|
|||||
1 стр. из 1 Вопросы комплексного подхода к решению проблем безопасности, а также создания единой интегрированной муниципальной телекоммуникационной инфраструктуры, специфики интеллектуализации жилья освещает начальник Управления научно-технической политики в строительной отрасли Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, д. т. н., проф. А. Н. ДМИТРИЕВ. В настоящее время проблемы комплексной безопасности жилья рассматриваются в следующих аспектах: Сами системы безопасности все теснее интегрируются в единую информационно-коммуникационную среду современных городов. Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества ХХI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, образования и работы. С целью развития электронного общества в России принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», в Москве действует программа «Электронная Москва». В рамках этих программ должны, в частности, решаться вопросы интеллектуализации и информатизации как жилых домов, так и муниципальных образований. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности города и горожан порождают новые проблемы — проблемы обеспечения информационной безопасности города. Кибертерроризм и киберпреступность — новые явления, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. В этой ситуации крайне актуальным становится разработка современной, учитывающей мировой опыт, системы информационной безопасности города, содержащей комплекс технических и организационно-административных мер. В Москве сейчас действует ряд ведомственных программ, решающих те или иные задачи по информатизации и повышению безопасности в жилом секторе. Среди них можно отметить: муниципальные — по оснащению подъездов домофонами и системами видеонаблюдения, «Инфогород», «Безопасность москвичей в жилом секторе» и т. д. Объекты нового строительства оснащаются системами противопожарной безопасности, домофонами, автоматизированными системами управления энергопотреблением, диспетчерскими системами, оптоволоконными линиями связи и др. Цель —создание единой интегрированной муниципальной телекоммуникационной инфраструктуры, имеющей стандартные протоколы обмена данными с единой системой доступа и защиты информации. Эта сеть, по экономическим соображениям, должна служить достаточно долго — до исчерпания своих пропускных возможностей, и проектироваться с запасом — с учетом будущих, не всегда предсказуемых, потребностей. Следует отметить, что социальная дифференциация возможностей доступа к таким информационным сетям становится общей проблемой для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная и для Москвы, получила название «проблемы информационного неравенства». Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам, независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу невозможно. Таким образом, международные, государственные и городские программные документы нацеливают нас на использование ИКТ не только при строительстве дорогого жилья, но и в секторе дешевого муниципального домостроения. А его объемы, например, в Москве сегодня составляют около 1/3 общего объема ввода в эксплуатацию всех объектов жилищного строительства. Известно, что потенциал внедрения интеллектуальных технологий в России составляет около $ 1,8 млрд. К такому выводу пришли эксперты, сопоставив данные Госкомстата, Госстроя, риэлторских и инвестиционных компаний. Однако самый большой «минус» рынку интеллектуальных зданий в нашей стране пока обеспечивает жилищное строительство. По оценкам экспертов, неиспользованный потенциал в этом секторе достигает $ 750 млн., т. е. примерно 40%. При этом эксперты предполагают, что сектор строительства элитного жилья (фото) дает не более 2,5% рынка «интеллектуальных зданий», а это означает, что потенциал интеллектуализации муниципального жилья составляют остальные 37,5% . Из чего складывается стоимость «интеллектуального здания»? Или каков процентный «вес» отдельных подсистем в общей стоимости «интеллектуального здания»? И потребители, и поставщики согласны со следующим порядком цифр: Согласно требованиям международного стандарта ИСО 16 484, системы автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования рекомендуется выполнять едиными для всего здания по модульному принципу системных технологий, предусматривая возможность подключения новых зон, областей контроля и управления. Если добавить еще стандарт TIE/EIE 862 по инфраструктуре, то можно заметить, что методы создания «интеллектуальных зданий» уже сформулированы и описаны. Таким образом, основной акцент в развитии «интеллектуальных зданий» массовых типов должен быть сделан на инновации в области ресурсосбережения, автоматизации и диспетчеризации. В чем же состоит специфика интеллектуализации дешевого бюджетного жилья? Оптимальная стратегия должна предусматривать закладку в массовые серии зданий на этапе строительства кабельной инфраструктуры, позволяющей осуществлять контроль доступа, противопожарные мероприятия, диспетчерский контроль за работой инженерного оборудования, техническими помещениями, ресурсопотреблением как на уровне дома, так и его секций. Кроме того, кабельная инфраструктура должна доходить до квартир, чтобы их хозяева в будущем, по мере появления финансовых возможностей, могли устанавливать те или иные элементы автоматики и подключаться в качестве пользователей к различным информационным сервисам. При этом, учитывая, что массовые серии жилых зданий (П44Т, КОПЭ, П3М) используются как для муниципального, так и для коммерческого жилья, кабельная инфраструктура должна, доходя до квартиры, иметь достаточную пропускную способность для обоих вариантов. Проиллюстрировать это можно на примере построения охранной системы на базе домофона «Цифрал» с расширенными функциями. Эта система контроля доступа в подъезды модифицирована в 2004 г. с учетом установки в квартирах датчиков контроля открытия входных дверей, а также возможности, по желанию жильцов, подключения