|
|||||
1 стр. из 1 «Их» опыт Достоверно оценить надежность такой сложной системы, как кровля, зачастую можно только на основе обширных данных об ее эксплуатации в реальных условиях. К сожалению, мониторинг состояния кровель и, тем более различных типов типов дефектов, в России не велся и не ведется. В этой ситуации единственной возможностью хотя бы представить себе сравнительные характеристики кровельных систем является изучение зарубежного опыта. При этом опыт США и Канады является особенно ценным по следующим причинам: · разнообразие кровельных систем, представленных на рынке в течение значительного времени; · особенности законодательства, возлагающие большую ответственность за качество работ как на производителя материала, так и на подрядчика, что привело к появлению именно в США самых длительных гарантий на кровлю (до 30 лет); именно производители материалов серьезнейшим образом собирают и обрабатывают информацию о выявленных дефектах, и это позволяет им в дальнейшем избегать многих проблем; · существование национальных ассоциаций кровельщиков, объединяющих тысячи производителей работ, позволяет собирать достаточно достоверную информацию о кровлях; · наряду с совершенствованием кровельных материалов и конструкции кровли в отрасли ведется работа по улучшению организации и качества работ; многие кровельные фирмы начали внедрение системы TQM (полного контроля качества), которая делает ответственными за качество работ буквально всех работников; · существует большое количество публикаций по кровельной тематике, что позволяет составить достаточно объективное мнение о существующих в этих странах проблемах и путях их решений. Климатические условия Канады аналогичны условиям средней полосы России и ее северной части. Условия же центральной и южной части США схожи с нашим югом и сочинскими субтропиками. В целом большинство кровель в России, по моему мнению, эксплуатируются в менее суровых условиях, чем в США. Положение США между двумя океанами и отсутствие горных хребтов и лесных массивов в южной и центральной части позволяют мощным тихоокеанским ветрам беспрепятственно проходить от западного до восточного побережья в среднем за три дня. Ветровые нагрузки являются серьезной проблемой для кровель. Зимой теплый юго-западный ветер приносит на северо-восток осадки, которые вызывают обильные снегопады и обледенение конструкций. Сравните все эти «удовольствия» с нашими достаточно тихими зимами. Россию же защищают европейский и азиатский материки, большое количество лесов. Достаточно вспомнить бедствия последнего лета в Европе, когда многие страны в течение нескольких недель страдали от ураганного ветра и ливней. Все это заставляет, по крайней мере, уважать опыт наших зарубежных коллег. Проработанная ими историческая ретроспектива позволяет оценить правильность наших «кровельных идей», избежать повторения ошибок, здраво оценить свой профессиональный уровень и более эффективно его совершенствовать. Канада: опыт эксплуатации плоских кровель в холодном климате В течение первой половины ХХ в. плоские крови в Канаде изменились незначительно. Незначительные изменения произошли в способах укладки материалов вследствие появления средств механизации, но конструкция кровли и кровельные материалы не очень изменились. Во второй половине века появились новые материалы и кровельные системы. Возникли достаточно неожиданные проблемы, которые привели к уменьшению среднего срока службы кровли. Существует широко распространенное мнение, что кровли, смонтированные во второй половине века, в среднем, стоят меньше, чем кровли, уложенные в первой половине. В 1985 г. в Онтарио (Канада) было проведено исследование битумных кровель3, выявившее, что их замена происходит, в среднем, каждые 12 лет. По информации NRCA4, у 62% кровель в США выявляются дефекты в первый год эксплуатации, у 99% — в первые 10 лет. Статистика Великобритании свидетельствует, что в первый год дефекты проявляются у 45% кровель, в течение же 20 лет протечки имеют место у всех кровель. Вот какие кровли преобладали в Канаде до 1950 г.: Кровля 1-го типа: · деревянное основание; · два слоя битумного полотна, прибитого гвоздями; · три слоя перфорированного органического битумного полотна (ближайшие аналоги: толь, пергамин) на угольном битуме; · гравийная засыпка по угольному битуму. Кровля 2-го типа: · бетонное основание; · уложенная на битум древесно-волокнистая плита толщиной 25—50 мм, закрепленная горячим битумом; · четыре слоя перфорированного органического битумного полотна на угольном битуме; · гравийная засыпка по угольному битуму. Обе эти системы работали чрезвычайно хорошо. Оба