Пространство "Студии-17"

1 стр. из 1

Следует дарованием
находить, делом познавать,
рассуждением выбирать,
размышлением сочетать, искусством довершать то,
к чему мы приступаем.
Альберти "Десять книг о зодчестве"

"Когда я подбирал жилье для своей семьи, то немаловажное значение в этом выборе играл вид из окна. Я вижу Петропавловский собор среди пышной зелени, немного блестит Нева. Думаю, что это оказывает сильное влияние на любого человека", - так началось наше интервью с директором ООО "Архитектурное бюро "Студия-17" Святославом Владимировичем ГАЙКОВИЧЕМ, заслуженным архитектором РФ.

- Святослав Владимирович, какой проект в городе Вас по-настоящему восхищает?

- Это часть Русского музея, которая называется корпусом Бенуа. Воздержусь от какого-либо детального анализа. Просто это любимое здание. Оно вне времени и, если отвлечься от знания исторических фактов, можно предположить, что оно создано сегодня. Возможно, этот проект мог бы победить в 2004 году в конкурсе "Зодчество России".

- Нужно ли искать новую эстетику, новые формы в архитектуре Санкт-Петербурга?

- Существует очевидный ответ, следующий из обычной логики: если бы люди в течение нескольких поколений не занимались поиском новых форм, мы бы так и не ушли от петровского барокко и не имели бы многообразного Петербурга. Если вдруг предположить, что по чьей-то воле насильственно прекращаются  поиски новых форм, то через 100 лет современники скажут, что имел место застой, вызванный непонятными причинами. Наиболее тонкие историки будут анализировать эти причины, и потом рано или поздно все равно произойдет прорыв в области формообразования. Это вообще неизбежно. Цивилизация стремительно развивается в технологическом плане, поиск новых форм предопределен исторически и логически. Сопротивляться этому неразумно. Другое дело, что всякий процесс должен быть отрегулирован, потому что вседозволенность могла бы привести к разрушению каких-то основополагающих элементов, которые собственно предопределяют город как единое законченное, целое. Думаю, что существующая система регламентации сегодня в городе вообще достаточно сильна, чтобы не допустить вредоносных преобразований.

- Нужны ли открытые архитектурные конкурсы по известным объектам Санкт-Петербурга?

- В течение нескольких лет мы с коллегами по линии Союза архитекторов предпринимали усилия в этом направлении. И вот, в начале 2002 г. вышло распоряжение администрации Санкт-Петербурга о порядке проведения архитектурных конкурсов, которым предписывается конкурсное дело всячески развивать, а вновь создаваемой межведомственной комиссии принимать решения по застройке или реконструкции тех или иных участков только в форме архитектурного конкурса.

Кстати, конкурсом часто ошибочно называют скоропалительный сбор эскизов от 5-6 архитектурных мастерских. Некоторые застройщики предлагают сделать эскизы, предоставить полную информацию о мастерской, а затем принимают собственное решение о том, кому и что делать. Никакого отношения подобная деятельность к архитектурным конкурсам не имеет. На самом деле это довольно длительное и ответственное мероприятие: создание примерно за 3-4 месяца несколько вариантов проектных решений, рассмотрение результатов общественностью и жюри, которые принимают взвешенное решение по определению победителя.

- Святослав Владимирович, у Вас есть опыт общения с застройщиками. Бывают ли ситуации, когда заказчик диктует свои условия? Возможен ли в этих отношениях регламент?

- Это довольно серьезный вопрос. Во-первых, заказчик диктует по определению, и никто не вправе в этом усомниться, так как в той или иной мере диктат человека или организации, которая платит деньги за услугу, должен определять сущность этой услуги.

Проблема возникает тогда, когда заказчик по неопытности или по другим каким-то причинам начинает наносить сам себе вред, диктуя условия, противоречащие здравому смыслу, руководствуясь факторами, которые напрямую связаны с его материальной выгодой. Имеется в виду экономический фактор - использование территории застройки. Бывает, выдвигают те или иные условия, скажем, дешевизна применяемых конструкций и материалов, в ущерб качеству. Всякие факторы или условия могут рассматриваться только в совокупности с другими. Если выделить один и начать пережимать, то возникают проблемы, которые рикошетом отражаются на интересах того же заказчика.

