|
|||||
1 стр. из 1 В 1900 г. на Парижской выставке фирма Otis представила первый эскалатор. За прошедшие 100 лет эти машины стали непременным атрибутом современного образа жизни, определяющим порой престижность зданий и сооружений. Сегодня в мире без устали трудятся 290 тыс. эскалаторов и пассажирских конвейеров, перевозя ежедневно миллионы пассажиров. В развитых странах эти машины устанавливаются в любом мало-мальски пригодном для этого магазинчике, а уж в торговых центрах, супермаркетах, аэропортах, вокзалах их и сосчитать трудно. Около 90% мирового рынка эскалаторов и пассажирских конвейеров заполнено машинами: Otis — 4 790 шт./г.,Shindler — 4 524 шт./г., Mitsubishi — 2 570 шт./г., Kone — 2 080 шт./г., ThyssenKrupp — 1 540 шт./г., Hitachi — 1 190 шт./г., Toshiba — 830 шт./г. (данные за 2002 год). Еще около сотни фирм, включая наши — «ЭЛЭС» и «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург), выпускают менее 50 эскалаторов в год. При взгляде на карту эскалаторного мира невольно вспоминаются слова таможенника Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни»: «За Державу обидно» — Россия выглядит здесь, если и не белым пятном, то весьма бледным: 1 409 эскалаторов — меньше 0,5% общемирового количества. Такое положение исторически обусловлено созданной в СССР монополией на эскалаторное производство с установкой плановых показателей по производству этих машин на много лет вперед. Потребность страны в то время вполне удовлетворяли два предприятия: ленинградский машиностроительный завод им. Котлякова, выпускавший в год несколько десятков тоннельных эскалаторов для метрополитенов, и завод в городе Стаханов (ныне г. Кадиевка, Украина), производивший ежегодно 2–3 десятка поэтажных эскалаторов для зданий. Новый российский стиль жизни приблизил потребительский спрос к мировым стандартам, а это уже цифры другого порядка (в Испании ежегодно устанавливается около 300 эскалаторов, в Италии — 350, во Франции — 400, в Великобритании — 500, в Германии — 900, в США — 1 400, в Японии — 4 тыс., в Китае — 9 500). Производственные же возможности единственного российского эскалаторного производства (фирмы «ЭЛЭС» и «ЛАТРЭС» — два цеха бывшего завода им. Котлякова) остались на прежнем уровне и вряд ли могут быть расширены на базе существующего оборудования, устаревших конструкций и технологий. Образовавшаяся «брешь» между спросом и предложением заполняется зарубежными эскалаторами, которые все чаще можно увидеть на новых объектах двух российских столиц и других городов страны. Какие же машины поставляются нам зарубежными фирмами? Чем отличаются они от наших эскалаторов? Конкурентоспособно ли российское эскалаторостроение на мировом рынке? Отметим кратко последние достижения развития мирового эскалаторостроения и пути выхода отечественной отрасли на уровень мировых стандартов. На вопрос «в чем секрет успеха фирмы на мировом эскалаторном рынке» представители ведущих компаний обычно отвечают примерно следующее: «В высоком качестве и надежности выпускаемого оборудования на основе применения высоких технологий при опережающем внедрении передовых разработок». Это так, и не может быть иначе в условиях конкуренции, которая просто заставляет постоянно искать и внедрять новые решения. Для удержания лидирующих позиций родоначальнику мирового лифто- и эскалаторостроения — фирме Otis — ежегодно только в исследовательские работы приходится вкладывать более $100 млн. В условиях же советского монопольного производства и отсутствия рынка эскалаторов как такового всё новое оказывалось «под сукном». Тормозом внедрения новых идей сегодня в значительной степени остается инерция мышления и, как ни странно, дефицит информации о мировом эскалаторостроении, не говоря уже об отсутствии финансирования. «Неожиданно» оказалось, что планка мирового технического уровня в отрасли находится на недосягаемой для отечественных эскалаторных производств высоте: тяговые цепи, не требующие смазки; пластмассовые ступени и ступени, объединенные в один узел с фартуком балюстрады; алюминиевые рейки с подшипниковыми узлами вместо тяговых цепей; компактные приводы, устанавливаемые внутри лестничного полотна и сокращающие габариты эскалатора на 10–15%; волновые, спиральные и многоприводные