|
|||||
1 стр. из 1 Чем кончается эта сказка, не помню, но запомнилась из нее "молочная река, кисельные берега" - национальный российский образ изобилия. В XX веке русская мечта о питательной реке осуществилась: львиная доля валютных поступлений в казну СССР, а затем России - выручка от продукции ТЭК, трубопроводных нефтяных и газовых рек. Сегодня, согласно данным Энергетической стратегии России, ТЭК дает четверть ВВП, треть объемов промышленного производства, примерно половину доходов федерального бюджета. В экспорте из Ленобласти, где разворачивались события данного материала, согласно данным Комитета по экономике и инвестициям, продукция ТЭК в 2003 г. составила 72%. Как известно, отличие от реки молочной, которая текла сама по себе, нефтяная связана с весьма сложной технической поддержкой: оборудованием для добычи, перекачивающими станциями и трубопроводами, резервуарами, танкерным флотом - все это требует поддержания в рабочем состоянии, ведь от работы на износ техника лучше не становится. Сегодня, нагоняя страх на бизнес и смех на инвесторов, можно и дальше спорить о справедливости приватизации, в то время как равнодушное к склокам оборудование месторождений, заводов, транспорта и энергетики продолжит дорабатывать остатки ресурса и превращаться в металлолом. А цепная реакция потерь эффективности и доходов рано или поздно сделает бессмысленной саму собственность. В самом деле, нужно ли предприятие, не приносящее пользы ни владельцу, ни государству? Впрочем, грусть по созидательным временам, когда с уст не сходили прекрасные слова "ударная стройка", "БАМ", "целина", "Уренгой" и так далее, проходит, когда среди новостей об утекающем капитале, странных приобретениях и невыполненных обязательствах "олигархов" мы слышим о вложении средств в производство, в разведку, добычу, переработку, транспорт, обучение кадров. Одна из первых "федеральных ласточек" на территории Ленинградской области, обозначившая, если не пробуждение социальной ответственности бизнеса, то по крайней возрождение государственного "инстинкта самосохранения" - Балтийская трубопроводная система, пуск которой позволил отказаться от транзита значительных объемов нефти через сопредельные государства с отчислениями за прокачку. В конце 2001 г. состоялся запуск первой очереди мощностью 12 млн. т сырой нефти. Весной 2003 г. Правительство распорядилось увеличить мощность БТС до 42 млн. т, в течение следующего года планируется 50 млн. т, а затем и 62 млн. т. Да и этих мощностей стране не хватает, поэтому строится и готовится ряд новых "рек изобилия" - на Мурманск, в регион Каспийского и Черного морей, на Дальний Восток, в Китай. Одной из компаний, которая трудилась и трудится на строительстве резервуарных парков для этих объектов, - ЗАО "Трест "Коксохиммонтаж"" - и посвящен этот материал. Впрочем, речь в этом материале пойдет об объекте другого рода, имеющего отношение, скорее, к созданию "кисельных берегов" - т. е. не утекающему, а стабильному внутреннему изобилию. Нефть в "чистом виде" не используется уже лет сто. Извлечь из нее все полезные продукты, а значит максимум финансов для страны, - это провести ее переработку внутри страны, создав рабочие места, увеличив добавленную стоимость товара, оставив в стране и регионе налоги. Глубокая переработка упрощает транспортировку - дорогие нефтепродукты занимают меньший объем, перекачивать легкие фракции проще, чем сырую нефть. Если нет смысла прокладывать трубопровод, можно воспользоваться универсальными путями сообщения железной дороги, тем более что в составе одного поезда могут путешествовать цистерны с самым разным содержимым, а в трубопроводе идет лишь один продукт. Одна из хороших новостей, продолжающих развитие "нефтянки", - реконструкция колонн комплекса ЭЛОУ-АТ-6 на флагмане областной экономики, ПО "КИНЕФ", входящем в "Сургутнефтегаз". Сегодня "КИНЕФ" выпускает продукцию 40 наименований, причем около 60% соответствует международным стандартам. На заводе уже используется гибкая схема переработки нефти, что позволяет эффективно использовать сырье. В дальнейшем руководство "КИНЕФ" связывает перспективы развития завода со строительством комплекса, который увеличит глубину переработки нефти до 96%. Это позволит получить максимальный объем нефтепродуктов, отвечающих мировым стандартам. Универсальность комплекса глубокой переработки нефти позволит изменять ассортимент в зависимости от спроса. А событие, о котором пойдет речь в этом материале - реконструкция действующего комплекса гидрокрегинга с заменой колонн - может считаться "генеральной репетицией" этой работы. Огромный блок был смонтирован в сжатые сроки и с отличным качеством - в традициях российских монтажников. Когда объект "К2" уже прошел предварительное опробование и готовился к испытательному пуску, а затем и использованию в "штатном режиме", мы встретились с представителем "Заказчика". Наш собеседник, Борис Сергеевич КАБАНОВ, заместитель генерального директора по ремонтному обслуживанию и