|
|||||
1 стр. из 1 Именно желание Петра сблизить Россию и Европу, преодолеть различия в культуре и путях развития стали толчком для создания в строящейся новой столице Российской империи первого общедоступного государственного музея - Кунсткамеры. "Кунсткамера" в переводе с немецкого означает "кабинет редкостей". Собрания музея и библиотека стали местом, где зародилась российская наука. Сегодня Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого является учреждением в системе Российской академии наук и согласно указу Президента РФ и постановлению Правительства РФ входит в список особо ценных объектов культурного наследия России. О том, чем сегодня живет первый российский музей, рассказывает его директор, доктор исторических наук, президент Ассоциации этнографов и антропологов России Юрий Кириллович ЧИСТОВ. КОГДА СОГЛАСЬЯ НЕТ… В этом году Кунсткамере исполняется 290 лет. И за десять лет, которые предшествуют 300-летию музея, предстоит решить массу проблем, накопившихся за последние годы. Среди них особое место занимают вопросы, связанные с растянувшимся на многие годы ремонтом залов и необходимостью начать проектирование и строительство нового здания музея во дворе исторического здания Кунсткамеры. Я всю жизнь проработал в Кунсткамере, начиная от аспирантуры и до ведущего научного сотрудника, и только последние два с половиной года возглавляю это учреждение. Мне потребовалось время, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и начать предпринимать конкретные шаги для того, чтобы ее разрешить. История затянувшегося ремонта во многом связана с недостаточным бюджетным финансированием учреждений РАН. Не помогает, а, скорее, даже мешает в этой ситуации и статус музея как объекта национального достояния. К тому же мы не являемся заказчиком проводимых работ. Заказчик - Управление капитального строительства (УКС) Санкт-Петербургского Научного центра РАН, и согласно решению президиума РАН был выбран способ постепенного, поэтапного проведения ремонта. Каждый год на реконструкцию и капитальный ремонт Кунсткамеры выделяется примерно 5-6 млн. руб. Этой суммы хватает на вяло текущий ремонт залов, который длится уже восемь лет и может, при сохранении подобного подхода к решению проблемы сохранения старейшего музейного здания в Европе, растянуться еще лет на двадцать. В конечном итоге это губительно отражается на сохранности самого здания, экспонируемых коллекций, сокращает количество посетителей музея. Самое главное, что нас, сотрудников музея, не устраивают ни качество работ, ни их темпы, а также отсутствие проекта и контроля за проводимыми работами. Ремонт осуществляется без учета создания современной системы внутренних коммуникаций. Подрядчик не согласовывает с нами, владельцами данных помещений, свои действия, что на сегодняшний день привело к тому, что те проекты, которые должны были быть готовы к концу 2003 г., по существу не готовы до сих пор. Мы договорились (и получили на это дополнительное финансирование), что будет готова предварительная проектно-сметная документация на весь комплекс реконструкции Кунсткамеры включая проект строительства нового здания. Отдельно должны были подготовить рабочий проект на один из важнейших этапов реконструкции музея, а именно, крыши нашего музейного корпуса, где прогнили стропила, отчего один из крупнейших экспозиционных залов закрыт для посетителей уже в течение более двадцати лет. Этот проект должен был одновременно включать в себя строительство мансардного этажа для служебных кабинетов научных отделов и хранилища коллекций. В связи с отсутствием нормальной работы со стороны заказчика - Управления капитального строительства - идет непрерывное удорожание работ: сметы нам не показывают, но говорят, что денег по ним не хватает. Недавно, когда готовился к подписанию новый договор на дальнейшее проведение работ, я потребовал, чтобы в нем было больше наших прав, а со стороны УКСа - больше обязанностей. В Москве ситуация, сложившаяся с ремонтом Кунсткамеры, тоже вызывает полное недоумение, и я рассчитываю на поддержку центрального академического Управления проектирования и капитального строительства РАН. ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ Я считаю, что поскольку мы находимся в уникальном историческом месте города, музей должен быть не только одной из достопримечательностей, но и стать действительно удобным для посещения туристами и жителями города, выглядеть достойно (и не только с фасада), быть безопасным для экспонируемых уникальных коллекций и для посетителей. Для этого "играть" мы должны по цивилизованным европейским правилам: например, провести конкурс проектировщиков, чтобы не было потом стыдно за содеянное. Что касается ремонта фасада, то после того как в 1998 г. упал кусок штукатурки с карниза и чуть не убил человека, город выделил деньги на ремонт (выполнен, к сожалению, он крайне плохо). Здание было отремонтировано только снаружи. Если посмотреть с башни на крышу, то она разделена пополам - отремонтирована фасадная часть и не отремонтирована дворовая. То же самое со стенами. О фасаде же здания музейного флигеля, который выходит на Таможенный переулок (где главный вход в музей), и говорить неприлично - даже к юбилею города он остался неотреставрированным, несмотря на то, что находился в зоне проведения праздничных торжеств. Мы испытываем сегодня огромные трудности из-за некачественно проведенного в 1998-1999 гг. ремонта башни Кунсткамеры. Одним из основных подарков Германии городу были деньги на реконструкцию и ремонт нашего знаменитого Готторпского глобуса, который находится на верхнем этаже башни. Он был полностью отреставрирован, создана соответствующая экспозиция, но открытой для посетителей она не может быть до сих