Остров живущих кораблей

1 стр. из 1

Если закладка Петропавловской крепости была событием символическим, то постройка первого Котлинского форта Кроншлосс - делом совершенно практическим. Форт был построен за полгода и вскоре после освящения принял бой и вышел с победой. Начиная с этого момента рост и укрепление на Котлине крепости и города диктовались прямой боевой и практической необходимостью - здесь редкое для России место, где теория и практика всегда стояли рядом.

Страшными трудами, из подручных материалов, за несколько месяцев, зимой было собрано сооружение, способное вместить 70 орудий и трехтысячный гарнизон. То есть военный успех был достигнут не только благодаря действиям армии, это был успех государства, организовавшего эффективное крупное гидротехническое строительство на основе собственных уникальных принципов.

ЧУДО ГИДРОТЕХНИКИ

Форт строился на ряжах - деревянных коробах, набитых камнями, которые опускались со льда на глубину свыше трех метров.

На ряжах также был построен потом и Котлинский дворец Петра. Технология позволяла строить многоэтажные здания прямо у воды, создавая твердь там, где понадобится. Петр это любил, и есть рассказ об острове Сухо на Ладоге, который возник только потому, что царь пожелал, "чтоб тут было сухо".

Форты и крепость в Кронштадте - чудо гидротехники, так же, как построенная позже система доков, порт и Морской канал. Ни в одном городе мира гидротехническое строительство не имело такого принципиального значения, как здесь. Оно же было и есть исключительно важным для России в целом.

Сообщение с островом изначально было сложным. Только спустя сто лет после основания Кронштадта было открыто регулярное сообщение гребными ботами с островом, но и оно было ненадежным до появления в 1815 году пароходов. Зимняя дорога долго оставалось такой же, как при Петре - санный путь с вехами и деревянными мостками над полыньями. В 60-х годах XIX века на ледовой дороге установили будки с часовыми, которые во время метели звонили в колокола, и поставили на сваях дорожный кабак, где можно было обогреться. Через 80 лет была организована Дорога Жизни по Ладоге. Нововведения - железная дорога по льду, оленьи упряжки и другие новшества - на Котлине не прижились. Это сэкономило силы на экспериментах в военное время, поскольку предложений было много - вплоть до организации троллейбусного сообщения. Остановились на простом, проверенном Кронштадтском варианте.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Есть еще одна интереснейшая особенность: Кронштадт - место уникального технического творчества. Город начался с постройки форта на воде. Крупнейший в мире док, сооруженный здесь по идее Петра, осушался самотеком. При его строительстве было использовано много технических новинок: три пары двойных шлюзовых ворот Нардова, грузовой транспортер, машина для сверления камня.

В доковом бассейне была впервые применена паровая машина.

В XIX веке Кронштадт буквально попал в поток технических открытий. Они в основном касались военной техники. Их перечисление может занять много места. Главное - появлялись изделия, вообще ранее нигде в мире невиданные: ледоколы, подводные лодки, торпеды, плавучие якорные мины, а позже - телеграф и радиосвязь. Появлялись не в теории, а в виде завершенных вещей, с громадным трудом изготовленных самими изобретателями или по их настоятельной инициативе. Кронштадт продолжал оставаться городом сказочной реальности.

Поток идей был так велик, что захватывал людей даже не особо причастных к технике. Художник-фотограф Александровский представил в Морское ведомство проект подводной лодки водоизмещением 355 тонн. Идея владела автором более 25 лет. Проект был осуществлен и успешно испытан на малых глубинах, но на больших - корпус оказался недостаточно прочным. Лодку сдали на слом, даже не вернув изобретателю затраченных собственных средств. Однако после ее гибели автор не отчаялся и в 1868 году представил Морскому министерству проект первой в мире торпеды.

Техника - не единственная "сфера силы" Кронштадта. Здесь сделаны открытия и практически использованы достижения в области медицины и микробиологии.

В Морском госпитале при операциях впервые стали применять наркоз, спасавший раненых от боли и осложнений. Здесь был сконструирован первый рентгеновский аппарат и сделан первый в России снимок. Здесь выработана первая вакцина от чумы.

Актуальное направление, которое открывается в связи с этим для Кронштадта, - это работы в области экологического мониторинга и очистки вод Балтики. Военная крепость может стать крепостью Мира.

Первая половина девятнадцатого века была временем, когда Кронштадт стал истоком дальних странствий. С 1803 г. по 1855 г. было совершено 41 дальнее плавание и сделано 56 крупных географических открытий. Остров Котлин оказался практически связанным со всем миром. Благодаря трудам русских моряков образ планеты Земля определенно сложился в умах современников в своем глобальном единстве.

На острове лежит начальная точка отсчета высот на территории России - нуль Кронштадтского футштока. То есть через Кронштадт, в прямом смысле, осуществляется связь российских территорий между собой и с миром.

ГОРОД-ПОРТ ?

Что касается торгового порта, то здесь вопрос сложный. Остров мал и дорог, большой торговый порт его раздавит.

Строительство лучше отнести ближе к южному берегу, где проходит фарватер. Но там мы сталкиваемся с проблемой, которая служит продолжением достоинств крепости. Крепость была хорошо укреплена подводными ряжевыми и свайными преградами. Теперь они мешают строить порт. Но и эту особенность можно использовать, если применить более гибкую технологию строительства, основанную на точном знании места и местных ресурсов.