реконструкции ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез", рассказал о работе на объекте и взаимодействии вертикально-интегрированных нефтяных компаний со строителями. - Борис Сергеевич, вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - структуры, существенно опережающие общий уровень российского бизнеса в плане менеджмента. Тем не менее в одном из вопросов стратегия ВИНКов расходится: одни предпочитают создавать собственные строительно-монтажные подразделения, другие нанимают независимые компании. Что удобнее? - Главная задача, стоящая при создании собственных специализированных подразделений, - обес-печить людей постоянной загрузкой. Если речь идет о реализации таких масштабных проектов, как реконструкция производственных мощностей в сжатые сроки, то о целесообразности создания собственных подразделений не может быть и речи. Но если говорить о постоянных работах по реконструкции действующего предприятия, модернизации оборудования, то очевидна выгода применения "собственных сил". Во-первых, у работников вырабатывается необходимый уровень квалификации. Во-вторых, собственное подразделение более мобильно - оно может оперативно переправляться с любого объекта на объект, выполнять работы на действующем предприятии. Наконец, свои сотрудники подконтрольны в плане выдерживания качества и сроков, что является очень важным фактором - простой установок без работы приводит к большим потерям. Однако, как я отметил, они должны быть загружены круглый год, а специфика строительных и монтажных работ связана с нашими климатическими условиями. Если нам необходимо провести бетонные работы зимой, то требуются дополнительные затраты - тепляки, устройства для повышения температуры. Усложняются грунтовые работы. Поэтому работу в зимних условиях мы стремимся проводить меньше, и ремонтный период приходится на теплое время года. Кроме того, большинство задач по реконструкции предприятия мы решаем с остановкой линий - огневые работы на взрыво- и пожароопасном производстве возможны только во время остановок. Также важным фактором является оплата труда: на таких предприятиях, как наше, где требуется исключить возможность техногенных катастроф, требуется нанимать сотрудников очень высокой квалификации, обеспечивая им уровень зарплаты в среднем выше, чем принят в строительной индустрии - нам приходится выдерживать зарплату этих людей на уровне средней зарплаты для предприятия. Таким образом, нам выгоднее держать определенное количество работников, занятых в течение всего года, а на периоды активной работы нанимать сторонние организации, оплачивая их труд в соответствии с нормами. Мы выполняем своими силами примерно 15% работ, в наших ремонтно-строительных подразделениях порядка 600 человек. Остальные работы выполняются силами привлеченных организаций и консорциумов. В замене колонн К2, К6 и К7 ЭЛОУ-АТ-6 приняли участие: компания "Трест Коксохиммонтаж", хорошо известная нам компания "Пирра", специализирующаяся на проектировании внутренних устройств и аппаратов для нефтепеработки, еще несколько организаций. Участвовали и наши специалисты. Задачу решили на достаточно хорошем уровне - замена колонн прошла в краткие сроки, с хорошей подготовкой, серьезных проблем не возникало и в процессе работы. Поэтому могу сказать, что с этими партнерами сотрудничать удобно и хорошо. - Борис Сергеевич, известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Каковы все же пожелания, оргвыводы? - В принципе, никаких. На протяжении многих лет нашим предприятием выработана достаточно стройная, может быть, немного отличающаяся от других предприятий система управления подрядными организациями по ремонту и реконструкции действующих мощностей. По нашему опыту, договор на производство работ заключается значительно раньше, чем начинается их выполнение с остановкой производства. Фактически подготовкой операции мы занимались полтора года, и поэтому в решающей стадии работы "черных пятен" не возникло. Это благодаря тому, что и в "Тресте КХМ", и у нас линейные руководители ИТР были достаточно квалифицированы. - "КИНЕФ" планирует коренную модернизацию производства. Каковы здесь основные направления? - Мое управление занимается реализацией планов, определенных руководством компании, поэтому говорить о конкретных задачах не могу. Но в целом стратегия работы на ближайшие пять лет - повышение качества продукции и снижение себестоимости. Соответственно, на первый план выходит внедрение современного надежного оборудования. - Одна из важнейших проблем при выборе стороннего подрядчика - конкурсный отбор. Однако зачастую получается так, что конкурс приносит только вред: есть проблема демпинга, неизбежен элемент нервозности от случайностей. Подготовка тендерной документации - затраты времени и средств без гарантированного результата… Организации бизнеса динамичнее госструктур за счет принципа "своя рука владыка", и могли бы обойтись без этих процедур… - Действительно, методика выбора подрядчика - вопрос весьма