дополнительных шлейфов охранной сигнализации. Через систему диспетчеризации соответствующие сигналы будут передаваться в городские службы для вызова оперативных подразделений. Далее, при появлении новых задач или потребностей, к ядру данной системы могут подключаться дополнительные модули и программные средства. Такой принцип позволяет распределить вложения инвестора по времени. Постепенно объем контролируемых параметров будет наращиваться, приближаясь к понятию «интеллектуального дома». На сегодня эта тема реализуется в строительстве офисных и служебных зданий и в коммерчерском строительстве жилья (фото 2). Опыт показывает, что ряд новых задач может быть успешно решен и в муниципальном строительстве. Например, контроль электропитания дает возможность в режиме реального времени проверить качество и количество подаваемой в дом электроэнергии, что позволяет вести статистику потребления, а также получать информацию о нарушении параметров электроснабжения дома (напряжения ниже/выше нормы, частота ниже/выше нормы, контроль утечки «фазы» на «землю»). Автоматизированный учет позволит контролировать утечки в системе фидеров, проводки и электрооборудования дома, а при выполняемой в настоящее время установке квартирных (многотарифных) электросчетчиков с телекоммуникационным выходом —автоматизировать учет и выписку счетов на оплату потребленной электроэнергии (АСКУЭ). Контроль расхода водыи тепла позволяет накапливать статистику потребления ресурсов квартирами и на ее основе не только оплачивать счета, но и более гибко управлять их подачей. В качестве датчиков могут применяться и уже устанавливаются сертифицированные водосчетчики с импульсным выходом, предоставляющие возможность в режиме реального времени получать информацию о потреблении воды квартирами и домом в целом. Расход теплоносителя определяется с помощью тепловычислителей, объединяемых по «интеллектульной» шине в сеть и подключенных к домовому контроллеру. Возможен контроль температуры в подъездах. Контроль протечек можно осуществить с помощью специальных контроллеров, расположенных в подвалах у вводов и стояков системы водоснабжения. Дальнейшее расширение системы возможно за счет установки датчиков на чердаках для обнаружения протечек кровли. Мониторинг протечек позволяет диспетчерской службе оперативно реагировать на аварийные ситуации, не дожидаясь сообщений жильцов и повреждения их имущества. Контроль доступа в технические помещения (СКД) предназначен для ограничения доступа в подвальные и чердачные помещения дома, а также контроля посещения данных объектов работниками коммунальных служб. Сегодня сигнал о доступе или проникновении в технические помещения немедленно поступает в центральную диспетчерскую, а при необходимости может поступать и в службу охраны. Расширение СКД позволит контролировать доступ в подземный гараж или на автостоянку (при их наличии) жильцами и посетителями и при необходимости автоматически выставлять счета за пользование гаражом. СКД строится на базе технологии бесконтактного доступа Proximity с применением пластиковых карт и автомобильных меток доступа. Контроль и управление лестничным и наружным освещением вокруг домов позволяет сократить расход электроэнергии в ночное время и полностью устранить его в дневное время. На многих объектах система управления уже реализована с применением датчиков наружной освещенности, но датчики движения пока применяются крайне редко — их заменяют устройства кратковременного включения освещения (УКВО). Эффективнее — определить в подъезде наиболее темное место, по которому система, в свою очередь, определит необходимость подачи/снятия питания на лампы или светодиоды лестничных пролетов, разработанные в 2003 г. по заказу ОАО «МКМТ» и Департамента градостроительной политики. Освещение на конкретной площадке включается по сигналу от микроволнового датчика движения и длится в течение времени, необходимого для открытия двери жильцом. При движении по лестнице система может обеспечить режим бегущей волны, включая свет до прибытия человека на этаж и выключая после его ухода с этажа. Сигнал от датчиков движения может быть также использован в системе охранной сигнализации и охранного видеонаблюдения. Удаленный контроль над датчиками пожарной сигнализации. Контроль срабатывания тепловых и или дымовых датчиков и мониторинг исправности пожарных станций позволит более оперативно и, главное, оправданно, чем нынешние системы типа ППСДУ-32, вызывать пожарную охрану при возникновении опасных ситуаций в доме. Многое из описанного выше уже осуществляется, и элементы «интеллектульных зданий» в массовом жилье уже начали воплощаться в новом строительстве. Там же, где этого пока не происходит, вместо необходимого максимального удешевления муниципального жилья в недалеком будущем произойдет его удорожание, поскольку встраивание новых систем в существующие здания окажется существенно дороже, чем их закладка на этапе строительства. Об этом свидетельствует и мировой опыт. Нельзя забывать и о том, что создание информационно-коммуникационной инфрастуктуры для обслуживания массовых возводимых зданий позволит сократить затраты на содержание обслуживающего персонала в ЖЭКах, ДЭЗах, обеспечит владельцам квартир скидки при страховании зданий и квартир, предоставит возможность доступа на современном уровне к многообразным информационным сервисам, способствующим в том числе и повышению безопасности проживания. С помощью ИКТ могут быть решены задачи качественного преобразования сложившейся технологии и организации коммунального обслуживания в направлении увеличения сроков эксплуатации жилищного фонда, повышения безопасности проживания, создания условий для дальнейшего снижения издержек, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и, в конечном итоге, обеспечения инвестиционной привлекательности ЖКХ. Дата: 11.08.2004 по материалам редакции "СтройПРОФИль" 5 (35)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||