Перспективы модернизации газовой отрасли России

1 стр. из 1

Россия — уникальная страна по размерам, природным богатствам и масштабу решаемых проблем. Также уникальна и российская газовая отрасль. Уникален «Газпром» — газовая империя, превосходящая по масштабам запасов, добыче, газотранспортным сетям не только все другие компании мира, но и целые континенты.

Уникальны и немногочисленные пока частные газодобытчики: их удельный вес в газовой отрасли выражается единицами процентов, но в выражении абсолютном — это десятки миллиардов кубометров — объемы, сопоставимые с показателями ведущих газодобывающих стран Европы.

 Это налагает на независимые компании, «младших» партнеров «Газпрома» по газовой отрасли, ответственность за ее настоящее и будущее и заставляет видеть интересы собственного бизнеса в общероссийском и, шире — общеевропейском контексте.
 
И первое, что видно под этим углом зрения, состоит в том, что модернизация отрасли не сводится к модернизации «Газпрома». Необходимо сохранение единства газотранспортной системы, единого экспортного канала российского газа. Необходимо государственное регулирование неизбежного и необходимого в России процесса повышения цен на газ, постепенного и регулируемого расширения сегмента свободных цен. Необходимо сохранение целостности «Газпрома», его ведущей роли и конструктивного сотрудничества с ним. Но все это — не вместо расширения рыночных начал и поощрения недискриминационной конкуренции, а вместе с ними.

К сожалению, пока практических шагов в этом направлении не видно. Неудовлетворительно урегулированы вопросы, связанные с обеспечением долгосрочного доступа газодобычных организаций к газотранспортной системе, возможностью и порядком участия независимых компаний в развитии ГТС, условиями совместного осуществления добычных проектов «Газпромом» и независимыми. Подробнее об этом недавно говорилось на парламентских слушаниях в Государственной Думе.

Пример ЕС показывает, что либерализация предполагает не менее 10 лет активной законотворческой и регулирующей деятельности. Практически это означает, что для появления в России хотя бы к середине следующего десятилетия полноценного газового рынка работу по совершенствованию правового поля необходимо начинать незамедлительно и вести весьма энергично.

Вероятно, в числе прочего, настало время внести соответствующие дополнения в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», приступить к практической разработке «сетевого кодекса», описывающего все аспекты правил пользования сетевой инфраструктурой и принятого во всех развитых странах. 

Поскольку главная задача реформирования российской газовой отрасли — обеспечение устойчивого и эффективного инвестиционного процесса, реформа должна гарантированно исключить те серьезные проблемы, которые возникли с инвестициями на либерализованных рынках ряда стран Запада.

Будет ли в России развиваться спотовая торговля и газовая биржа? Безусловно. Однако при этом необходимо помнить, что биржа — не более чем индикатор цен. Добывающим компаниям необходимы прежде всего долгосрочные договоры, которые позволят реализовать добытый газ вне зависимости от ситуации на рынке краткосрочных контрактов.

Иными словами, речь идет о долгосрочных решениях, устанавливающих ясные и стабильные условия хозяйственной деятельности.

Особую актуальность это положение приобретает в связи с тем, что к 2020 г. почти три четверти российской газодобычи будет обеспечиваться за счет разработки новых месторождений с гораздо худшими геологическими и экономическими характеристиками. Освоение районов вечной мерзлоты на Крайнем Севере и шельфа полярных морей потребует беспрецедентного для России объема инвестиций. Только в добычу природного газа на полуострове Ямал будет необходимо ежегодно инвестировать около $3 млрд. в течение двадцати пяти лет.

Частные добывающие компании могут быть серьезным партнером «Газпрома» в решении этих задач. Уже имеется положительный опыт в подобном сотрудничестве: инвестиции в газодобывающие проекты, выплаты «Газпрому» за газотранспортные услуги. Это тоже немалый вклад в содержание и развитие ГТС.

Безусловно, масштабы участия бизнес-структур в наращивании газодобычи и развитии газотранспортной системы будут во многом определяться наличием долгосрочных гарантий прибыльности капиталовложений. Сегодняшние реалии таковы, что такие гарантии целиком и полностью зависят от готовности собственника недр — государства и собственника ГТС — «Газпрома» создать и поддерживать такой режим работы отрасли, при котором будут исключены импровизационные пересмотры договоренностей, достигаемых при начале реализации долгосрочных проектов.

Другим важнейшим условием является гарантированный долгосрочный доступ к ГТС.

Сегодня ситуация в этом отношении далека от идеальной. Уже больше года из-за отсутствия доступа к магистральному газопроводу в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа простаивает введенное в эксплуатацию месторождение Береговое.

Сначала со стороны владельца газопровода — «Газпрома» — были выдвинуты дополнительные технические условия. После их выполнения появилась ссылка на отсутствие свободных мощностей в магистральном газопроводе «Заполярное–Уренгой».

Все предложения в адрес «Газпрома» для разрешения сложившейся ситуации, включая совместную деятельность по транспортировке и долевому финансовому участию нашей компании в расширении магистральных газопроводов, были отвергнуты. 

В результате в прошлом году газовый баланс России недополучил свыше 2 млрд. м3 газа. Если вопрос с Береговым не будет решен в ближайшем будущем, в текущем году в российские газопроводы не поступит дополнительно уже 6 млрд. м3 газа. Под угрозой срыва могут оказаться планы по выводу промысла на проектную мощность в 2005 г., а это – 10 млрд. м3 газа в год.

Развивающейся российской экономике требуются все большие объемы газа, для потребителей подавляющего большинства регионов установлены лимиты и одновременно уже второй год простаивает полностью готовый к эксплуатации промысел.

Ставшее предметом широкого обсуждения в СМИ и среди членов газового сообщества Береговое превращается в нарицательное имя и символ невостребованности результатов деятельности независимых производителей газа. Это конкретный пример того, насколько практика может не соответствовать теории. Я имею в виду утвержденную правительством в прошлом году Энергетическую стратегию России. Согласно этому документу, к 2020 г. прирост отечественной газодобычи будет примерно в равной степени обеспечен как «Газпромом», так и неаффилированными с ним бизнес-структурами. При этом независимые производители должны будут в два раза увеличить объемы газа, добываемого из российских недр.

Действующие в России частные компании действительно могут стать одним из существенных факторов, способствующих динамичному развитию газовой отрасли страны, а также выполнению Россией своих экспортных обязательств. А могут и не стать. Если препятствия, сдерживающие их активность в газовой сфере, не будут устранены в ближайшее время, капиталы частных бизнес-структур найдут себе применение в более рентабельных проектах.

И все же мы надеемся, что потенциал независимых газовых компаний окажется востребован не только в форме сухих цифр на страницах Энергетической стратегии России, но и в реальной жизни.

Дата: 05.08.2004
Г.Н.Скиданов
"НефтьГазПромышленность" 4 (9)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!