типа кровель укладывались по прочному основанию, способ закрепления материалов был вполне надежен. Равномерное механическое закрепление позволяло избавиться от влияния усадочных процессов в деревянном основании. Закрепленная на битуме древесно-волокнистая плита предохраняла кровлю от деформаций, возникающих при растрескивании бетона. Эти две кровельные системы составляли 40% и 20% плоских кровель в Канаде. Деревянные основания в целом составляли около 57%, бетонные 32%, стальной профлист — 3%. До 1958 г. производители материалов для таких кровель предоставляли гарантии 15 и 20 лет на трех- и четырехслойные системы. Обычно битумные кровли столько и стояли. Из кровель, уложенных в 1958 г., до 1978 г. протекли только 17%, причем протечки имели место в течение первых 10 лет службы. Средний размер кровли составлял в 1958 г. 730 кв. м. Во второй половине века произошло много изменений, ни одно из которых не привело к увеличению срока службы кровель. 1955 г. Стальной профлист начал быстро заменять дерево и бетон в качестве основания кровли. Легкий и прочный профлист укладывался на большие пролеты без дополнительной поддержки и был очень выгоден экономически. В 1978 г. уже 70% плоских кровель нежилых зданий делались из профлиста. Вот некоторые недостатки основания из профлиста: · меньшая поверхность, подходящая для закрепления кровли; · большая проницаемость для воздушных потоков; · температурные деформации; · деформация под нагрузкой; · быстрое остывание клеящей битумной мастики при укладке элементов кровли; · корродирование. 1958 г. Производители материалов прекратили выдавать гарантии. Для того чтобы выданные гарантии оставались действительными, стало необходимо производить регулярный ремонт кровли. 1960-е гг. На рынке появились новые однослойные материалы (на основе бутил-каучука, неопреновой резины, хлорсульфированного полиэтилена). За редким исключением они оказались ненадежными и практически перестали продаваться в Канаде к 1964 г. Появились битумные материалы (полотна) на стеклохолсте5. Появилась проблема растрескивания кровли при низких температурах из-за недостаточной прочности и термической усадки ранних материалов. 1970-е гг. Энергетический кризис 1973 г. привел к необходимости уменьшения тепловых потерь через кровлю. Наиболее популярной становится легкая пластиковая изоляция (пенополистирольная и полиуретановая). Такая теплоизоляция состоит на 97% из воздуха, она относительно мягкая, имеет низкую воздухопроницаемость. Это приводит к тому, что после укладки битумной кровли в ней остаются влага и пары битума. Кровельный ковер становится менее однородным, появляются вздутия. Возникли проблемы с адгезией материалов к изоляции и ее термостабильностью. Частично они были решены путем использования теплоизоляции из базальтового или стеклянного волокна поверх пластиковой изоляции. Утепление кровли привело к необходимости применения эффективной пароизоляции для того, чтобы решить проблему конденсации влаги в кровле, в особенности — для кровель по стальному профлисту. Появились двухслойные материалы на органической основе со слоем битума, нанесенным при производстве (ближайший аналог — рубероид). Укладка таких материалов производилась также на горячий битум. Отсутствие перфорации, как у обычных органических битумных материалов, привело к увеличению проблем с однородностью кровельного ковра. Поскольку при укладке материала использовалось меньше битума, этот битум успевал остыть до того, как обеспечивал надежное склеивание полотнищ материала. Кровли из 2 слоев органического материала, покрытого битумом, функционировали плохо, и к 1978 г. применение этих материалов было прекращено. 1980-е гг. на Канадском рынке прочно укрепилась новая волна кровельных материалов. Некоторые из них отличались принципиально иным способом укладки, например, свободно уложенные материалы, которые отделены от основания кровли. В США были собраны данные, свидетельствующие о проблемах и у «новых» материалов: Конструкция основания кровли также оказывает серьезное влияние на ее надежность. Проведенные в Великобритании исследования показали, что кровли с «легкими» основаниями требуют на свое содержание в шесть раз больше средств, чем кровли с «тяжелыми» основаниями. Конечно, приведенный анализ несколько устарел. Однако мы имеем массу проблем даже с простыми кровлями с основаниями из железобетона. Можно легко предсказать, что тенденция увеличения площади кровель с «легкими», т. е. из стального профлиста, основаниями приведет к неизбежному росту проблем. Также видно, что применение новых материалов само по себе не является панацеей от протечек, хотя