|
|||||
1 стр. из 1 Как избежать типовых ошибок при построении корпоративных и отраслевых систем нормативно-справочной информации? Историческое наследие автоматизации в крупных компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные системы и «системки» работают на разных программных платформах и используют разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как «лоскутная автоматизация» и «информационный зоопарк». Ключевым решением проблемы является создание единой системы нормативно-справочной информации (НСИ), стандартизующей и унифицирующей все информационные потоки внутри компании. В предлагаемой вашему вниманию статье своим опытом делится президент НЦИТ ИНТЕРТЕХ (www.intertech.ru) Дмитрий Гулько. Ошибка 1. Проблема стандартизации и централизованного ведения НСИ искусственна и придумана программистами наподобие проблемы 2000 Недооценка значимости централизованной системы НСИ, выстраиваемой при внедрении АСУ (ERP-системы), уже привела к печальным последствиям: средний и высший менеджмент корпораций и холдингов буквально хватается за голову от невозможности осуществлять оперативный контроль и мониторинг текущей деятельности своих предприятий и получать консолидированную отчетность (в частности, по складским остаткам), а также от крайне неэффективной работы систем планирования (всем известны сложности при проведении заявочной кампании при планировании материально-технического снабжения). Проблема действительно чрезвычайно важна для всех крупных компаний и государственных структур, прошедших первую фазу внедрения ERP. Здесь все чаще задаются вопросом: «Почему наша система не работает или работает только в рамках узких частных задач?». А ведь средства в создание и внедрение автоматизированных систем вложены немалые. И тем не менее даже в компаниях, внедривших такие серьезные системы, как SAP R/3, нередко используется лишь мизерная доля их возможностей. Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. А следовательно, иметь эффективно работающую ERP-систему, решающую реальные производственные задачи. Отрадно, что уже в нынешнем году несколько крупнейших флагманских промышленных компаний начали свою ИТ-консалтинговую программу с внедрения централизованной системы НСИ, среди них — компании ТНК-BP, АК «Сибур», ОАО «Газпром». В качестве примера, иллюстрирующего важность описываемой проблематики не только для корпоративного, но и для государственного сектора, приведем информацию о системе каталогизации предметов снабжения НАТО (NCS). Она была создана в 1956 г. на основе системы каталогизации, принятой в США, в свою очередь разработанной по указанию президента Рузвельта, который поставил задачу разобраться с причинами проблем поставки запчастей на фронт. В результате проведенных исследований в 1949 г. американцы пришли к выводу, что запасные части в войска отправлялись в количестве, в несколько раз превышающем потребность в них. При этом запчастей по-прежнему не хватало из-за того, что на складах скапливались одни и те же изделия, но обозначенные по-разному и носившие разные названия. В итоге президент США издал директиву о создании единой федеральной системы каталогизации предметов снабжения для государственных нужд и, в первую очередь, для нужд обороны и безопасности. В 1952 г. в США был принят закон о каталогизации. Первоначальные затраты на эту работу (1948–1960 гг.) составили около $5млрд. В ней приняло участие около 4400 кадровых офицеров и 35000 привлеченных сотрудников. США за последние двадцать лет в рамках системы каталогизации ежегодно вкладывали от $2–4млрд. только на реализацию программ стандартизации с использованием модульных структур (аналогов продукции), позволяющих сократить номенклатуру предметов снабжения Минобороны США приблизительно в три раза. Вообще процесс создания справочников, классификаторов и каталогов — дело дорогостоящее. К примеру, каталогизация одного предмета снабжения по мировым ценам обходится в сумму от $10–40. При этом современный истребитель включает в себя почти 30тыс. предметов снабжения. Самостоятельно проведенная каталогизация в России будет в несколько раз дешевле. По опыту автора, расходы на создание и классификацию одной записи в справочнике материалов в наших условиях близки к $2—5, в зависимости от степени полноты описаний. Ошибка 2. Существуют государственные стандартные системы классификации продукции и видов деятельности— ОКП, ОКВЭД, ОКДП, ТН ВЭД, ЕКПС. Их и надо использовать. К сожалению, это часто встречающееся утверждение — чистой воды утопия. Каждый из данных классификаторов имеет свое специализированное назначение и не пригоден для использования в чистом виде в отраслевых или корпоративных системах. Помимо специализации, другой их важной особенностью является то, что они содержат информацию только на верхних, достаточно общих уровнях описания (пример из ОКП: последний уровень описания— автобусы междугородные), и степень их детализации не позволяет однозначно классифицировать и кодировать конкретно выпускаемую продукцию. Общая ситуация с государственными классификаторами выглядит следующим образом. Постановлением Правительства Российской Федерации №1212 от 1 ноября 1999 г. в целях реализации государственной политики в области развития единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации установлен перечень из 31 общероссийского