|
|||||
1 стр. из 1 Работа круглого стола по проблемам энергетики и инженерной инфраструктуры в «Ленэнерго» в рамках ПМЭФ стала уже традиционной. В этом году круглый стол по актуальным проблемам энергетики, ЖКХ и инфраструктурных реформ проводился в энергокомпании уже в третий раз. Сопредседателями круглого стола выступили генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей Лихачев и первый заместитель Председателя Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по естественным монополиям Валентин Межевич. Проведение круглого стола открылось с вручения Андрею Лихачеву нагрудного знака «Заслуженный энергетик Содружества Независимых Государств» за заслуги в развитии электроэнергетики государств-участников СНГ. Участники круглого стола — представители законодательной и исполнительной власти, руководители предприятий энергетической отрасли выступали с докладами и в обсуждениях по актуальным тематикам. Наибольшее внимание уделялось следующим вопросам: Вполне естественно, что данные направления обсуждений тесно переплетались в выступлениях докладчиков. Точки зрения участников по ряду вопросов не совпадали, но именно в этом и состояла задача круглого стола — путем согласований, обмена опытом и компромиссов прийти к общему мнению. В рамках круглого стола выступили директор Департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэконразвития РФ Кирилл Андросов, член Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Василий Зубакин, председатель Правления ОАО «Российские коммунальные системы» Сергей Яшечкин, руководитель Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко, председатель Комитета по энергетике Администрации губернатора Санкт-Петербурга Александр Бобров и другие специалисты. Красной нитью в выступлениях участников проходила идея о том, что реформирование электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства должно иметь взаимосвязанный комплексный характер. С другой стороны, очевидно, что различия в этих двух отраслях не позволяют применять в обоих случаях одинаковый подход. В частности, выступавшие и участники дискуссий обсуждали преимущества формы организации предприятий электроэнергетики и ЖКХ — высказывались мнения как в пользу необходимости их акционирования, так и в пользу их унитарного государственного управления в форме ГУПов. Несомненно, что многие предприятия отрасли в силу специфики своей работы не могут функционировать как коммерческие предприятия — приносить прибыль, однако они имеют первоочередное социальное значение. Одной из главных тем была демонополизация отрасли — создание условий свободного рынка. В первую очередь это коснется секторов, обслуживающих энергогенерирующие отрасли — предприятия, специализирующиеся на поставках и ремонте и реализации услуг. Другая важная тематика — необходимость обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам, оказываемым естественными монополистами. По вопросам финансирования электроэнергетики остро обсуждалась тарифная политика — соотношение тарифов для предприятий и частных лиц, а также перспективы свободного — рыночного регулирования тарифов. Последнее станет возможным по ходу демонополизации отрасли и создании конкурирующих предприятий. Высказывались предположения, что в этой ситуации после неизбежного повышения тарифов наступит их стабилизация и, возможно, даже снижение. Вместе с тем, свободное регулирование тарифов послужит стимулом для развития и оптимизации организационной структуры предприятий. Изменения в тарифной политике по электроэнергии — дело будущего, то, что будет решаться в ближайшей перспективе. В настоящее время проблемная ситуация с финансированием возникает при так называемом «перекрестном субсидировании» предприятий энергетики. Эту тему наиболее активно поднимали руководители региональных органов самоуправления. Дискуссия возникла и вокруг законодательного регулирования работы энергетической отрасли. С одной стороны, звучали мнения о том, что современная законодательная база недостаточна для полноценного функционирования предприятий и требуется принятие дополнительных законов. С другой стороны, выступавшие отмечали, что уже имеющиеся законодательные акты нуждаются в доработке и взаимосогласовании. Член Правления РАО «ЕЭС России» В.Зубакин в своем докладе представил схему поэтапной реструктуризации энергетического гиганта, с формированием специализированных подразделений. В настоящее время процесс развивается в соответствии с принятыми в начале 2003г. правовыми актами (Закон РФ «Об электроэнергетике» и др.), а также Концепцией стратегии РАО «ЕЭС России». До 2006г. должны быть закончены мероприятия по первичному разделению вертикально интегрированных компаний, формированию Федеральной сетевой компании и региональных компаний по специализированному типу. Кроме того, планируется полная либерализация оптового сектора торговли электроэнергией. Согласно графику реформы до 2008 г. предусмотрена полная либерализация розничной торговли и коренное изменение структуры собственности в отрасли — от увеличения доли государства в ФСК и некоторых иных компаниях до приватизации около 70% генерирующих мощностей. На вопрос журнала «НефтьГазПромышленность» о том, по какой схеме будет финансироваться модернизация предприятий, В.Зубакин подробно рассказал о специфике проводимых реформ и перспективах развития. Суть его ответа свелась к тому, что на данном этапе реформирования первоочередной задачей является реорганизация структуры РАО «ЕЭС», а модернизация хотя и признается приоритетным направлением и учитывается в планах развития, но отдельных схем ее проведения и финансирования пока не выработано. Остается надеяться, что подобные схемы будут выработаны в ближайшем будущем по мере успешной реализации реформирования и повышения рентабельности предприятий. С этой тематикой перекликается критическое замечание представителя ЕБРР Роберта Сассона, прозвучавшее при закрытии круглого стола, по поводу игнорирования в докладах и обсуждениях темы энергоэффективности. В целом, многие из прозвучавших критических замечаний можно свести к необходимости решения не только текущих сиюминутных проблем, но и глобального развития энергетики и инженерной инфраструктуры, приобретающего особое значение в связи с запланированным ростом промышленного производства и удвоением ВНП к 2010 г. Возможно ли осуществление этих планов без капитального обновления и модернизации технической базы энергетики? По окончании заседания были приняты рекомендации к Федеральному Собранию Российской Федерации. По итогам выступлений и дискуссий участники круглого стола рекомендовали Федеральному Собранию Российской Федерации при рассмотрении проектов федеральных законов по формированию рынка доступного жилья: Дата: 05.08.2004 Вадим Касьяненко "НефтьГазПромышленность" 4 (9)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||