Послание губернатора

1 стр. из 1

9 июня с ежегодным посланием Законодательному Собранию губернатор В. И. Матвиенко выступила впервые. По закону, в течение месяца депутаты должны его рассматривать. После этого будет разработан закон, содержащий, по словам председателя ЗакСа В. А. Тюльпанова, систему целей развития Петербурга на перспективу и предстоящий год. Мы публикуем сегодня выдержки из послания губернатора, касающиеся целей и задач, стоящих перед инвестиционно-строительным комплексом.

Градостроительная политика

Наша задача — завершить формирование Генерального плана развития города в текущем году. Этот важнейший документ не должен быть кулуарным продуктом одной, пусть даже очень профессиональной, группы специалистов. Он должен стать предметом общественных дискуссий с участием широкого круга горожан, обязательно пройти рассмотрение в ЗакСе. Только тогда мы получим осмысленную градостроительную политику в нашем уникальном городе, навсегда уйдем, наконец, от пресловутой уплотнительной застройки. В одночасье, как нам бы хотелось, мы не можем решить эту проблему. Мы не можем остановить строительство жилья, в котором очень нуждается город. Мы должны пережить переходный этап до подготовки новых территорий под строительство. Администрация возьмет на себя систематизацию и обеспечение прозрачности всех процедур в сфере строительства, а также ответственность за наращивание его объемов. В частности, к 2007–2008 гг. мы должны достичь показателя ввода жилья в размере 3 млн. кв. м.

Но прежде необходимо решить целый ряд неотложных проблем. В первую очередь — обеспечить равный доступ строительных компаний к земельным участкам.

Конечно, основным видом торгов являются торги по полному пакету. Но процесс подготовки полного пакета длителен. Именно поэтому мы приняли постановление Правительства о привлечении бизнес-структур на конкурсной основе к подготовке документации, что должно заметно активизировать процесс торгов.

Далее будет ускорена подготовка новых обеспеченных территорий для массового жилищного строительства, строительство головных источников для наращивания мощностей по электроэнергии, теплу, воде. Принято решение направлять на цели развития инфраструктуры не менее 70% средств, собранных от застройщиков.

В городе по-прежнему дефицит крупных инвестиций. Мы практически исчерпали внутренние инвестиционные резервы и столкнулись с острой необходимостью привлекать внешние инвестиционные ресурсы других регионов и стран.

В день города мы заложили камень на месте строительства нового жилого квартала с привлечением инвестиций Московской инвестиционной компании в рамках проекта по расселению пятиэтажек в 18-м квартале Фрунзенского района. В работе находится проект комплексного освоения участка почти в 300 гектар в Красносельском районе группой китайских инвесторов. Объем инвестиций китайской стороны в этот проект может составить порядка $1 млрд.

Политика в сфере обеспечения жильем

В ЗакС внесен проект закона «О содействии гражданам в улучшении жилищных условий в Петербурге», который подразумевает разделение существующей очереди (на добровольной основе) на тех, кому полагается бесплатное жилье, и тех, кому будет оказана помощь в софинансировании из городского бюджета с привлечением собственных средств очередников. Я прошу депутатов в первоочередном порядке принять этот закон на весенней сессии.

Правительство приняло постановление «О порядке выделения субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий» (т. е. очередникам), в соответствии с которым размер субсидий может составлять до 40% стоимости жилья.

Ипотека — ключ в собственную квартиру для среднего класса, для молодых семей. Вдумайтесь: за 2001–2003 гг. в городе было выдано всего лишь 400 кредитов, что недопустимо мало для такого крупного города. Без реальной ипотеки все разговоры о поддержке среднего класса являются не более чем политической риторикой. Вот почему мы без промедления создали ипотечное агентство, подписали Соглашение с аналогичным федеральным агентством. Заключили соглашения с 24-мя ведущими банками, работающими в городе, которые взяли на себя конкретные обязательства по количеству, условиям и срокам выдачи кредитов. Сроки, кстати, — 10–15 лет. До конца года по нашим расчетам должно быть выдано 1500 кредитов на покупку жилья на сумму до 1-го млрд. рублей. В первую очередь — очередникам, бюджетникам, молодым семьям.

Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства

О проблемах я уже сказала, теперь о путях выхода из кризисного состояния.

К 2004 г. сложилась ситуация, при которой дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства возможно лишь на основе его коренного реформирования. Правительством утверждена соответствующая концепция.

Цель всех преобразований в системе управления жилищным хозяйством Петербурга ясна и понятна: повысить качество предоставляемых услуг, решительно улучшить условия жизни людей. Для нас это не лозунг, а цель. Для ее достижения требуется реализация целого комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:
 -  повышение эффективности системы управления жилищным хозяйством, эффективности и прозрачности финансовой политики (до конца года мы реформируем жилищные агентства);
 -  формирование конкурентной среды;
 -  оптимизация расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, стимулирование энерго- и ресурсосбережения;
 -  повышение эффективности социальной политики, повсеместный переход к адресной поддержке населения с внедрением персонифицированных счетов на основе «Карты горожанина»;
 -  утверждение четких стандартов по всем видам оказываемых услуг;
 -  привлечение населения к управлению объектами жилищного фонда путем стимулирования создания объединений собственников жилья и общественных объединений граждан (домовых комитетов).
 
Мы энергично работаем над созданием нормативно-правовой базы, которая станет фундаментом для последующих преобразований практически во всех отраслях городского хозяйства в 2005–2007 гг. и на период до 2010 г.

Необходимо переходить к прямым договорным отношениям между потребителем и организациями, оказывающими услуги. Чтобы рынок оказания коммунальных услуг развивался, нужны экономически обоснованные тарифы. И я благодарю депутатов ЗакСа за поддержку законов по утверждению новых тарифов. Теперь важно добиться качественного улучшения обслуживания жилого фонда в соответствии со стандартами, утвержденными Правительством, привести в порядок кровли, подвалы, фасады, парадные, благоустроить дворы. Но и сами горожане должны беречь свое и государственное имущество. Мы обязаны вместе сделать все, чтобы остановить бытовой вандализм, который уже приобрел угрожающие масштабы. Ежедневно выводятся из строя лифты, выбиваются стекла и двери, уничтожаются почтовые ящики, крушатся парадные.

Масштаб того, что предстоит сделать в сфере городского хозяйства, трудно переоценить. Работы — непочатый край. Главное — двигаться вперед комплексно, системно, с четко выверенным алгоритмом действий.

Приоритетной задачей мы считаем модернизацию и развитие инженерных сетей и головных источников, внедрение новых энергоэффективных и ресурсо-сберегающих технологий, обеспечение учета потребления.

В 2005–2007 гг. намечено увеличить в среднем в 3 раза капитальные вложения в модернизацию и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, в строительство новых головных источников.

Правительством Петербурга разработаны и уже внедряются программы развития систем водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения города, готовится программа реконструкции и нового строительства объектов энергетики и инженерной инфраструктуры в зоне деятельности ОАО «Ленэнерго». Это позволит активизировать новое строительство на инженерно-подготовленных территориях, в районах планируемой жилой застройки, способствовать решению проблем присоединения новых потребителей к сетям и источникам.

Для успешного развития городского хозяйства необходимо создать инвестиционно привлекательные условия для представителей крупного, среднего и малого бизнеса в этой сфере.

Большинство проектов модернизации жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными, но непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций связана, в том числе, с отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования тарифов.

Финансовое оздоровление отраслей городского хозяйства требует развития отношений частно-государственного партнерства и активного привлечения инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Уже в 2004 г. подписаны:
 -  трехстороннее соглашение между Санкт-Петербургом, РАО ЕЭС и ОАО «Ленэнерго» о реформировании энергетического комплекса ОАО «Ленэнерго»;
 -  соглашение о стратегическом сотрудничестве Санкт-Петербурга с ОАО «Газпром»;
 -  соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО ЕЭС и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга.
 
Стратегическое партнерство Петербурга с организациями крупного бизнеса направлено на обеспечение надежности энергоснабжения города, снижение издержек и развитие инженерно-энергетического комплекса города.