классификатора. Наиболее важными для систем НСИ являются Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Примечательно то, что принятый в конце 2002 г. федеральный закон РФ «О техническом регулировании» указывает на фактическую необязательность использования национальных стандартов и общероссийских классификаторов на уровне компаний. И, наконец, самое интересное: постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» упомянутое выше постановление №1212 признано утратившим силу. Теперь приведем краткие характеристики упомянутых справочников-классификаторов. - Общероссийский классификатор продукции (ОКП) введен в 1994 г. Есть мнение, что ОКП перестанет существовать после вхождения России в ВТО. В этом классификаторе более-менее полно отражены группировки продукции, выпускаемой отечественными производителями, но он не гармонизирован с международными классификациями и не содержит в своем составе работ и услуг. Кроме того, в ОКП не обеспечен уровень детализации описаний продукции, пригодный для ее однозначного кодирования. Таким образом, ОКП невозможно использовать как готовый продукт— можно лишь на его базе, достраивая нижние уровни группировок, создавать свой классификатор-справочник продукции. - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В части, касающейся классификации видов экономической деятельности, в 2001 г. заменен новым стандартом — ОКВЭД. Объектом классификации ОКДП являются виды экономической деятельности, осуществляемые в различных сферах экономики, а также продукция и услуги как результат этой деятельности. - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). С 1 января 2003 г. классификация видов экономической деятельности в соответствии с постановлением Госстандарта №454-ст производится с помощью ОКВЭД — взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и частей I и IV ОКДП. Он построен на основе гармонизации со Статистической классификацией видов экономической деятельности в европейском экономическом сообществе (NACE Rev.1). В нем использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Основной недостаток ОКВЭД тот же: не обеспечена необходимая детализация описаний продукции. - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). ТН ВЭД используется для определения ставок пошлин, НДС, акцизов и т.п. товарной номенклатуры при проведении внешнеэкономической деятельности. Основной пользователь — таможенные органы и декларанты импортно-экспортных операций. ТН ВЭД России основана на международной Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенные органы России осуществляют ее ведение (этим занимается специальная комиссия), отслеживают изменения и дополнения и приводят ТН ВЭД в соответствие с международной основой. - Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП) и Единый кодификатор предметов снабжения (ЕКПС). За основу построения ФСКП и ЕКПС взята система каталогизации и кодификации предметов снабжения НАТО. Основными документами, регламентирующими ее создание, являются постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001г. «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд». Разработку разделов федерального каталога продукции должны осуществлять центры каталогизации, назначаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время в качестве центров каталогизации назначены: Минобороны, Минатом, Минздрав, МЧС и МВД России. Большинство разделов федерального каталога продукции закреплено за Минобороны — 290 из 338 разделов. Из этого следует, что ФСКП направлена на создание каталога продукции, необходимой в основном для поставки вооружения и товаров жизнеобеспечения деятельности вооруженных сил. Код ЕКПС содержит только четыре знака, что не позволяет использовать его для классификации конкретных видов продукции. Ее развитие с данной целью потребует значительных материальных и временных ресурсов (обычно такие классификаторы разрабатываются в течение двух-пяти лет). Ошибка 3. Можно использовать какой-нибудь зарубежный классификатор. На самом деле это практически невозможно. Они так же, как и российские государственные классификаторы, в сильной степени ориентированы на решение специальных прикладных задач и в ряде случаев не обеспечивают требуемой детализации. Кроме того, по наименованиям продукции они ориентированы на западный рынок и не учитывают специфики рынка российского. Упомянем следующие классификаторы, наиболее часто используемые в международной практике: Международный стандартный отраслевой классификатор видов экономической деятельности — классификатор ООН ISIC, Международный классификатор основных продуктов CPC, североамериканский классификатор NAICS, закупочный классификатор ЕС CPV (специализация — госзакупки), каталог НАТО NCS (специализация — гособоронзаказ). Ошибка 4. Можно приобрести готовые справочники и классификаторы у других компаний аналогичного профиля деятельности. На рынке действительно появляются и предлагаются готовые наполненные справочники-классификаторы, разработанные другими компаниями, как правило, «под себя». Это в большинстве своем хорошо и добротно наполненные системы. Однако следует верно оценить три вопроса: Практика показывает — в целом продаваемые сегодня системы дают отрицательные ответы. Дата: 05.08.2004 Д. Е. Гулько "НефтьГазПромышленность" 4 (9)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||