Русский hi-tech: бесперебойность и комфорт

1 стр. из 1

Исходя из известного факта, что предаваться размышлениям (в т. ч. о высоких технологиях) лучше наедине или в узком кругу единомышленников, в 2000 г. МГУП "Мослифт" учредило компанию "Евролифт". Задачей предприятия стал поиск новых решений в лифтовом оборудовании, их разработка и внедрение.


Чтобы побеседовать о проблемах становления компании на юном рынке отечественного hi-tech, мы встретились с генеральным директором ООО "Евролифт" Юрием Николаевичем ДЕМИНЫМ.

ПРАВО SOFTСТВЕННОСТИ

- Юрий Николаевич, одно из следствий высокой духовности нашего народа - вольное отношение к интеллектуальной собственности. Это не только массовое "пиратство" softа, но и копирование hardware… Как защищать интеллектуальную собственность?

- Действительно, распределенные системы управления лифтами разрабатываются в настоящее время рядом предприятий - как заводами-производителями, так и отдельными компаниями. Принцип действия таких систем примерно одинаков - он строится на требованиях нормативов и на алгоритмах функционирования лифта. В данный момент каждый разработчик может защитить свою систему управления только программой. Программное обеспечение действительно является для каждой системы уникальным. По мере возможности эти программы защищаются кодами, и попасть в нашу производитель не может. Хотя, по правде говоря, для профессиональных хакеров вскрытие таких программ труда не составит, пока спасает лишь то, что у лифтовых предприятий нет таких "специалистов".

Проблема усугубляется и тем, что при проведении приемо-сдаточных  мероприятий специалистам комиссий предъявляются алгоритмические схемы программного обеспечения. А специалисты, как правило, связаны с предприятиями, занимающимися разработкой конкурирующих систем управления. Наличие собственной системы управления является для заводов фактором престижа и дает возможность дополнительно зарабатывать. Поэтому интерес заводов-производителей к системам управления неизбежен.

Пока процедура защиты авторских прав очень тяжела - мы пытались пройти ее, но наткнулись на "бумажную стену" документации и огромного количества инстанций. Будем ли пытаться дальше? Возможно, да, так как наша система востребована и, думаю, она найдет применение в новых лифтах, хотя рынок плотно поделен.

- Тем не менее, почему потребовалось менять релейные "шкафы"? Введь, по отзыву лифтовиков, они работали надежно и были просты в обслуживании.

- Цифровые технологии захватывают весь мир - они применяются и в компьютерах, и в стиральных машинах. Наши системы управления дают существенную экономию электроэнергии, позволяют уменьшить количество кабелей. Другой вопрос, что система управления должна стать простой в обслуживании и дешевой, лишь тогда она будет востребована на самом развитом рынке - в муниципальном фонде. Элементная база, которую мы используем, - российская, за исключением импортного контроллера печатной платы. Производители наших микросхем - преимущественно заводы "оборонки".

Что касается "интеллектуальной" поддержки систем управления, в нашей компании действует 20 инженеров-наладчиков. Такого количества профессиональных инженеров нет даже у заводов-производителей. Часть сотрудников перешла из "Мослифта", остальных набирали уже здесь. Главная задача - получить возможность внедрять разработки в производство и использование. Инженеры-наладчики, обнаружив ошибку в функционировании оборудования, могут внести изменения в программу уже установленного оборудования - для этого достаточно переносной ЭВМ.

- Кстати, "каждая ошибка в программе - предпоследняя"…

- Работа построена так, чтобы продукт - система управления - постоянно совершенствовался. Для этого потребовалось обеспечить постоянную "обратную связь" разработчиков и наладчиков. Каждый инженер и наладчик может прийти ко мне в кабинет и предложить необходимые меры для улучшения работы. Мы наладили оперативную замену деталей. Недавно потребовалось оперативно вносить в разработки изменения в соответствии с новыми требованиями ПУБЭЛ. Хотя это потребовало больших затрат, не компенсированных "Мослифтом", наша разработка оказалась лидирующей на рынке России. Теперь наши системы управления могут применяться на всех типах монтируемых или модернизируемых лифтов. Заинтересовались нашей системой и некоторые иностранные компании - сотрудничество с нами позволит удешевить их продукцию, сделать ее более продаваемой. Думаю, что наша система управления могла бы занять достойное место в составе импортного лифта.

