был Алексей Петрович Насонов, мой заместитель по производству. Он участвовал в строительстве первых канализационных коллекторов, при его непосредственном участии реализованы переходы для Балтийской трубопроводной системы. А. П. Насонов руководством "Транснефти" был представлен к государственной награде за успешное выполнение этой работы. Специалисты немецкой компании Herrenkneht, наши партнеры, считают Алексея Петровича одним из лучших специалистов по микротоннелированию в России. На достойном уровне работают и наши маркшейдеры. Они не только освоили новый сложный вид подземного строительства, но и аттестованы компанией-разработчиком Herrenkneht по управлению комплексами AVN. Таким образом, российские операторы могут управлять комплексом самостоятельно. При сооружении объектов в последние годы, например, мы не привлекали немецких специалистов - справились своими силами. В 1996 г. наши маркшейдеры проводили работы на "размыве" Кировско-Выборгской линии С.-Петербургского метрополитена, где мы занимались участком длиной более 200 м. Надеюсь, наш опыт будет востребован при дальнейшем строительстве петербургского метро. - Почему микротоннелирование получает распространение? Иначе говоря, в чем достоинство метода? - Способ закрытой проходки несколько дороже, чем открытой. Но по экологическим и техническим параметрам данная технология - настоящий прорыв. Так, построенный закрытым способом микротоннель обладает длительным сроком службы - по оценкам зарубежных специалистов, больше 50 лет. В процессе эксплуатации можно извлечь трубопроводы из тоннеля для санации или замены. Тоннель является многофункциональным, что также делает его строительство выгодным. За наш двенадцатилетний стаж работ по микротоннелированию никаких нареканий от "Водоканала", ведущего ремонт и эксплуатацию наших объектов, не поступало. Хочется отметить одну хорошую тенденцию: наши заказчики начинают понимать, что дополнительно вложенная копейка потом вернется рублем. Да и за границей, где деньги считают лучше, чем в России, до 85 % коммуникаций строится с помощью микротоннелирования. - Есть ли смысл искать альтернативу методу микротоннелирования? - Существуют, конечно, и другие технологии. Так, дюкер для прокладки трубы через русло реки можно создать с помощью размыва. Но это приведет к взбаламучиванию вод и отразится как на состоянии самой Невы, так и акватории Финского залива. Кроме того, большую глубину заложения обеспечить невозможно, поэтому велик риск, что течение реки разрушит трубу, последствием чего может стать экологическая катастрофа. А микротоннелирование прошло серьезную экологическую экспертизу, в частности, при строительстве БТС. И руководство компании "Транснефть", и подрядчики уделили очень много времени, чтобы ознакомить экологов с нашими технологиями. Сегодня экологи уверены, что наш способ один из лучших. Отсутствие же других эффективных методов строительства переходов через полноводные реки дает нам хорошую перспективу. - Раз микротоннелировани, новая для России технология, вы, очевидно, закупаете импортное оборудование? - Да, сегодня мы используем комплексы немецкой фирмы Herrenknecht: AVN-1200T диаметром 1,5 м и AVN-2000T - 2,5 м. Обделку трубопроводов первоначально предполагалось тоже закупать за границей. Однако с учетом объемов работ оказалось, что выгоднее производить трубы самим, и поэтому выпуск труб больших диаметров был организован на нашем предприятии, а также на "Метробетоне" и Кировском заводе. Важным преимуществом работы комплексов AVN является возможность прокладки тоннеля без присутствия в нем людей. Возможная глубина заложения тоннелей от 2 м до 40 м. С помощью комплекса диаметром 1,5 м мы ведем прокладку ливневой канализации на строительстве вантового моста через Неву. Первый участок, длиной 565,5 м, мы закончили еще в прошлом году. В июле будет сдан второй участок, длиной 485 м. Срок строительства составил 4 месяца, причем в смену мы проходили до 18 метров - это неплохая производительность. Инфраструктура города была затронута минимально, поверхность земли была нарушена только котлованами стартовой и приемной площадок. В рамках этой работы нужно отметить создание резервуара для сбора сточных вод. Возможна ситуация, когда с дороги во время ливня поступит объем воды, с которым канализация сразу не справится. Поэтому "Водоканал" поставил задачу строительства накопительной емкости, и мы выполнили ограждающие конструкции резервуара объемом 3 500 куб. м из железобетонных тюбингов. Это позволило завершить все работы не за предписанные 8 месяцев, как при монолитном бетонировании, а вдвое быстрее. Думаю, что в будущем некоторые районы города, а также крупные населенные пункты Ленинградской области неизбежно будут создавать локальные очистные сооружения, и аналогичные подземные объекты будут