актуальный. Тендеры в определенной степени дают результаты, но их эффективность невысока, особенно в производстве строительно-монтажных работ при реконструкции. Что касается такого стандартного номенклатурного оборудования, как насосы, компрессоры, арматура, то тендерами заниматься можно. Но при производстве работ на действующем предприятии, а также в приобретении нестандартного оборудования (строительство емкостей, монтаж колонн и аппаратов), в большинстве случаев необходимо опираться на долгосрочные отношения. Дело в том, что на действующем предприятии не всегда возможно определить точно объемы работ. Часто масштабы "болезни" оборудования мы обнаруживаем лишь после его остановки, вскрытия и обследования. При замене оборудования может оказаться, что на фундаменте отсутствует какой-нибудь болт, в проектной документации труба лежит в одном месте, а на деле - в двух метрах, да еще и упирается в площадку… Соответственно, цена работ плавает, а это и есть "червяк", подтачивающий тендерные отношения. Ведь главное - заранее установить цену, объем и качество работ. Также тендер не дает возможности производить работы оперативно и быстро, потому что подготовка тендерного предложения значительна по объему. Оферту нужно продумать досконально, чтобы установленная цена соответствовала реальным объемам работ. Хотя ценовая политика в нефтегазовой отрасли во всем мире уже определилась, у строительно-монтажных предприятий существенно различается уровень технологий. Нам с помощью тендера трудно определить, какое предприятие будет соблюдать наши главные требования - соотношение цены и качества. А организации, что выполняют ту или иную работу, лучше заказчика знают свой уровень и реальную цену и идут на тендер уже прекрасно вооруженные знаниями, вполне (как бы правильнее сказать-то?) подготовленные "между собой", фактически инсценируя соперничество и навязывая свои условия подрядчику. Поэтому мы считаем, что нужны долгосрочные отношения. Допустим, если "Коксохиммонтаж" отлично монтирует резервуары, то в результате анализа других компаний, которые выполняют аналогичные работы, и на основании предыдущих проведенных тендеров уже можно принимать решение о выборе предприятия, наиболее выгодного для решения задачи. На основании положительного опыта сотрудничества целесообразно заключать долгосрочные договора, обеспечивая подрядчика портфелем заказов, подрядчик же должен отвечать еще большей оптимизацией баланса цены и качества. Это и рост квалификации кадров, которые знают наперед объем работ и наши требования, приобретение оборудования на перспективу. В значительной мере такая политика дала бы пользу и во взаимоотношениях с заводами-изготовителями номенклатурного оборудования. Мы можем уверенно сказать, что большинство серьезных предприятий Запада идут путем долгосрочных контрактов не только в решении нестандартных задач. Так, одна из американских компаний по производству компрессоров, Dresser, имеет целый ряд долгосрочных контрактов. На этот же путь проходят и другие компании. - А как объяснить это акционерам, в особенности миноритарным, склонным к строгому отслеживанию своих интересов? - Конечно, люди, которые затратили свои средства, вправе контролировать и свою прибыль. Поэтому внимание акционеров к оптимизации расходов компании неизбежно, но мы считаем, что контроль не противоречит политике долгосрочных отношений. Но подчеркну еще раз: долгосрочные договора делаются не на пустом месте, а на основании проведенных работ. А преимущества от них очевидны, и главное, объяснить их акционерам. - Сегодня государственная политика направлена на снятие барьеров на пути вхождения в рынок, в том числе и на отмену лицензий на многие виды работ. Однако в монтажных работах это привело к падению качества. Может быть, пока не торопиться с отменой лицензирования в строительстве? - Задача законодательных органов - сформировать систему и обеспечить порядок. Практика отмены лицензий разумна, но нужно четко определить, какие виды деятельности должны лицензироваться и какие не должны. Современная практика лицензирования зачастую не работает - существует целая индустрия предприятий, которые занимаются подготовкой документации для получения лицензий на коммерческой основе. Благодаря им и стала возможной "покупка" лицензии. Думаю, что за двойную цену можно купить лицензию даже без проверки, существует ли предприятие вообще. Поэтому бывает, что предприятие, обладающее всеми лицензиями, берет объем работ, а выполнить не может - нет ни квалифицированных людей, ни оборудования. Решение проблемы - создание "обратной связи". В частности, у нас, предприятий по нефтепереработке, есть постоянно действующий совет главных механиков, мы собираем информацию о фактическом положении дел у подрядчиков, и на основании этих данных, бывает, предприятие лишают лицензии. - Помимо лицензий обязательных, есть и добровольные. Например, наличие сертификата системы качества ИСО 9001. Он есть и у "КИНЕФ", и у "Коксохиммонтаж". Будет