Пути преобразования промышленных территорий Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

Градостроительный отдел ЗАО "Ленинградский Промстройпроект" в рамках концепции Генерального плана Санкт-Петербурга разрабатывает предложения по реорганизации промышленных территорий Санкт-Петербурга, занимающих около 24% городских земель (для сравнения, в Москве удельный вес промзон составляет 20% городской территории, в среднем европейском городе - 10%).

Доля промышленных территорий исторического центра Петербурга от общей площади земель, занятых промышленными предприятиями, достигает 30%, в промышленно-селитебном поясе концентрируются 56%, в пригородных районах - 11% промышленных территорий.

На основании проектных расчетов возможно перепрофилирование, диверсификация и перебазирование порядка 410 промышленных предприятий, т. е. почти половина всех предприятий, учитываемых госстатистикой, в том числе в центральных районах - 110 предприятий. Общая площадь высвобождаемых и преобразуемых промышленных территорий города может составить 1,8 тыс. га.

Основные цели работы - подготовка предложений по выводу промышленных предприятий из центра города, диверсификации предприятий промышленно-селитебного пояса и дальнейшему формированию промышленных нежилых зон Санкт-Петербурга.

В России пока отсутствует единая градостроительная доктрина преобразования промышленных территорий крупных городов. Даже в наиболее крупном мегаполисе, Москве, еще не разработан единый поэтапный план вывода промышленных предприятий из города, хотя, по данным публикаций в СМИ, московские власти собираются уже в ближайшие два года освободить 1,4 тыс. га земли, занятой промышленными предприятиями. Санкт-Петербург не исключение, но, учитывая его пока невысокий инвестиционный потенциал, без активной административно-финансовой поддержки на диверсификацию промышленных территорий может потребоваться не одно десятилетие.


ЗАГРАНИЦА ПОМОЖЕТ… ПРИМЕРОМ?

В настоящее время в нашем городе наметилась тенденция реализации локальных проектов использования высвобождаемых промышленных территорий (торговые и развлекательные комплексы, бизнес-центры, элитное жилье и т.д.) в наиболее инвестиционно привлекательных районах города в расчете на быструю и эффективную окупаемость. Как правило, это происходит без учета перспективных стратегических задач развития всего города, особенно в части инженерного транспортного обеспечения и функциональной однородности. Подобную фазу упорядочения городских территорий крупные европейские города проходят начиная с 1970-х гг., когда заброшенные и неэффективно используемые заводские территории стали рассматриваться не только как площади для нового строительства, но и как территории, потенциально пригодные для выполнения архитектурно-художественных, социальных и экологических задач. Примеры есть в современных кварталах Лиона, Нанта, Страсбурга. Среди разнообразных типов городской архитектуры Франции одним из основных элементов является центральная часть, представляющая собой основное ядро, вокруг которого организуется городское жилье, социально-бытовое и культурное, но не промышленное, пространство. На современном этапе для решения социально-экономических задач можно использовать опыт европейских городов, учитывая при этом все исторические, экономические и градостроительные особенности Санкт-Петербурга.

ПРОМЗОНЫ: ВЧЕРА И ЗАВТРА

Санкт-Петербург начал формироваться еще во времена Петра I, и впоследствии окруженные жилой застройкой промышленные предприятия не имели возможности разрастаться вширь, как того требовала эпоха индустриализации. Многие предприятия закрывались или перепрофилировались, чему способствовала высокая стоимость земли в центре города, требующая размещения на ней более эффективных объектов, например, доходных домов. Оставшиеся предприятия характеризовались высокой прибыльностью и важным, иногда государственным, значением (казенные предприятия). Сохранившиеся до наших дней предприятия в большинстве мало приспособлены к использованию прогрессивных технологий для выпуска конкурентоспособной продукции. Об этом свидетельствует низкая эффективность производства и чрезмерный износ основных фондов предприятий. Промышленно-селитебный пояс занимает в городе беспрецедентно большую территорию и примыкает непосредственно к историческому центру. Концентрация производства в городе, происходившая в период индустриализации, была обусловлена в первую очередь развитой транспортной и энергетической инфраструктурой, наличием трудовых и иных ресурсов, удешевляющих строительство и эксплуатацию объектов промышленного значения. Однако рост потребностей городского хозяйства, в том числе промышленности, в трудовых ресурсах, а также требования улучшения жизни привели к тому, что селитьба перескочила промышленные зоны и стала развиваться в сторону периферии. Исторически сложившиеся дисперсно расположившиеся промышленные зоны Санкт-Петербурга оказались сегодня по сути в центре селитебной территории города, разрушая облик города как целостного архитектурно-градостроительного образования, ограничивая возможности развития, снижая экономико-градостроительную ценность земель и усугубляя экологическую обстановку в городе.