востребованы все больше. В связи с этим необходимо продолжать развитие технологии строительства резервуаров из сборного железобетона. - А где найдет применение проходческий комплекс большего диаметра? - Щит AVN-2000T уже был опробован нами на строительстве микротоннеля под Невой для нефтепроводов второй очереди БТС по заказу ОАО АК "Транснефть". Причем мы вышли на технический максимум возможностей оборудования - скорость проходки достигала 45 м в сутки, а глубина прокладки составляла 26 м. Оборудование позволяет проходить значительные до 1 км расстояния, вести строительство микротоннелей с изменением уровней. Такая работа заняла у нас 3 месяца. Именно таких параметров требует, например, проект переноса канализационного коллектора в Казани, работа по которому будет проведена в рамках подготовки к тысячелетнему юбилею города. Помимо нас, для выполнения различных проектов в Казань было приглашено более 50 подрядных организаций. Наша задача - пройти участок длиной 375 м за один заход в районе железнодорожного депо. Котлован потребуется лишь на стартовой площадке, а выход будет осуществлен в естественный овраг, поэтому подготовка приемного котлована не требуется. На работу нам отведено тридцать дней. Конечно, ограничиваться одним объектом в Казани не хотелось бы: расстояние от Петербурга - две недели пути. Затрудняют работу транспортные издержки. Так, щит AVN-2000T в разобранном виде будет доставлен в Казань по железной дороге, остальное оборудование "доедет" автомобильным транспортом. Думаю, ситуация в Казани изменится к лучшему при развитии там собственной производственной базы. Коммунальное хозяйство региона, как и всей страны, нуждается в использовании микротоннелирования, а развитая инфрастуктура для подземного строительства есть не везде. Мы можем выполнить пилотный проект, провести консультации, а дальнейшая работа по реконструкции должна быть обеспечена собственными силами местных строительных организаций. - Насколько активно вы хотите работать в С.-Петербурге? - Работы в городе много. Сейчас ведется подготовка к строительству интересного и необычного объекта: вынос коллектора в районе Песочной набережной для нужд и на средства частного заказчика. Мы выполняли строительство коллектора, но, ввиду отсутствия спроса застройщиков на "пятна", он был размещен на территории, пригодной для строительства целого квартала. Сегодня для строительства нового элитного комплекса застройщик согласовал с "Водоканалом Санкт-Петербурга" вопрос переноса коллектора с территории, для чего требуется выполнить 200 м проходки вдоль Песочной наб. Мы вписываемся в пространство "зеленой зоны", минимально нарушая поверхность. Тоннель пройдет по траектории береговой части. Узость пространства, под которым ведется строительство, не позволяет создать одну основную площадку, вместо нее придется использовать несколько небольших участков. С учетом сложных гидрогеологических условий мы отработали специальную технологию соединения труб. Также задачу осложняет интенсивное движение автомобилей по набережной. Срок всех работ - 20 дней. Пока проектов такой сложности в Петербурге никто не выполнял. Вообще, в нашем городе нами построено несколько канализационных коллекторов: на Песочной, Обуховской и Петровской набережной, на набережной адмирала Лазарева и реки Карповки, на Ушаковской и Смольнинской развязке. В Москве мы построили два кондуктора - в Москва-Сити и на Волоколамской развязке. - Что за проект вы осуществили для ОАО "Транснефть", за который А. П. Насонов представлен к награде? - Был построен второй трубопровод БТС-2, параллельный БТС-1, протяженностью 780 м, идущий из Киришей в порт Приморск. Теперь "Транснефть" планирует увеличить транспортировку нефти до 42 млн. тонн. Благодаря этому успешно реализованному проекту и наличию положительных отзывов о нашей работе, мы можем надеяться на заказы других организаций, занятых транспортировкой энергоресурсов по трубопроводам - "Транснефтепродукта", "Газпрома", частных нефтедобытчиков. Заинтересованы в нашей работе и транспортные операторы. - Если ваша организация активно работает в Петербурге, Вам лучше видны проблемы этого города. Расскажите о них. - Одна из проблем центра Петербурга, где развивается элитное домостроение, - создание новых и реконструкция имеющихся инженерных сетей. Уже существуют проекты строительства нескольких тоннелей под Невой, для канализационных и других коллекторов. Некоторые из них также инициированы частными заказчиками. К примеру, в районе Смольной набережной нужен тоннель для канализационного коллектора, который войдет в центральный коллектор, находящийся на противоположном берегу Невы - требуется пройти около 900 метров. Дата: 16.07.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4 (31)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||