ли в системе долгосрочных отношений наличие сертификата значимым аргументом в пользу выбора подрядчика или главное, чтобы были "люди хорошие"? - Видите ли, наличие сертификата системы качества как раз и обозначает, что "люди хорошие". Система стандартов ИСО 9000 дает возможность описать процессы на предприятии, добиться обратной связи, вести контроль. Ведь она не определяет качество - она определяет описание процесса. Опишите производственный процесс, обеспечьте контроль выполнения всех пунктов, и можно получать гарантированное качество. Если мы запишем, что гвоздь нужно забить молотком, толщина доск 50 мм, гвоздь 70 мм, и гвоздь надо загнуть определенным образом, то мы получим гарантированное соединение. И кто бы ни взял в руки молоток, он при точном исполнении этого регламента получит нужный уровень качества. Поэтому наличие такой системы - хорошо и важно для любого предприятия. - Борис Сергеевич, одна из современных проблем - реализация идеологии социальной ответственности, причем в первую очередь ее требуют от ВИНКов. Недавний объект - плавательный бассейн в Киришах - построен с удовольствием для себя или для создания "общественного резонанса"? - Строили с удовольствием, потому что у нас было задание - создать современный красивый комплекс, в который приятно прийти людям, за который люди скажут спасибо. Справились в сжатые сроки. От начала проектирования и до рабочей комиссии прошло 18 месяцев. Мы пришли на площадку в сентябре 2002 года, а в апреле 2004 состоялась комиссия по приемке. Это короткий срок для комплекса такого масштаба. Вообще, как обыватель я поддерживаю слова В. И. Матвиенко - кто-то покупает футбольные клубы, а кто-то строит спортсооружения для людей и для страны. Думаю, что люди, которые трудятся в Киришах и зарабатывают прибыль, заслуживают благ, на которые, имея прибыль, нужно тратиться. Да и когда наши девчонки начали достигать спортивных результатов, нам приятно. Вообще же в Киришах и в Ленинградской области в целом есть еще много направлений для участия бизнеса; главное, чтобы не только "КИНЕФ" занимался этим. Монтажную операцию по демонтажу старой и монтажу новой колонны выполнили специалисты треста "Коксохиммонтаж". Один из наиболее известных объектов этой компании на территории Ленинградской области - монтаж нефтяных резервуаров в порту "Приморск", терминала в составе Балтийской трубопроводной системы. Мы попросили генерального директора компании Валентина Александровича Фуфаева прокомментировать особенности работы на очередном объекте ТЭК Ленинградской области. - Валентин Александрович, кран Liebherr, использованный в монтажной операции на "КИНЕФе", прошел "боевое крещение". Какие перспективы открываются перед трестом благодаря наличию такой машины? - Кран показал себя с наилучшей стороны: в очень короткий срок, за месяц, были выполнены работы по замене колонн К2, К6 и К7 ЭЛОУ-АТ-6 на Киришском НПЗ. В срок, за который мы обещали провести работы, мы уложились с запасом. Приобрели опыт наши операторы, работавшие под наблюдением специалистов компании Liebherr. Не исключено, что мы продолжим работать на монтаже нового комплекса гидрокрекинга, если выиграем тендер. Пока же кран перебазирован в Череповец для выполнения работ на "Северстали", где совместно с ОАО "Центр Домнаремонт" будет проведена замена выработавшей срок доменной печи N 4, проработавшей с 1969 г. С 15 июля мы должны приступить к этой работе и завершить ее до 15 мая следующего года. Если задача будет решена успешно (а мы уверены, что так и будет), то, вероятно, продолжим работы на доменной печи N 5 "Северянка". Также предстоят и другие работы на "Северстали": в апреле мы подписали контракт на реконструкцию коксовых батарей № 3 и № 4. Думаю, что это лишь начало масштабной работы металлургов страны по реконструкции фондов. В связи с резким скачком цен на кокс, до 400 долларов за тонну, оказалось выгодно воссоздавать и расширять коксохимическое производство. Наша задача - возродить профессию специалистов-огнеупорщиков, которую за годы рынка отрасль почти потеряла. Мы обсуждали эту проблему на совете директоров треста и поставили перед собой задачу не только достичь уровня прошлых лет, но обеспечить работу на уровне современных требований. Ведь в прошлые годы наша страна экспортировала кокс, а теперь импортирует. В общем, востребованы мы будем, но к этому надо готовиться. - Думаю, что в серьезной реконструкции нуждаются основные фонды и нефтегазового комплекса, и металлургии, которые были построены с 60-х по 80-е годы. Поэтому наш кран без работы не останется. - Насколько слаженно прошла работа по освидетельствованию машины в надзорных организациях? - Мы четко работаем с Госгортехнадзором, уже давно сложились нормальные деловые контакты. Были проведены освидетельствование и регистрация крана. Как и всегда, мы встретили нормальный требовательный подход к механизмам, выбору места стоянки, проекту производства монтажных работ. В общем, все соответствовало "букве закона" - нормам