Решение транспортной проблемы требует масштабного видения города как единого социально-пространственного комплекса. Основные изменения в сфере пассажирского транспорта в 2004–2005 гг. коснутся инвентаризации и оптимизации маршрутной сети, обновления подвижного состава, достижения разумного баланса между социальными и коммерческими перевозками населения.

Уже в 2004 г. за счет дополнительных доходов бюджета запланировано приобретение около 300 автобусов и 50 трамваев, которые предназначены для обслуживания социальных маршрутов. За счет внутренних резервов транспортных предприятий на социальные маршруты дополнительно выведено более 100 автобусов.

До конца июня 2004 г. будет восстановлено долгожданное движение между станциями метро «Лесная» и «Площадь мужества». В первом квартале 2005 г. должна быть введена в эксплуатацию станция «Комендантский проспект», в 2006 г. — «Парнасская». Необходимо более быстрыми темпами строить новые линии метро. Ежегодно на эти цели требуется выделять не менее 3 млрд. рублей.

Добиться комфортных условий жизни для горожан невозможно без создания благоприятной экологической обстановки.

Признаем, что недопустимо мало внимания мы уделяли до сих пор сохранению чистоты атмосферного воздуха, водных бассейнов Невы и Финского залива, сбору, переработке и утилизации бытовых и иных отходов.

Вода и воздух в нашем городе должны быть чистыми, от этого зависит наше с вами здоровье и здоровье будущих поколений. Для сокращения выбросов и снижения уровня загрязнения воздушной среды (более 80% загрязнений в атмосферу Петербурга поступает от автотранспорта) необходимо продолжить строительство транспортных развязок, развивать систему управления дорожным движением, выводить грузовой транспорт из центра. В этих целях принято постановление городского правительства «О реализации комплексной схемы организации дорожного движения в Петербурге».

Нами разработан комплекс мероприятий по созданию системы обращения с отходами производства и потребления. Это позволит уже в 2005 г. обеспечить полный учет образователей отходов, создать электронную систему контроля за перевозчиками мусора, избавить город от несанкционированных свалок, отладить систему приема вторичного сырья, что, в конечном итоге, позволит улучшить экологическую обстановку в городе, навести чистоту и порядок на городских территориях. Мы должны вернуть нашему городу славу самого чистого города в России.

Очень важным является сокращение сброса неочищенных стоков. Программа строительства очистных сооружений, которую сейчас реализует «Водоканал», позволит обеспечить к 2006 г. очистку более 80% сточных вод, а к 2008 г. выйти на 100% очистку, превратив Петербург в полностью канализованный и очищаемый мегаполис.

Основные направления развития его дорожного хозяйства на 2004–2008 гг. определяются совместными решениями правительства Петербурга и Правительства РФ, закрепленными в Соглашении, подписанном в ноябре 2003 г., между Минтрансом и правительством города «О взаимодействии в сфере безопасного функционирования и устойчивого развития транспортного комплекса Петербурга».

Ключевыми задачами на предстоящий период являются: ввод к 2008 г. первой очереди Кольцевой автодороги как главного структурообразующего элемента в формировании качественно новой схемы магистральных дорог, строительство отсутствующих участков центральной дуговой магистрали с созданием «второго» транспортного кольца, реконструкция и строительство ряда набережных и дорог непрерывного движения вокруг исторического центра, формирование радиальных связей из центра к Кольцевой дороге с выходом на автомобильные дороги федерального значения. Приоритетной будет задача строительства Западного скоростного диаметра.

Это позволит решить проблему гармоничного и пропорционального перераспределения транспортных потоков по уличной дорожной сети, создать эффективную и современную систему управления дорожным движением, максимально упорядочить транспортную ситуацию, максимально приблизив ее по уровню управления к западным аналогам.

Для человека нет ничего важнее среды обитания: это чистая лестница и горячие батареи зимой, убранный двор и благоустроенный сквер, чистая вода и исправленный лифт, дорога без колдобин и вовремя приходящий автобус. Так решительно и радикально мы взялись за сферу ЖКХ и городского транспорта потому, что отчетливо понимаем: ни о европейских стандартах качества жизни, ни о социальном оптимизме людей и мечтать не приходиться до тех пор, пока среда обитания не станет по-настоящему комфортной.

Дата: 16.08.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!