Новые промышленные нежилые зоны, формирующиеся в пригородных районах, имеют достаточно большие резервы территории. Однако формирование этих районов происходит бессистемно, без учета факторов совместимости предприятий по профилю, техническим и экологическим параметрам, возможностям создания единых систем инженерного обеспечения, организации транспортных подходов и т. д.

Следует отметить, что существующие производственные зоны центра города относятся к наименее эффективно используемым территориям и представляют собой значительный потенциальный ресурс для нового жилищного строительства и общественно-деловой застройки. Однако темпы расформирования промышленных предприятий центральной части города не соответствуют современным требованиям экономики и социально эффективным преобразованиям городской среды. В городе, в том числе в границах исторического центра, продолжают "функционировать" крупные материалоемкие и энергоемкие производства с большим грузооборотом, предлагаемые Генпланом Ленинграда еще 1987 г. к выносу за городскую черту в населенные пункты Ленинградской области, где и в настоящее время имеются недоиспользованные трудовые и территориальные ресурсы. Хотя при этом придется создавать практически заново всю инженерную инфраструктуру так же, как, впрочем, и при вариантах размещения предприятий в недоформированных существующих промзонах.

Граница маневра реформирования предприятий, в том числе их выноса, ограничена административными границами города и нежилых (производственных) зон, официально утвержденных правительством Санкт-Петербурга. Возможность "выноса" предприятий за черту Санкт-Петербурга во многом зависит от политических факторов. Возникает необходимость в разработке совместных планов социально-экономического развития двух субъектов РФ - Санкт-Петербурга и Ленинградской области (предпосылки к этому уже имеются).

На городском уровне необходимо:
- ускорить процесс вывода из центра Петербурга промышленных предприятий, и в первую очередь, неэффективных, нарушающих экологическую безопасность и создающих мощную нагрузку на городскую инфраструктуру;
- обеспечить системный, комплексный подход к формированию нежилых зон города;
- объединить ряд однородных отраслевых предприятий, занимающих значительные площади на одной наибольшей территории, высвободив другие для селитьбы;
- стимулировать развитие предприятий, обслуживающих нужды города или находящихся в сфере особых государственных интересов.

ПРИОРИТЕТЫ И ГЕНПЛАН

Изменившаяся в стране и регионе социально-экономическая ситуация существенно повлияла на функционально-пространственное развитие Санкт-Петербурга.

Основные предпосылки такого влияния связаны с падением численности населения, ускоренными темпами автомобилизации, перераспределением населения по сферам деятельности, ростом стоимости земли, высокими требованиями к экологическим характеристикам окружения. Все эти предпосылки подталкивают территориальное развитие ближе к тому пространственному образу, который характерен для западных городов.

Приоритетными сферами деятельности в перспективе, независимо от мотивации жителей, станет транспорт, туризм, финансовые услуги, наука и подготовка кадров. Уже в настоящее время с изменением экономической ситуации сокращаются площади большинства предприятий, расположенных в центральных районах. Вторичное использование территорий и сооружений промышленного назначения в черте города должно быть согласованно с планами развития общегородского структурного и функционального "каркаса" города, разрабатываемого в новом Генплане Санкт-Петербурга. Пока же в городе происходит процесс бессистемного рассредоточения строительных площадок (жилье, производство, инженерная инфраструктура и т. д.) с тенденцией смещения инвестиционной активности в пригороды. При этом часто нарушается баланс деловых, коммерческих и социально-общественных интересов. Специфика последних, как известно, связана с формирующимся на протяжении жизни многих поколений людей всегда своеобразным характером взаимодействия социально-территориальных общностей с природной средой.

На практике экологическая составляющая проектных решений как правило находится в прямом подчинении экономической целесообразности. Если мы признаем приоритет социальных целей развития города, то для благополучия конкретных жителей и поддержания качества городской среды необходимо прежде всего сохранить зеленый пояс города между основной селитебной застройкой и пригородными городами и поселениями, расположенными в границах городской черты Санкт-Петербурга, что и предлагалось прежним генпланом Ленинграда (1987 г.).

К депрессивным территориям необходим дифференцированный подход. В одних случаях может быть создан технопарк или индустриальный парк на уже застроенных территориях (примеры уже есть: территория завода пластмасс им. Комсомольской Правды, бывший завод художественного стекла и т. д.). В других - размещены торговые центры, офисы, гостиницы с очевидной коммерческой привлекательностью.