Скажем, застройщик, тем или иным путем отстаивая большую высоту сооружения, нарушает целостность эстетического вида данной территории. Таким образом снижается на несколько процентов общее инвестиционное качество города, которое зиждется на сбалансированности, на его музейности и гармонии. Если нарушить эту гармонию, можно получить максимальную прибыль, но за счет понижения инвестиционного качества города. Зодчий находится на передовой в борьбе между этими интересами.

- Какой самый больной вопрос в отношении "архитектор - заказчик - общественность"?

- Кому-то он покажется неинтересным, но по-моему, это вопрос некоторого отставания нормативной базы строительства Санкт-Петербурга, в особенности застройки центра. Несмотря на усилия в этой области, имеют место быть многие нормативные положения, не отвечающие здравому смыслу и приводящие либо к коррупции, либо к очень странным решениям. Например, невозможность размещения на одной лестничной клетке жилья и коммерческих помещений, хотя во всем мире существует застройка, где внизу - офисы, а сверху - жилье.

В области санитарных норм и пожарной безопасности много очень странностей.

В городе слишком много разыгрывается тяжб между застройщиками и населением, и две трети этих конфликтов надуманны. Большой проблемой является  перекос общественного мнения в пользу более консервативной части населения, которая бросается на защиту местнических псевдоинтересов.

- Расскажите, пожалуйста, над какими проектами работает ваша студия?

- Во-первых, в течение 3-х лет мы работаем над проектом, который имеет условное название "Театр-лицедеи" на ул. Льва Толстого. Это будет большой театрально-развлекательный центр, объединяющий под своей крышей сам театр, ряд коммерческих, творческих учреждений, ресторан, кафе и другие досуговые площадки. Работа идет полным ходом, сделаны рабочие чертежи, проходит стадия согласований.

Другой объект - жилой комплекс на Среднем проспекте Васильевского острова, около кинотеатра "Прибой". Несмотря на то что район этот давно уже застроен, речь не идет об уплотнении. Место под застройку было до сих пор довольно пустынным и использовалось под учебную автомобильную площадку. Заказчик ЗАО "Лентек", фирма известная, предлагает применить на этом объекте хорошие, качественные вентилируемые с металлокерамикой фасады.

Заканчиваем проектирование многофункционального комплекса около ст. метро "Пр. Просвещения" (квартал 11, корпусы 8, 9, 9а). Монолитный дом со штукатурной отделкой, общественная часть выполнена с применением вентилируемых фасадов (заказчик - ЗАО "Торговый двор"). Особенность объекта - проведение работ в трудных геологических условиях (рядом линия метрополитена).

Продолжается наше сотрудничество с ЗАО "Строймонтаж". По нашему проекту на пр. Космонавтов, 63 строится кирпично-монолитный комплекс разной этажности, с уютными двориками. Объект отличается очень высокой плотностью застройки.

В настоящий момент заканчивается строительство кирпично-монолитного дома на 35 квартир по ул. Восстания, 8 (заказчик ЗАО "Синтез"). Он относится к разряду дорогостоящего жилья, насыщен инженерным оборудованием, имеет встроенную автостоянку с числом мест, превышающих число квартир. Однако стоит подчеркнуть, что хотя строительство этого дома ведется в историческом центре и многие могут решить, что это очередной шаг к уплотнительной застройке, на самом деле это не так. Не рассматривая вопрос, хорош проект или нет, следует сказать, что строительство дома в этом месте оправдано. Раньше там зиял голый брандмауэр в окружении полупроизводственных неказистых построек. Добавлю, что работать в историческом центре над сложным проектом всегда интересно.

- Спасибо большое, Святослав Владимирович, за интересный разговор. Надеемся еще не раз встретиться с Вами на страницах нашего журнала и поговорить о новых проектах, успехах и проблемах городской архитектуры.

ОАО "АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО "СТУДИЯ-17" 
199034 РОССИЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, В. О., 2-Я ЛИНИЯ, 5
ТЕЛ./ФАКС (812) 328-6619, 328-6679 E-MAIL: STUDIO17@SP.RU

Дата: 21.07.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!