пор, потому что зимой наверху башни образуется конденсат, который стекает на глобус (при ремонте не было сделано нормальной вентиляции, забыли даже сделать форточки в окнах). Мы уже натянули над глобусом тент, каждый день зимой вытираем лужи, образующиеся в расположенной выше лотернине башни. Таковы результаты проведенного ремонта, но это только малая толика, я уже не говорю о трещинах, протечках, осыпающейся штукатурке… Ремонтные работы в течение ряда последних лет проводит компания "Стройвест", и я собираюсь с ней расставаться - слишком много нареканий к их работе. На проведение внутренних ремонтных работ мы тоже хотим провести конкурс. У нас есть и положительный опыт работы: это, например, компания "Модуль", которая занимается освещением музейных залов. К юбилею города она сделала нам достаточно дорогой подарок. В зале, где находилась первая российская обсерватория, компания выполнила имитацию астрономической щели над телескопом. На днях для публики мы открываем этот зал и расположенный ниже зал Музея М. В. Ломоносова, и я хочу еще раз поблагодарить компанию "Модуль" за качественную работу и спонсорскую помощь музею. ПОД ЗНАКОМ КУНСТКАМЕРЫ Три учреждения Академии наук входят в список объектов культурного наследия народов России: Пушкинский дом, Кунсткамера и Главная астрономическая обсерватория. Несколько лет назад был принят закон РФ, согласно которому Кунсткамера и эти два других знаменитых научных учреждения финансируются по новому коду классификации - как объекты национального достояния РФ (а не как все прочие научно-исследовательские институты Российской академии наук). Парадоксально, но это сильно ухудшило нашу ситуацию, поскольку мы сегодня не только не получаем никаких дополнительных денег, но одновременно не участвуем в формировании резервных фондов Академии наук (музейный совет, экспедиционный совет, резервный фонд материально-технического снабжения, научные программы и гранты президиума РАН и президиума СПб НЦ РАН и т. п.). Следовательно, мы не можем и получать денег из подобных резервных фондов РАН. Мы как первый музей в России, как учреждение, в недрах которого родилась Академия наук, не можем получить денег у музейного и экспедиционного советов, хотя имеем мощную научно-исследовательскую часть… А ведь даже на любом документе, который приходит из Академии наук, используется логотип Кунсткамеры, на всех визитных карточках членов Академии, в том числе и ее президента, мы видим Кунсткамеру. Но получается так, как было мне кем-то в шутку сказано, что Кунсткамерой гордятся больше снаружи, чем изнутри. НОВОЕ ЗДАНИЕ ДЛЯ СТАРЕЙШЕГО МУЗЕЯ Как я уже говорил, музею необходимо новое здание. Самая большая наша проблема - это проблема музейного пространства. Считается нормальным, когда музей экспонирует порядка 5-10% своих экспонатов. Мы на наших постоянных выставках представляем 0,5%. Коллекцию Кунсткамеры составляют почти 2 млн. экспонатов. У нас не хватает места для постоянно действующих экспозиций, у нас вообще нет места для проведения временных выставок, без которых немыслимо само существование современного музея. У нас бывало и так, что для устройства временных экспозиций приходилось закрывать постоянные, а потом их восстанавливать. Я считаю, что это неразумная трата денег. Кроме того, у нас достаточно большой поток посетителей - цифра колеблется от 500 до 700 тыс. человек в год. Зимой многие ходят с пальто наперевес - не хватает гардеробов. Единственное окошечко кассы продажи билетов в музей расположено напротив туалета для посетителей (больше нигде нет возможности организовать ни туалета, ни кассы). Нет кафе и ресторана. Людям, которые долго ходят по залам, негде сесть и отдохнуть. Это очень влияет на посещение нашего музея иностранными туристами. Они всегда интересуются, есть ли магазин, кафе. Если такого сервиса нет, то воздерживаются от посещения музея. Нет условий для посещения музея инвалидами и т. д. Большая проблема и в том, что у значительной части сотрудников нет возможности заниматься научной работой в стенах музея - не хватает рабочих мест. По всему миру мы показываем очень много выставочных проектов, в создание которых инвестируют ряд музеев Финляндии, Швеции, Германии, а здесь, в Петербурге, мы не можем их показать, потому что аренда выставочного зала в городе стоит очень дорого. Недавно мы получили первые предварительные чертежи проекта нового здания. Он мало соответствует подготовленному нами техническому заданию. Он тривиален, неинтересен, неудобен, потому-то я и упоминал о конкурсе. Очень хотелось бы, чтобы он состоялся в этом году. А дальше, как мне хочется надеяться, Академия наук должна выступить инициатором специальной федеральной программы реконструкции Кунсткамеры. Чтобы к 2014 г., то есть к 300-летию первого государственного, публичного музея России, мы получили современный многофункциональный музейный комплекс. В нем должны быть предусмотрены не только удобные экспозиционные залы, информационная и сервисная службы, зона для посетителей с нормальными туалетами, магазинами, кассовым центром, но и созданы рабочие места для научных сотрудников музея, при этом площади старого здания можно было бы более эффективно использовать под экспозиции, ведь некоторые рабочие кабинеты сотрудников музея находятся в совершенно уникальных интерьерах. Во всем мире старые музеи строят себе новые здания, которые занимают достойное место в архитектуре городов. И мне очень хочется, чтобы и наш музей получил в подарок к своему юбилею прекрасный образец современной архитектуры, который станет событием для нашего города, страны и российской науки. Дата: 21.07.2004 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 5 (70)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||