|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Этой статьей наш журнал начинает серию публикаций, посвященных современным каталитическим процессам в нефтепереработке. Мы ждем активного участия читателей нашего журнала в этой рубрике. Со своей стороны, редакция ставит своей основной целью информировать читателей о наиболее значимых технологиях в области каталитических процессов в нефтепереработке. 1. Каталитический риформинг В нефтеперерабатывающей промышленности процесс каталитического риформинга является основным процессом получения бензина и чрезвычайно важных нефтехимических продуктов — бензола, толуола и ксилолов. Важнейшим продуктом процесса каталитического риформинга является также водород, который может быть использован на нефтеперерабатывающих предприятиях в процессах гидроочистки и других процессах гидрирования. Этот процесс используется в мировой практике уже свыше 50-ти лет и получил название платформинга (из-за использования платиновых катализаторов в этом процессе). В процессе платформинга используется 10–13% от количества продуктов, полученных в результате первичной переработки нефти. В России доля процессов платформинга в общем объеме перерабатываемой нефти составляет достаточно значимую величину — около 11%. В основе каталитического риформинга лежит превращение нефтяной фракции с интервалами температур кипения 85–180°С в высокооктановый компонент моторного топлива. Этот процесс впервые был реализован в конце 40-х–50-х гг. прошлого века с использованием платиновых катализаторов. Повышение октанового числа достигалось в результате следующих основных химических превращений, приводящих к образованию высокооктановых компонентов: изомеризации нормальных парафиновых углеводородов; циклизации нормальных парафиновых углеводородов; дегидрирования нафеновых углеводородов и др. В результате этого, платформинг прочно занял место базового процесса современной нефтепереработки. Развитие этого процесса переработки нефти шло по следующим основным направлениям: улучшение стабильности работы катализатора, увеличение степени превращения исходного сырья, увеличение селективности процесса, прежде всего, за счет увеличения образования ароматических углеводородов, улучшение и оптимизация технологических параметров процесса, прежде всего, в плане снижения давления процесса. За более чем 50-ти летний период с начала промышленной эксплуатации этого процесса, в основном, удалось решить эти задачи и наметить пути выполнения тех проблем, которые пока еще не осуществимы. Это было достигнуто, в основном, за счет разработки и использования новых катализаторов процесса, которые, в частности, позволили снизить рабочее давление этого процесса на порядок — с 30 до 3,6 атм. Технологически процесс проводят обычно в 3-х реакторном блоке, в котором на входе и на выходе задается различный градиент температур. Поскольку процесс связан с различными реакциями, протекающими как с увеличением, так и с уменьшением парциального давления в системе, перспективным является использование в этом процессе т.н. радиальных реакторов, реализующих направление потоков в реакторах по схемам «от центра к периферии» или «от периферии к центру». В настоящее время в качестве катализаторов этого процесса применяют в основном металлические платину и рутений, нанесенные на предварительно хлорированный носитель — оксид алюминия. По существующим представлениям о протекании этого процесса, диспергированный на поверхности носителя металл (платина) является катализатором реакций гидрирования-дегидрирования, а носитель (галоидированный оксид алюминия) — катализатором кислотно-основного типа (изомеризации, крекинга, циклизации). Формы платины в катализаторе являются различными, и от их процентного присутствия зависит селективность процесса. В табл. 1 приведены данные о характеристиках различных катализаторов процесса риформинга, начиная с начала разработок этого процесса в 1954 г. и заканчивая настоящим временем. Из таблицы видно, что на первом поколении катализаторов, в основном, протекали процессы ароматизации не парафиновых, а нафтеновых углеводородов. В дальнейшем все разрабатываемые катализаторы постепенно увеличивали процент вовлечения в процесс ароматизации парафиновых углеводородов. Табл. 1. Катализаторы риформинга
Табл. 2. Сравнение катализатора ПР-51 с зарубежными аналогами
Основным путем повышения эффективности процесса каталитического риформинга является снижение давления в реакторном блоке (табл. 3) и разработка новых методов синтеза катализаторов этого процесса, которые могли бы: Табл. 3. Показатели работы катализатора ПР-51 при различных величинах давления
В настоящее время в Институте катализа СО РАН разработаны две новые марки катализаторов риформинга ПР-61 и ПР-71. Свойства этих катализаторов в сравнении с базовым катализатором ПР-51 приведены в табл. 4. Табл. 4. Основные характеристики катализаторов риформинга (диаметр зерен 1,8–2,8 мм; средний коэффициент прочности — 13 Н/мм)
Проведенные в настоящее время исследования каталитической активности катализаторов серии ПР позволяют сделать вывод о том, что причиной высокой каталитической активности этих катализаторов является состояние платины на поверхности катализатора. Принято считать, что платина на поверхности катализатора находится в виде трех основных форм: (а) в виде дисперсных частиц Pt с широким диапазоном эффективного диаметра; Последняя форма (в) особенно активна в процессах получения высокооктанового компонента бензинов. Именно это обстоятельство должно направлять исследования в сторону поиска синтетических методов получения катализаторов с этой формой платины на поверхности. Возможно, что для этих целей весьма перспективным может оказаться электроконденсационный метод получения нанодисперсных катализаторов в жидких средах, о котором было сообщено в нашем журнале. Сравнение активности катализаторов ПР-61 и ПР-71 с базовым катализатором ПР-51 позволило сделать следующие основные выводы: Выбор оптимальной марки катализатора всегда конкретен и определяется условиями работы реакторного блока на данной конкретной установке, углеводородным составом сырья и требуемым выходом ароматических углеводородов (особенно при ориентации на дальнейшую переработку ксилольной фракции риформинга в терефталевую кислоту). Использование эффективных каталитических систем — наименее затратный путь повышения эффективности работы действующих установок риформинга. Однако наряду с этим, по-видимому, основным направлением в течение ближайших 3–5 лет, в области реконструкции установок риформинга просматриваются три основных (относительно малозатратных) направления: По оценкам специалистов, реализация этих технологий позволит получать бензин с октановым числом 98–100, выходом высокооктанового компонента на уровне 88% масс. и выходом 2,5–3,0 % масс. водорода чистотой не менее 95% (об.). Дата: 05.08.2004 А.В.Артемов "НефтьГазПромышленность" 4 (9)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||