их применение — серьезный шаг вперед по сравнению с рубероидными кровлями. При этом срок службы кровель в 3—5 лет, даже рубероидных кровель, является попросту несерьезным с точки зрения мирового опыта. При этом протечки являются скорее результатом огрехов конструкции кровли и технологии применения, чем следствием недолговечности материала. Срок службы кровли и гарантии Предоставление длительных гарантий на кровлю является выгодной для владельца здания практикой. С другой стороны, условия гарантии требуют от него правильной эксплуатации кровли, внедрения специальных программ. В Европе обычным является следующий порядок предоставления гарантий: 1) первичная гарантия — 2 года; в этот период обслуживание кровли должно осуществляться силами вашей организации; именно в первые два года выявляется большинство недостатков, связанных с качеством выполнения кровельных работ; 2) постгарантийное обслуживание; обслуживание кровли осуществляется согласно отдельному договору. Стоимость постгарантийного обслуживания невелика, а потому заказчики охотно идут на такой договор. В Германии, например, стоимость такого обслуживания типичной кровли площадью 2 000 кв. м составляет 500 DM; 3) поставщик материала выдает длительную гарантию на материал. Эта схема проста и прозрачна, а потому ее уже сейчас могут осваивать «продвинутые» заказчики. Но доверяться следует только гарантиям проверенных подрядчиков, поскольку производитель материалов никакой ответственности непосредственно за протечки не несет. В США сложился другой порядок предоставления гарантий: 1) предоставляются гарантии от 10 до 25 лет; естественно, что такой длительный срок гарантий диктует чрезвычайно жесткий порядок их выдачи; узлы кровель с длительным сроком гарантии (20—25 лет) должны быть выполнены по иным, более дорогим схемам, нежели кровли с 10-летней гарантией; 2) гарантия предоставляется на кровельную систему, включающую утеплитель, крепеж, кровельный материал; работы должны быть выполнены подрядчиком, сертифицированным производителем кровельной системы, в строгом соответствии с «фирменным» руководством; все отклонения от утвержденных производителем узлов и схем укладки должны быть согласованы с его техническим отделом; 3) примерная стоимость гарантии составляет от $1 до $4 на кв./м; каждая кровля проверяется инспектором компании-производителя за дополнительную плату; 4) гарантия выдается владельцу здания компанией-производителем; в первые 2 года гарантия обеспечивается производителем работ за его счет, затем возможные ремонты оплачиваются производителем кровельной системы; сколько протечек — столько и ремонтов, хоть по два в неделю, полный ремонт со снятием старой кровли - только за счет владельца; важно, что решение, кому поручить гарантийный ремонт, принимает производитель системы; 5) владелец здания должен полностью выполнять условия гарантийного соглашения по правильной эксплуатации кровли, иначе гарантия снимается. Говорить о том, какой механизм предоставления длительных (более 5 лет) гарантий на кровлю сложится в России, пока рано. Во многом это будет зависеть от того, какую меру ответственности за состояние кровель захотят взять на себя владельцы зданий. Владельцы зданий и службы эксплуатации должны осознать, что продлить жизнь кровли — значит уменьшить расходы на ее эксплуатацию. Найти и изолировать потенциальную протечку до того, как вода попадет в здание, намного дешевле, чем бороться с последствиями. Это сводит к минимуму ущерб зданию, его содержимому и внутренней отделке, требует намного меньше усилий и средств, чем любой ремонт после поступления жалоб от жильцов и арендаторов. Производители кровельных материалов начинают осознавать, что успешное функционирование кровель из их материалов для клиента является лучшим аргументом в их пользу. Разумеется, всегда были и есть те, кто хочет получить кровлю, не требующую ремонта. Однако на самом деле любая кровля требует надлежащего содержания и своевременного ремонта. Производители кровельных работ должны понять, что сервисное обслуживание кровель является весьма прибыльным видом деятельности и к тому же дает кровельщику возможность развить долгосрочные отношения со своим заказчиком и сделать его партнером заказчика тогда, когда встанет вопрос о замене кровли в процессе реконструкции или капитального ремонта. Только совместная работа всех заинтересованных организаций приведет к повышению надежности и увеличению срока службы кровель. Дата: 12.11.2001 Ю. А. ГОРЕЛОВ, начальник отдела маркетинга Управления продаж Группы «ТехноНИКОЛЬ» "СтройПРОФИль" №7
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||