и требованиям. - Каковы впечатления от работы с этим заказчиком? - Работать очень понравилось: на всех уровнях управления сложился замечательный рабочий контакт со специалистами завода. Шла нормальная, деловая, товарищеская работа. Заказчик, в соответствии со спецификой объекта, предъявлял высокие требования к уровню проведения сварочных работ, но наш ответ был адекватен поставленным задачам. - Не тянуло ли прибыть на площадку лично, для руководства на "оперативном уровне"? - Моя задача - обеспечить стратегический уровень принятия решений. Это было сделано, когда мы подписывали контракт, причем конкурировали за него с крупной западной фирмой. Когда контракт был выигран, было принято второе стратегическое решение о приобретении крана. Выполнение дальнейших задач - закупка материалов, изготовление и доставка оборудования, формирование команды - координировались отсюда, из Москвы. Я посетил площадку, когда комплекс был остановлен на реконструкцию, и проверил состояние наших подразделений. А затем ежедневно выходил на связь по телефону: знал, когда на площадку входили сварщики, изоляровщики, КИПовцы. Необходимости в личном присутствии не было. Там же, на месте, нашлось кому руководить - это и Виктор Александрович Фуфаев, и Виктор Иванович Вяткин, опытные руководители-монтажники. Также на месте постоянно находились представители заказчика. - Каким образом было организовано изготовление и доставка оборудования? - Колонну изготовили в Челябинске, на заводе "Анкер", входящем в систему треста. Сборка колонны была проведена с участием представителей липецкого подразделения "Коксохиммонтажа". Они же приняли участие и в монтаже колонны, где к ним присоединились представители Северо-Западного, челябинского и барнаульского подразделений. Формирование этой команды осуществлялось отсюда, из треста. Для реализации заказа за рубежом была куплена особая сталь, а также проведено изготовление донных частей. Что касается донных частей, их можно было изготовить и в России (например, силами завода "Уралхиммаш" в Свердловске). Однако мы подсчитали экономику работ, особенно транспортной схемы (везти негабаритный груз сперва в Челябинск, потом в Свердловск, оттуда в Кириши), и оказалось, что поставка из-за рубежа удобнее. При реализации аналогичных заказов будем принимать решение о месте проведения работ в зависимости от того, где находится объект. - Ну а каковы на сегодняшний день дальнейшие направления? - Перед коллективом стоят серьезные задачи по развертыванию работ на проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Мы отмобилизовали коллектив на "Сахалин-2", в район г. Корсаков, туда уже отгружены конструкции общим весом 4 200 тонн, дирекция и техника уже там. Думаю, работа пойдет с июня. Для работ на "Сахалине-1" (это Хабаровский край, порт Де Кастри), где предстоит делать фундаменты и резервуары, мы подготовили помещения для специалистов и думаем, что начнем работы до середины лета. Кроме того, серьезные работы мы выполняем для компании "Роснефть" в Котласе. Говоря по правде, в начале я предполагал прибыть непосредственно "в нужное время и место" - то есть на момент монтажа колонны. Однако, хотя сотрудники треста, работавшие в Киришах, шли на контакт охотно, на мои вопросы отвечали немного торопливо. Я понял, что сейчас им не до корреспондентов. Потом стало понятно, почему несмотря на то что операция прошла без проблем, она уникальна - если не по факту результата, то по крайней мере по срокам и работе в условиях действующего предприятия. Поэтому отложили обстоятельный разговор до момента, когда главные трудности окажутся позади. Уже после того, как работа подходила к концу, мы встретились с руководителем ООО "Коксохиммонтаж - Северо-Запад" Виктором Александровичем Фуфаевым ("тактическим звеном" управления операцией). - Работы на ПО "КИНЕФ" мы ведем уже в течение двух лет. В частности, построили и отремонтировали несколько резервуаров различного объема и типа для хранения сырой нефти. Когда состоялся тендер на реконструкцию крекинговых колонн, ЗАО "Трест Коксохиммонтаж" принял участие в конкурсе и выиграл его, несмотря на соперничество с зарубежными организациями. Победили, потому что смогли предложить конкурентную цену при соблюдении требуемых сроков и с должным качеством. До начала монтажной операции была проведена большая работа по заказу материалов, изготовлению и доставке конструкций. В демонтаже старого оборудования приняли участие специалисты Челябинского управления, Управления механизации г. Череповца. Колонны К6 и К7 были изготовлены в Петрозаводске, а основные блоки колонны К2 - на челябинском заводе "Анкер". Сферическую крышу и днище колонны К2 заказали в Австрии. Отмечу, что элементы, изготовленные за рубежом, потребовали доведения их до требуемых параметров на строительной площадке (сталь шлифовали с 22 до 9 мм), тогда как конструкции, изготовленные на нашем Челябинском заводе, никакой доводки не потребовали - их качество позволило осуществлять сборку