Визит в Умный Город

1 стр. из 1

Не будучи осведомлены в топографии Подмосковья, мы легкомысленно согласились на визит в г. Протвино, представляя его предместьем столицы - благо что от метро туда идет автобус. В автобусе выяснилось, что ехать надо часа два с половиной, через Бутово, Чехов, Серпухов - до южной границы Московской области. Но в конце пути вместо ожидаемого унылого "поселка городского типа" мы увидели вполне достойный городок, скорее, напоминающий Прибалтику. Уже потом выяснилось, что мы попали в типичный "наукоград"…


Город Протвино возник одновременно со всемирно известным Институтом физики высоких энергий (ИФВЭ). В теоретическом отделе института и сегодня ведутся работы по квантовой теории поля, теории гравитации, космологии и астрофизике, теории сильных взаимодействий, электрослабым процессам. Но в Протвино нас привлек не знаменитый институт, а небольшая организация - ЗАО "Умный город". Основное направление деятельности компании - создание автоматизированных комплексно-технологических систем управления для различных отраслей ЖКХ, а также всего комплекса управления муниципалитета. Хватает сил и на прозаическую работу - внедрение и обслуживание разработок, провайдерскую деятельность. Фактически речь идет о коренной модернизации и рациональном использовании устаревшей аналоговой системы связи лифтов с диспетчерскими службами, о полном пересмотре идеологии диспетчеризации и диагностики работы инженерных сооружений и оборудования жилищно-коммунального комплекса, в том числе и лифтового хозяйства муниципальных образований.

Рассказывает генеральный директор компании, к. ф.-м. н., Закир Рзаевич БАБАЕВ.

- Причиной, побудившей взяться за решение этой задачи, стало случайное знакомство со статистическими данными бывшего Госстроя и Госгортехнадзора России, по данным которых 60% лифтового парка страны отработало свой нормативный срок (кстати, изначально завышенный) и нуждается в срочной замене и модернизации. Решение задачи надо искать в путях обновления самих технологических подходов. Так родилась идея разработки комплексного технического проекта модернизации Автоматизации диспетчерско-диагностической службы лифтов (АДДСЛ). Работа над проектом ведется с 2001 г.

Реализация проекта позволяет сократить штат обслуживающего персонала в несколько раз; высвободить все занятые под диспетчерскими службами в городе помещения, оставив лишь одно; контролировать техническое состояние всех городских лифтов в режиме реального времени из одного диспетчерского пункта; высвободить до 90% кабельных коммуникаций между лифтовыми шахтами (подъездами домов) и помещениями диспетчерских пунктов города; создать на базе высвобожденных кабельных сетей Единую городскую локальную информационную сеть (ЕГЛИС), которая дает возможность организовать в масштабах муниципального образования сбор, передачу и обработку данных в единый информационный центр, т. е. создать комплексные многофункциональные диспетчерские службы.

В настоящее время существует несколько отечественных разработок оборудования для этих целей. Они различаются как по своим функциональным характеристикам, так и по стоимости. Наиболее "продвинутыми" из них, по нашему мнению, являются системы: "Обь" производства фирмы "ЛКДС" (г. Новосибирск) и "ТМ88-1" фирмы "КРОС" (г. Ульяновск). Мы выбрали в качестве элементной базы проекта инженерное оборудование "Обь" из-за достаточно функциональной универсальности и относительной дешевизны, хотя технологически более целесообразным был бы "симбиоз" этих разработок.

За это время в Подмосковье (в Протвино, Дзержинске) мы успели создать несколько экспериментальных участков, приступаем к работам в Подольске, Климовске.

КАК ПОУМНЕЮТ ГОРОДА

- Нуждается ли оборудование в разработке программного обеспечения?

- Программное обеспечение уже готово. Универсальный протокол позволяет собирать данные с лифтовых блоков управления. Разработчики системы поддерживают контакты с производителями датчиков расхода воды, тепловой энергии, электросчетчиков. При автоматизации управления инженерными системами зданий информация от них будет собираться на инженерные терминалы, а с них по имеющимся проводам поступать для централизованной обработки.

- А совместима ли система с высокоуровневыми ЭВМ для применения программ ведения статистики, экспертной оценки, поддержки принятия решений?

- Да, через специальные протоколы и контроллеры системы могут стыковаться с персональной ЭВМ или сервером. Система позволяет программировать последовательности действий. Например, если на пульт охраны приходит сигнал от датчика задымленности и оператор по какой-то причине не среагировал, то система включает систему пожаротушения. Также система совместима с передачей данных по GSM.

"МИССИОНЕРСКИЙ ПОДХОД"

- Как правило, продвижению таких систем способствует энтузиазм. А что препятствует?