В официально утвержденные промзоны из центра города должны "выводиться" нересурсоемкие предприятия, потенциально способные адаптироваться в ближайшем будущем к конъюнктуре потребительского спроса, размещаемые в пределах не более 1-1,2-часовой транспортной доступности. Поэтому часть работников останется трудиться на предприятиях той же специализации, но уже на новом месте. Появятся возможности выбора трудоустройства для работников закрывающихся предприятий и в местах их прежней дислокации, (при условии создания здесь соответствующей базы для переподготовки кадров более высокой квалификации).

ПРОМЗОНЫ - ТОЖЕ ПАМЯТНИКИ

В ближайшей перспективе следует ожидать активного освоения производственных территорий, прилегающих к историческому центру (Варшавский вокзал, Выборгская набережная и т. д.), под торговлю, офисы, жилье. В то же время, в отличие от Москвы, в Петербурге пока нет реальных планов создания зон общественного пользования на высвобождаемых производственных площадках. Социальная значимость нового использования в этом случае существенно возрастает. Однако такие проекты потребуют особо крупных финансовых вложений в инфраструктуру. Пока банки не готовы предоставить кредиты под залог земли, то есть основная проблема заключается в привлечении финансовых средств частных инвесторов (в условиях дефицита бюджетных средств), в создании условий для комплексного развития территории.

Также нельзя не отметить, что многие производственные постройки города являются историческими памятниками. В настоящее время во всем мире активизируются движения за сохранение и поддержку индустриального наследия разных эпох. В Санкт-Петербурге сконцентрирован богатейший потенциал индустриально-культурного наследия. Исторические здания могут представлять собой ценнейший ресурс для отечественного и иностранного туризма и одновременно преобразующий элемент окружающей застройки. Однако процесс освобождения промышленных зданий и сооружений, являющихся памятниками истории, от их первоначальной функции, охвативший промышленно развитые страны мира в последней трети XX века, пока не получил в Санкт-Петербурге широкого распространения.

С целью повышения пользовательских ценностей - экономической, образовательной, социальной - требуется разработка стратегии функциональной переориентации исторических зданий, сооружений, комплексов производственного назначения. Решение во многих случаях может быть найдено не только на федеральном, но и на городском уровне. Проблема состоит в том, чтобы минимизировать издержки, связанные с реконструкцией исторических зданий, повысить привлекательность, сохранив при этом их высокие художественно-технические достоинства.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЛЬЯ

Строительство жилья на территориях, высвобождаемых от промышленности, как правило сталкивается с преодолением ситуации, связанной с обособленностью части жилья от сложившейся селитебной застройки, большими затратами на санацию территории, отсутствием (или недостатком) мест приложения труда, объектов социального и культурного назначения, зеленых зон общего пользования и т. д. В то же время при реализации проектов комплексной застройки относительно крупных высвобождаемых площадей функциональная ценность и рентная составляющая нового использования существующей и тяготеющей территории существенно возрастет, что усилит ее инвестиционную привлекательность. Раскрытие проблемных деградирующих пространств и включение их в новый контекст развития Санкт-Петербурга - одна из актуальнейших задач нового генерального плана города.

Следует заметить, что далеко не на все существующие депрессивные площадки в обозримом будущем появится спрос из-за слишком больших единовременных затрат на санацию территории, замену технологического оборудования, конструкций и т. д.

До массового появления в Петербурге крупных инвесторов, способных осуществить комплексные проекты преобразования промышленных зон и предприятий, целесообразно резервировать в промышленных зонах территории под крупные общественные центры и комплексы временного использования, например, для складских модульных помещений и т. д.

Таким образом, при определении основных направлений диверсификации использования промышленных территорий Санкт-Петербурга на дальнейших этапах разработок следует:
- определить условия и характер преобразования промышленных территорий, особенности нового использования с учетом возможностей инженерной инфраструктуры;
- пересмотреть сложившиеся ранее принципы функционального и строительного зонирования города с позиций более полного учета социально-культурных и экологических факторов;
- тщательно проработать вопросы, связанные с выявлением и использованием социально-культурного потенциала промышленных зданий и сооружений, формированием природно-ландшафтного пояса в границах города, взаимоувязанного решения вопросов экономического и социального развития Санкт-Петербурга.

Дата: 16.07.2004
С. А.Смирнова, В. В. Финогенов
"Федеральный строительный рынок" 4 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!