сразу. Генпроектировщиком всего комплекса работ выступил институт "ЛенГипроНефтеХим", а колонну проектировало ЗАО "Пирра" - предприятие, специализирующееся на таком оборудовании. Смонтированный комплекс отделяет порядка 5-6 фракций, причем главный приоритет - полнота извлечения при большой пропускной способности. Кроме того, новое оборудование позволяет сравнительно оперативно менять параметры работы - давление, температуру - и выбирать режим, оптимальный для извлечения нефтепродуктов. Основные монтажные работы выполнялись специалистами бригады И. Е. Ганьшина из Липецкого подразделения "Коксохиммонтажа". Легендарный бригадир, кавалер Ордена Ленина, он специализируется на монтаже таких конструкций, для него это уже не первая колонна: он работал на аналогичных объектах в Ярославле, Казахстане. Липецкие монтажники участвовали и на предварительной стадии работ, собирали конструкции на стендах. Также в монтаже принимали участие специалисты нашего подразделения "Барнаулметаллургмонтаж". Помимо нас, на объекте трудилось еще несколько предприятий: это "Нефтезаводмонтаж", "Севзапэнергомонтаж", Специальное ремонтно-строительное управление. Часть работ заказчик выполнил собственными силами. У нас на подряде работали "Энергомонтаж-Сервис", "Трест N 46", "Монтажтермоизоляция". В течение 37 дней, согласно контракту, была произведена замена колонн и обвязочных трубопроводов. Остановка началась 13 апреля, а уже через 30 дней колонны были смонтированы, еще несколько дней заняли шлифовка и устранение отклонений. Было проверено положение частей, качество сборки и всех операций, проведена обвязка и изоляция трубопроводов. Сварочные работы осуществлялись нашим подразделением ООО "Коксохиммонтаж - Северо-Запад". Без преувеличения могу сказать, что мы обеспечили великолепное качество сварки. Представители заказчика, проводившие все контрольные операции, вырезали, отшлифовали и протравили образцы так, что их невозможно было отличить от иллюстраций в учебниках по сварке. Когда мне показали травленый образец, я принял его за эталон, а оказалось, что это работа нашего Олега Валерьевича Петрова. При этом нужно отметить: сложность работ в том, что колонны изготовлены из биметаллической стали. Внутри использована устойчивая к агрессивной химической среде нержавейка, а снаружи - конструкционная сталь, выполняющая роль несущего каркаса. К сожалению, нам не удалось применить сварочные автоматы, испытанные при сварке резервуаров - на колонне сравнительно мал радиус закругления. Поэтому воспользовались полуавтоматами, а для сварки трубопроводов применили ручные аппараты. Там требуется использовать специфичные электроды, а проволока нужного качества, применяемая в полуавтоматах, выпускается только для типовых задач. - Что можете сказать о кране? - Liebherr-750 - это уникальное оборудование. За свои 32 года монтажных работ таких характеристик я не встречал: он позволил поднять груз в 163 т на вылете 52 м. Самое большое, с чем мне приходилось сталкиваться, - 50 т на вылете 20 м. Фактически "Трест" принял решение о закупке этого крана специально под эту работу. Надеемся, что кран еще поработает в Киришах - мы участвуем в тендере на монтаж крупногабаритного оборудования по гидрокрекингу на ООО "КИНЕФ". А пока кран переводится в Череповец на ремонт доменной печи. Для этой работы мы закупаем дополнительную вставку в стрелу - она позволит увеличить высотность подъема до 120 м. Вообще оборудование очень мобильное: ничего лишнего, а возможности при необходимости наращиваются. - Если рассчитывать на монтаж крупномерных блоков, какие еще сферы промышленности сможете обслуживать? - Как правило, это объекты реконструкции. На "КИНЕФе" можно было не применять кран, а монтировать конструкции с помощью "мачт". Но тогда нужно было бы снести узел теплообменников и до 100 м эстакад, а там лежит порядка 50 трубопроводов. Другого способа доставить оборудование из зоны предмонтажной подготовки на фундамент не было. Мы же провели операцию с пожарного проезда, где можно было поставить кран, произвести укрупнение и досборку колонны. Наш кран позволяет перемещать грузы до полутора тысяч тонн методом поворота вокруг оси или подтаскивания снизу. Это охватывает практически вес и размеры оборудования, применяемого на нефтехимических производствах, а также в цементной промышленности и металлургии, где у оборудования размеры и вес тоже большие. Вообще замена целой колонны в такие сроки - операция уникальная. Как правило менялись отдельные части колонн, "тарелки", но полностью корпус - нет. - Беспокоил ли Госгортехнадзор? - При закупке оборудования мы получили от поставщика всю документацию, ознакомили с ней инспекцию Госгортехнадзора. Убедившись, что кран соответствует требованиям, они претензий по регистрации и пуску в работу не выдвигали. Так что по уровню квалификации специалисты Госгортехнадзора готовы работать с любым современным оборудованием. Кран, как положено, был испытан с коэффициентом 1,25 - все конструкции выдержали. Было