- В основном, две причины. Отсутствие свободных бюджетных средств и "природный" консерватизм большинства руководителей ЖКХ на местах. Мы еще на стадии разработки проекта предусмотрели возможные варианты обхода основного препятствия на этом пути - отсутствия средств. Предложили использовать в качестве источника финансирования сэкономленные по ходу выполнения работ средства. Это прежде всего коммерческое использование высвобождаемых помещений, занятых под диспетчерские пункты, экономия бюджетных средств от сокращения штатов обслуживающего персонала, разница тарифных сборов с населения, образующаяся вследствие сокращения эксплуатационных затрат, и, наконец, коммерческое использование высвобождаемых кабельных сетей в результате применения АДДСЛ. Таким образом, для начала этих работ достаточно изыскать часть средств на приобретение оборудования для одного-двух кварталов, а далее работы могут быть продолжены путем частичного рефинансирования высвобождаемыми средствами.

Гораздо труднее преодолеть второе препятствие - консерватизм и инертность руководства ЖКХ в вопросах всего, что касается перемен в их деятельности. Впрочем, какого руководства? Для руководителей муниципального образования и балансодержателей наша работа представляет жизненный интерес, поскольку позволяет существенно сократить затраты на содержание и эксплуатацию хозяйства, а для эксплуатационников уменьшает поле "начальствования" (сокращается число подчиненных операторов, уменьшаются поступления и т. п.). Короче говоря для "владельцев" (распорядителей) бюджетными средствами это востребовано, а для получателей (пользователей) этих средств это "не интересно". Отсюда и торможение процесса на уровне ее исполнения.

- Приемлем ли "вахтовый метод" для внедрения вашей системы?

- Да, мы отрабатываем именно работу вахтовым методом. Сейчас наша задача - подготовка 8-10 высококвалифицированных специалистов, на базе которых можно создать 8-10 бригад. Дальше такие бригады будут растить и "отпочковывать" квалифицированных специалистов сами. Стремимся реализовать принцип шеф-монтажа: наш специалист знакомит специалистов местных инженерных служб с протоколами, принципами монтажа системы.

Протвино благодаря своей компактности - идеальный для внедрения таких систем город. Расстояния между зданиями небольшие, поэтому единая локальная сеть создается просто. В таких городах, как Подольск, где шла квартальная застройка, а площадь составляет много километров, должен применяться квартальный подход с созданием общегородского диспетческого центра.

- В завершение вопрос, с которого можно было начать: почему вы занялись этой работой?

- Главная причина ухода из активной деятельности в науке - это бедственное положение науки в стране в целом, а фундаментальной, каковой является физика высоких энергий, тем более. Зарабатывать на жизнь для социально активных людей, к которым я себя отношу, нетрудно разными способами. Приятно все-таки зарабатывать деньги на том, что умеешь делать хорошо и чему обучался долго. Люди науки консервативны, и многие ученые, в том числе с мировым именем, оказались не приспособлены к новым условиям жизни. Уже в 1993 г. было видно, что труд ученого долго не будет востребован и необходимо свои знания переориентировать на реально востребованные области жизни. А Протвино - город развитый, с высоким технологическим потенциалом. Конечно, многие его жители уехали за границу или устроились в Москве, но в целом город сохранил высокий уровень развития и в нем еще можно найти сотрудников для организации работ высокотехнологических компаний. В нашей фирме в данный момент людей немного - всего порядка 20 человек. Численность пока не является для нас самоцелью. Для обеспечения уровня и качества работ требуется отбор и подготовка специалистов. Поэтому мы держим основной подготовленный состав специалистов. Как только потребуется расширение фронта монтажных и пусконаладочных работ, мы легко расширим состав сотрудников за счет увеличения числа работоспособных бригад вокруг основного состава ведущих специалистов - технология отработана.

- Занимаетесь ли вы еще чем-либо, кроме создания АДДСЛ?

- Да. Прежде всего, стремимся организовать комплексную, "в одно окно", работу по лифтам, т. е. решаем все вопросы, связанные с лифтами, начиная с поставки лифтов, запчастей, монтажные работы и до модернизации, диспетчеризации, включая даже организацию процесса их обслуживания на основе подготовки местных кадров. А уж любимый конек - организация комплексных многоцелевых сетевых услуг и диспетчерских служб. В последнее время пытаемся организовать работу по координации деятельности различных специализированных организаций на стадии проектных работ с целью экономии средств при создании различных городских комплексов.

Наконец принимаем участие в работе технического комитета ТК-209 по выработке нормативных актов и технических требований к вертикальному транспорту.

Дата: 16.07.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!