ГУП ИЛИ АО?

- Рынок обслуживания лифтов централизован, но при этом на нем действуют и АО, и ГУП. Причем ГУП под давлением законодательства РФ постепенно превращаются в АО, а некоторые АО очень похожи на ГУП. На Ваш взгляд, следует ли стремиться к сохранению формы унитарных предприятий?

- Я думаю, что вопрос об акционировании госпредприятий поставлен правильно. Если они имеют важное хозяйственное значение и опасно утратить контроль, то нужно обеспечить наличие блокирующего пакета в руках города или государства. В таком случае можно будет влиять на руководство и политику этих предприятий. Так, в "МосОТИСе" правительству Москвы принадлежит четверть акционерного капитала, благодаря чему оно имеет возможность влиять на принятие решений в руководстве этой компани. Само появление компании "МосОТИС", хотя фактически речь шла о разделении "Мослифта", в 1993 г. существенно улучшило ситуацию на рынке благодаря конкуренции и двинуло лифтовой рынок Москвы вперед. Появление конкуренции в производстве заставило крупные лифтовые заводы перестроиться, они начали внедрять новое оборудование.

Более того, в отрасли нужно активно развивать рыночные отношения. Сегодня в форсмажорных ситуациях на лифтах муниципальных строений приходится вначале сделать ремонт, а лишь затем решать вопрос оплаты. Это неправильно, потому что каждое предприятие работает ради прибыли, для того чтобы выдать зарплату и выплатить налоги, а ситуация постоянного форсмажора - повод для финансового беспредела. Поэтому я считаю, что предприятия ЖКХ должны стать акционерными обществами, если необходимо - с долей госсобственности. Я уверен, что это даст возможность дальнейшему развитию рынка. Не испытывая административного диктата, компании смогут принимать решения о затратах на науку, развитие, зная, что это окупится в дальнейшем. Далеко не каждое госпредприятие вкладывает деньги в развитие из-за того, что менеджмент не имеет самостоятельности в принятии решений. Например, сегодня "Мослифт" с полным правом забирает у "Евролифта" 97% прибыли. Какое же предприятие сможет это выдержать? Думаю, что планируемое акционирование даст возможность большей финансовой и маркетинговой свободы и нам, и "Мослифту". Поэтому я за акционирование. Уже сам рынок продиктует, в развитие каких технологий потребуется вкладывать средства.

- Но будут ли готовы АО, рожденные из праха ГУП и утратившие часть административного ресурса, конкурировать с западными компаниями?

- Лифтовой рынок также требует определенного регулирования. В Москве сегодня уже весомо присутствуют OTIS, Shindler. Многие иностранные компании, опоздавшие к освоению российского рынка, стремятся захватить на нем доли за счет демпинговых цен - это, в частности, шанхайский завод Mitsubishi, корейский завод LG, хотя их продукция по качеству не лучше российской. Лифтовой рынок развивается, но хотелось бы, чтобы с ним развивались и наши предприятия, а чисто ценовая конкуренция не является правильной. От неурегулированности страдает в том числе рынок монтажа и эксплуатации. Например, демпинговое снижение цены малыми предприятиями связано не с тем, что у них меньше издержки и норма прибыли, а с уходом в теневой бизнес, в работу с наличными. Проблему усугубляют регулярные тендеры на небольшие объемы работ, однако все решения должны приниматься исходя из реального баланса предприятия.

Хотелось бы сказать заказчикам, даже тем, кто имеет большие деньги, что мы знаем о недостатках российской продукции, и наши заводы быстро перестраиваются. Мы догоняем импорт не только в дизайне кабин, но в системах управления. При этом их цена ниже. При грамотной эксплуатации российский лифт обеспечит и комфорт, и бесперебойность работы.

Дата: 16.07.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!