непросто найти для испытаний груз в 240 т - для этого на Ижорском заводе мы закупили листы, сделали проушины и строповку и таким образом получили требуемый вес. Были проведены динамические испытания, они тоже прошли нормально, никаких отклонений в работе не было. На первые два подъема в процессе демонтажа приезжал шеф-инженер из Liebherr, но это прописано договором в функциях поставщика. Цель приезда - убедиться, что наш персонал обучен и работает как положено. Также два наших крановщика и инженер по надзору прошли обучение в Череповце, на базе Управления механизации, а затем стажировку в Германии. Все проведенные подъемы были в пределах грузовых характеристик крана. - Ну а неожиданности в работе встретились? - Нет. В основном благодаря большому содействию служб эксплуатации заказчика. Начальник цеха ежедневно проводил по несколько часов на площадке, обеспечивал переключение электричества, проверку положения трубопроводов, доставку комплектующих. Роль службы эксплуатации была очень велика и на заключительном этапе. Как проводить испытания колонны на чужой территории, на заводе? Где взять воду, чем закачать, куда слить? Все эти вопросы решила служба эксплуатации - подали заявку, подтвердили час, и в нужное время они включили насос. Таким образом, нас никто не "держал", мы не выбивались из графика. По крайней мере отклонений, при которых потребовалось бы вмешательство извне, не было. Если температура была ниже ноля, обеспечивали подогрев для сварочных работ - но на то и зима. Если какие-то операции и проходили с отставанием, это не влияло на последующий график. Например, слегка переутяжелили один из блоков - вышли за пределы допустимых характеристик крана. Пришлось снять с него 2,5 т трубопроводов, и затем смонтировать их на уже установленный блок. - Не сегодня завтра мы вступим в ВТО. Когда границы станут прозрачными для строительных услуг, не окажется ли российский сектор высоких строительных технологий под ударом - в первую очередь из-за финансовой мощи конкурентов? - В части, касающейся монтажа промышленного оборудования, нужно воссоздавать собственный монтажный комплекс. Пусть пока чего-то не умеем, но вывозить деньги за рубеж самое простое решение. Пуховик у нас китайский, шуба греческая. Неужели из нашей овчины греки шьют лучше, чем сумели бы на Вологодчине? Поэтому-то "в Греции все есть", а в России не все питаются досыта. Я не "славянофил" - но учиться нужно самим, хотя иногда это тяжело. Мне в 1984 г. довелось работать с финнами на строительстве ГОК "Карельский окатыш", и еще тогда мне казалось, что механо- и энергово-оруженность нашей отрасли отстают недостижимо. Однако догнали. А по самоотверженности, по умению работать наши ребята не уступали и тогда. В прошлые годы "Коксохиммонтаж" получал за границей более 50% выручки. Мы и сейчас кое-где работаем за рубежом, причем не хуже, чем зарубежные компании. Может быть, пока не такая красивая спецовка у рабочих - экономим, надеваем привычную "брезентуху". (Прим. авт.: здесь Виктор Александрович слукавил: мы посетили площадку, и все рабочие были одеты вполне достойно.) Не умеем пока делать хорошие краны, арматуру, насосы. Слабее "малая механизация", механообработка - обращаемся к импорту. Но многое россияне могут и обязаны делать сами - и физически, и организационно мы не слабее зарубежных конкурентов. Я уверен, что наш "Анкер" выпустил бы элементы колонн лучше австрийских: мы в заводских условиях обеспечим такой уровень приемки, что на площадке не возникнет ни одного вопроса. - Чем может помочь государство в этой "доброй экспансии" за рубеж? - Наши конкуренты китайцы говорят: "Тяжело жить во времена великих потрясений". Главное - отсутствие финансовых потрясений внутри страны. Нужны стабильное налогообложение, стабильный курс валюты. Тогда фирмы и люди будут чувствовать себя комфортно, невзирая на то, капитализм или коммунизм на дворе. - Что изменилось после этой работы в коллективе? - Повысился опыт. Появилась уверенность в том, что наши люди могут все, и этого уже не отнять. Но в целом не сказал бы, чтобы изменения были революционными. Допустим, И. Е. Ганьшин не менял блоки в 150-160 т. Но их просто поднимали меньшими частями, используя наши монтажные краны. Конечно, Liebherr - это другой класс работы и веса, но подходы и выучка монтажников не изменились. - Тем не менее, чем достигли слаженности коллектива, собранного из разных подразделений? Например, в футбольную команду можно собрать "сливки" лучших клубов, но слаженной игры звезды не обеспечат… - Слаженности достигли экономическими методами. Все знают, что если задача будет решена в сроки, то прибыль - и компании, и работников - будет максимальна. А если кто-то подведет коллектив, то с ним… будет проведена работа по ущемлению его экономических интересов. Что же касается "сливок", это не так: были собраны не лучшие, а нормальные грамотные ребята, и выполнили они обычную работу. Никаких внутренних конкурсов не проводили… - На аналогичные задачи