Уникальным является местоположение Котлина в части Финского залива Балтики, именуемой Маркизовой лужей. Многочисленные морские мелководные (до 5 метров) участки позволяют здесь широко использовать ряжевые и габионные конструкции для строительства причалов разных грузов. Опыт предков подсказывает, что такие работы можно вести экономично и в сжатые сроки одновременно с дноуглублением. Вынесенные с острова в море глубоководные причалы, увязанные транспортными артериями с фарватером для судов и дамбой для машин, будут способны принимать крупнотоннажные суда и причалы. Освоение околоостровного морского пространства даст новый импульс развитию Кронштадта.

ГОРОД МОРСКОЙ МЕЧТЫ!

Для острова есть и запрещенные варианты. Форты и крепость нельзя рассматривать как место комфортного развлечения богатых туристов. И не потому, что это кощунство. Просто плохо получится. Столь ценное место нельзя опустить до уровня портового кабака, сделать его грязным, непривлекательным.

Остался один, крайне важный момент, без которого не обойтись даже в самом приблизительном списке возможностей Кронштадта. Это касается самого города. Сейчас он богат памятниками, но суров и мало приспособлен для новых больших задач. Город должен измениться, оставшись собой. Каким он может быть?

Снова вернемся в историю. Город часто страдал от наводнений и пожаров. Стройматериалов было мало. Иногда жилье чинили обломками кораблей - ставили трапы вместо лестниц, борта вместо заборов. Сейчас город окружен пришедшими в ветхость кораблями. И эти старые судовые корпуса и конструкции можно использовать для создания здесь новой городской архитектуры.

Современные технические средства и технологии позволяют создать совершенно новый город - город морской мечты и свершений. Корпуса кораблей - они физически изящны и приспособлены к движению, они технически способны выдерживать большие нагрузки. Они созданы из уникальных материалов, на воспроизводство которых в России уже нет природных ресурсов. Корабли так же дико пускать в переплавку, как плавить золото Инков - великие произведения искусства. Корабли могут жить как в конструкциях зданий, так и в их интерьере.

И не только в Кронштадте.

Морская, корабельная архитектура богаче наземной. Если здание - это изолированный объем, то, по аналогии, это относится только к корпусу судна. У сухопутной архитектуры нет аналогий мачтам и надстройкам. Для многих городов сегодня актуально открыть пространство крыши-палубы и обустроить его всем, что требуется современному дому включая мачты антенн и энергетические установки.

Противоположная проблема подвала как днища корабля актуальна для многих зданий, стоящих на рыхлых и обводненных грунтах.

Таким образом, здесь открывается масса вариантов от прямого использования предметов корабельного быта в дизайне интерьеров до принципиального расширения подходов к конструктивным решениям. И все это сейчас можно начать в Кронштадте, разумеется, при участии Морского Регистра.

Эта статья - не проект развития Кронштадта, но только основание для него. Помимо свойств места необходим и учет возможностей времени, позволяющий этим свойствам раскрыться.

Исторические исследования позволили не только увидеть русский прототип ряжевых конструкций в габионах, но и оценить надежность сооружений, возведенных русскими людьми в суровых условиях Балтики. Особую ценность эти сравнения приобретают в связи с современными требованиями по устойчивости и изоляции строительных объектов, стоящих на слабых, неустойчивых "плывунных" грунтах. Проверенный веками на Котлине опыт в сочетании с современными технологиями несомненно должен быть использован в практической работе.

Кронштадт предстоит возродить. Но к его 300-летию этого явно не успеть. Праздновать придется среди разрушающихся домов с черной, пустой сердцевиной и кораблей, ржавеющих в гавани. Брошенные дома и корабли, в отличие от морских раковин на побережье, - явление далеко не естественное. Понятно, что так не должно быть.

Есть проект создания особой экономической зоны. Предполагается превратить Кронштадт в международный транспортно-складской узел и центр делового сотрудничества с учебным заведением. Проекту уже более десяти лет. Организационные мероприятия проведены. Зона утверждена законом Санкт-Петербурга № 108-20 пять лет назад, но несмотря на объявленные налоговые льготы, зона развивается медленно, во всяком случае на городе ее существование внешне пока никак не отразилось.

Праздник может стать трамплином развития, но простым показом и словами о былой славе Кронштадта инвесторов не привлечь. Многолетний опыт зоны показывает, что стандартные маркетинговые схемы здесь не работают. Льготы на то, чего нет, не привлекают. Нужен более глубокий анализ ситуации.

Ставка на зону, бизнес-центр и порт проста. Эти объекты доходны почти повсеместно. Но только самого Кронштадта, кроме учета его островного и пограничного положения, в этом проекте нет. Зона не растет, потому что не "привязана" к месту и времени.

Итак, мы обнаружили у Кронштадта целую россыпь уникальных свойств, которые можно выгодно использовать. Но остров мал - всего 16 кв. км плюс форты, земля которых буквально драгоценна, если пересчитать стоимость строительства на площадь сооружения. Для максимально эффективного использования этой земли нужна сильная государственная воля. Воля, понимающая общественный интерес.

"Польза" уроков истории общеизвестна. Достижения современных технологий смыкаются с древним опытом и представления о "гении места" можно преобразовать в "место и время как генератор событий". В истории можно и нужно искать особые территории, именно там работа пойдет и даст доход, не меньший, чем полезные ископаемые. Кронштадт и является таким местом.

Дата: 21.07.2004
В. В. Токарев
"Петербургский строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!