эскалаторы; скоростные конвейеры и эскалаторы, замедляющие скорость ступеней у входных площадок; системы управления с компьютерным контролем показателей через интернет… и, конечно, высокое качество, свойственное серийному производству. Российское же эскалаторостроение, после приватизации лишившееся государственной поддержки в виде субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, топчется на месте и все больше отстает от мирового уровня. Это отставание уже настолько очевидно для западных специалистов, что на конкурсе журнала Elevator World «Проект года» в 1999 г. самыми высокими современными эскалаторами названы эскалаторы TsyssenKrupp высотой подъема 43,6 м, что в 1,5 раза меньше наших эскалаторов ЛТ-2 (затем ЭТ-2), выпускаемых с 1955 г. Вектор развития мирового эскалаторостроения направлен на создание компактных, высокотехнологичных конструкций, ориентированных на крупносерийное производство. Только в этом случае можно достичь высокого качества с применением дорогостоящих технологий и получать сравнительно недорогие изделия. В отечественном эскалаторостроении главным приоритетом всегда была высота подъема. Уже в 1935 г. первые эскалаторы были рекордными — 30 м, а дальше последовали 40, 50, 55, 65 м. Сегодня спроектирован эскалатор и на 75 м. Рекорды достигались за счет наращивания массогабаритных характеристик, а эскалаторы превратились в уникальные сооружения массой в сотни тонн. И хотя эти эскалаторы и называют серийными, серия из десятка однотипных машин в год — это фактически индивидуальное производство с соответствующим ему низким качеством. Идея сложить векторы мирового и отечественного эскалаторостроения родилась у нас около 20 лет назад, в период работы в СКБ эскалаторостроения (монополист по проектированию эскалаторов в СССР, ликвидировано в 1996 г.),а затем оформилась и была реализована в фирме «Конструктор». В итоге многолетнего поиска найдена оптимальная конструктивная схема, позволяющая сложить преимущества зарубежных и отечественных эскалаторов и перевести эскалаторостроение с традиционного пути, по которому, как по рельсам, можно двигаться лишь вслед за идущими впереди локомотивами, на «скоростное шоссе» технологий, проложенное ведущими отраслями промышленности: военно-промышленным комплексом, автомобилестроением и др. Только так можно догнать и перегнать мировых лидеров эскалаторостроения, и только на базе современных производств можно обеспечить конкурентоспособность наших эскалаторов на мировом рынке. Разработанный эскалатор ЭТХ имеет компактный привод с высокой тяговой способностью. Эта конструкция (а реализовано полтора десятка изобретений) универсальна в диапазоне высот подъема от 3 до 75 м и ориентирована на крупносерийное производство унифицированных (до 80%) машин: тоннельных эскалаторов метрополитенов, поэтажных эскалаторов и пластинчатых пассажирских конвейеров для аэропортов, супермаркетов, магазинов. В принципиально новой разработке интегрированы передовые достижения из разных областей современной техники: малогабаритные дисковые тормоза с гидроприводом, высококачественные малошумные гипоидные передачи, конечные планетарные редукторы колесных тракторов, гибкие пластинчатые вертолетные муфты, инерционные ремни безопасности и тормоз отката танковой пушки в функции аварийного ловителя лестничного полотна… Но новая техника не падет с неба в готовом виде подобно «манне небесной». Нужны современные технологии и производство, испытательные стенды и кропотливая работа специалистов — стартовая площадка, без которой разгон может растянуться на долгие годы. Первые шаги в новое эскалаторостроение, предпринятые киевским заводом «Большевик» и петербургской фирмой «Метроэск», столкнулись с технологическими сложностями, связанными, в основном, с ограниченными финансовыми возможностями предприятий. Но надо с оптимизмом смотреть в будущее: интерес к отечественной разработке проявил один из флагманов отечественной промышленности — «Кировский завод». Возможно, уже в ближайшее время марку «Кировец» будут носить не только тракторы и военная техника, но и современные эскалаторы и пассажирские конвейеры. Дата: 11.08.2004 В. К. Христич, Ю. В. Киреев "СтройПРОФИль" 5 (35)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||