будет приглашен этот же состав или собран новый? - Мы предпочитаем комплектовать коллективы в зависимости от того, какие подразделения расположены ближе к объекту. Мы, "Коксохиммонтаж - Северо-Запад", привлекли помощь других подразделений, потому что в регионе не сохранилось своего строительно-монтажного управления: этот коллектив остался в Эстонии (правда, мы продолжаем с ним работу, помогаем людьми и оборудованием). Но на Петербургском нефтяном терминале постоянно привлекаем липецкое подразделение (недавно липчане сдали 2 резервуара объемом 20 тыс. куб. м и продолжают работу). Челябинское и барнаульское подразделения привлекли потому, что у них была недостаточная загрузка в их регионах. А вообще, думаю, что любое подразделение треста было бы в состоянии хорошо выполнить эту работу. СИСТЕМА КАЧЕСТВА - Чем достигается уверенность в том, что смонтированное оборудование надежно? - Как и всегда - соблюдением нормативов. Объект под контролем Госгортехнадзора, потому что работает при повышенных давлении и температуре. Тщательную экспертизу прошли проект и материалы. Внутренний слой колонны - химически инертная нержавеющая сталь толщиной 5 мм; она усилена наружной сталью, которая обеспечивает конструктивную прочность. Были проведены все акты скрытых работ, предъявлены сборка, сварка. Швы проверялись ультразвуком, специальными красителями, вакуумированием, методом "мел-керосин" и т. п. Все проверки дали положительные результаты. Контроль осуществлял Отдел технического надзора заказчика. Эта служба не подчиняется цеху - только руководителю предприятия. Инженеры проверяли все операции, положение элементов, и без их разрешения к следующим операциям мы не приступали. На заключительном этапе к проверке подключились механики цеха - вместе с Отделом технического надзора и нашими ИТР проверяли правильность установки колонн, решеток, фланцевых соединений, прокладки, чистоту колонны. - А дирекция по качеству треста? - Они обеспечили разработку базовых документов и затем контролировали, как наши работники вели документацию. Фактически, это второй уровень внутреннего контроля. Замечания были, устранялись. Первый же уровень внутреннего контроля - наши ИТР, прорабы и мастера. - Кроме продолжения работ на "КИНЕФ", чего мы вам искренне желаем, какие еще работы ведете в регионе? - Надеемся продолжить работы в Приморске на строительстве терминала компании "Транснефтепродукт". Сейчас идет предквалификация, вероятно, к августу будет проведен тендер и определится, кто будет работать на строительстве. Небольшое участие принимали на строительстве порта в Высоцке для компании "Лукойл", помогли "морякам" сделать опоры для портовых сооружений - закончили 20 ноября. Сложные работы предстоят на "Сахалине-2", где мы должны сдать 2 резервуара объемом по 100 куб. м в условиях девятибалльной сейсмичности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассуждая об ответственности капитала перед страной, где капитал создается, многие наши собеседники (не этого материала, а журнала вообще) вспоминают знаменитый английский футбольный клуб, купленный скандально знаменитым российским бизнесменом. Рискнем подумать вслух, что есть социальная ответственность представителей сильнейшего сегмента нашей экономики - нефтяников. Собственно, бизнес должен делать то, для чего предназначен по определению - то есть зарабатывать. Но эта деятельность должна быть направлена не на удобное извлечение прибыли в кратчайшие сроки (а там трава не расти), а на воссоздание и развитие производства, улучшение качества продукции. Конечно, при этом нужно платить налоги, не изобретая "легальных схем". Что же касается поводов для PR-офессионально организованной общественной шумихи, которыми некоторые компании иногда подменяют системную работу, рассказывать о них мы не будем - не хочется и не интересно. Мы не против "социальной ответственности", понимаемой как "благотворительность" но важно, чтобы инвестиции в PR шли не в ущерб производству. Многие "положительно" запомнившиеся собеседники нашего журнала об общественных проектах тоже не забывают, но предпочитают инвестировать в страну. "Лукойл" поддерживает спартаковцев, "Мослифт" - женскую волейбольную сборную, "Балтийская строительная компания" спонсирует проекты в области культуры и реставрирует храмы. Не отстает и "КИНЕФ": 16 мая в Киришах состоялась церемония открытия Центра водного спорта. Почему бы и нет? Даже прибывшая на церемонию открытия Центра Валентина Матвиенко, искушенная как экс-вице-премьер в социальных вопросах, поблагодарила руководителя "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова за ответственность перед страной и предложила Валерию Сердюкову дружить субъектами Федерации. Причем Петербург будет радовать областных жителей музеями и театрами, а областные городских - водными видами спорта. Почему бы и нет? E-mail: kxm@kxm.ru Дата: 16.07.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4 (31)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||