Кто и как голосует за строителей?

1 стр. из 1

Интервью вице-президента, директора Общественного объединения «СоюзПетроСтрой» Л. М. КАПЛАНА.

— Лев Моисеевич, какие в последнее время произошли события, влияющие на развитие строительного комплекса?

— В основном стоит говорить о новых законодательных инициативах, которые дают предприятиям дополнительные возможности для развития. Это, например, закон о саморегулировании. При его появлении совсем по-другому прозвучит вопрос о лицензировании строительной деятельности. Но закон еще не принят, поэтому к нему можно пока только присматриваться. В целом он достаточно хорош как для Петербурга, так и для любого региона страны. Тем не менее, с введением закона для Петербурга возникнет проблема. Состоять она будет в том, что федеральный центр, заботясь в первую очередь о собираемости налогов, все больше и больше налогов «забирает» в центр. Например, налоги на рекламу, на казино. Из-за изменения налоговой политики уже в ближайшее время город недополучит около 7 млрд. рублей. В такой ситуации можно понять и губернатора В. И. Матвиенко, которая прямо заявляет, что с подобными изменениями выполнить ранее данные горожанам обещания просто нереально.

— Скажите, а в Правительстве эти вопросы знают?

— Безусловно, эти вопросы известны, но решения ни по одному до сих пор нет. При этом очевидно, что, если бы, например, вопросы разграничения собственности были решены более четко, то и поступления в бюджет шли бы более эффективно. Все понимают, что решить эту проблему сегодня невозможно, поскольку нет разграничения земель с точки зрения городского и федерального подчинения. Это один из важнейших вопросов, который представители городского бизнес-сообщества регулярно поднимают на всех встречах с властью.

— Прошла конференция «Петербург. Горожане. Строительство». Насколько актуальны вопросы, обсуждавшиеся на ней?

— К величайшему моему огорчению, на этой конференции обсуждалось все, кроме взаимоотношений, обозначенных в названии сторон — городских властей, строите-лей и, собственно, жителей Северной столицы. Полемика развернулась фактически вокруг итогов проведенных городских торгов по «короткому» пакету. Руководители Комитета по строительству заявили во всеуслышанье, что все прошло удачно и что проводить торги теперь будут регулярно. Но, например, если посмотреть перечень документов, предоставляемых в этих полупакетах, то в нем предполагается справка от Комитета по инженерному оборудованию и энергетике. Ее суть в том, что в будущем все дома должны будут обеспечиваться городскими службами необходимой инженерией. При этом в выступлениях представителей «Ленэнерго», руководства ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», руководства кабельных сетей не было того оптимизма, который демонстрировали представители власти. Более того, все они в один голос заявляли, что никто к ним с вопросами: достаточны ли для нового строительства мощности — просто не обращался! К примеру, Ф. В. Кармазинов, директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», сразу заявил, что лоты, проданные на участки в Шувалово, не обеспечены ни водоснабжением, ни канализованием.

— А как Вы оцениваете проведенные торги?

— На мой взгляд, технология проведения торгов оказалась практически неподготовленной! Представителей строительных компаний убеждали, что наличие «полупакетов» — временная мера, исключительный случай. А сейчас уже есть вероятность, что подобное станет постоянным. Ряд банков, с которыми мы постоянно проводим консультации, в один голос заявили, что под шесть лет аренды они никаких кредитов давать не намерены. Кому верить? И ко всему этому организаторы торгов вновь, как и в прежние времена, рассчитывают заставить строителей вновь ходить и мучаться по различным инстанциям для утверждения и согласования всевозможных бумаг!  Самое страшное то, что организация, заплатившая $9 млн. по одному объекту, $6 млн. по другому, не имеет надежных гарантий от властных структур! Это будет висеть над каждым застройщиком, который рискнул приобрести пакет на торгах. Что станет результатом? Чтобы как-то вернуть вложенные деньги, владельцы пакетов вынуждены будут собирать дольщиков еще до начала строительства. Но если сейчас дольщики собираются хотя бы под уже построенные стены, под первые этажи здания или хотя бы фундамент, то при таком ведении дела дольщики не увидят ничего — ни забора, ни котлована. А если строители зафиксируют цену, то они впоследствии откровенно на этом «горят» — стоимость жилья растет до 40% в год. В целом сегодняшний вариант торгов не решает ни одной проблемы. Два с половиной года город «проспал» — не готовился к Земельному кодексу, и вот — «жареный петух клюнул», поскольку ИТК в июне благополучно прекратила свою деятельность. И чтобы спасти положение (изоб-разить хорошую мину при плохой игре), чиновники придумали этот полупакет. Это преступление. Я считаю что торги провалились! А благодушие, которое демонстрируют чиновники, — просто наигранное. Ни в собственность, ни в долгосрочную аренду отдать землю нельзя. Пока есть задел, есть запас «пятен» для застройки, мы как-то в этом году продержимся, но нужно срочно бросать все силы и ресурсы на то, чтобы урегулировать этот процесс. Конечно, застройщикам придется принимать какие-то решения. Ведь крупные застройщики прорабатывают сейчас планы не только на 2005 г.,а на 2006–2007 гг. — они не могут остановиться на достигнутом. Но и покупать полупакеты они тоже не будут. Особенно по тем стартовым ценам, которые были заявлены. Кстати говоря, статистика такова, что крупные компании (8–9 крупнейших) строят в городе 51% жилья, всё остальное строят средние компании, которым вообще не под силу все эти игры.

— Получается, что строителям не оставляют другого выбора, кроме поиска мест под застройку вне города?

— Пожалуй, так оно и есть. В последнее время губернатор Ленобласти В. Сердюков неоднократно обращался к строителям с очень важными предложениями. Он предлагал в радиусе 60–90 км от Петербурга строить жилье, в том числе и по немаловажной причине — в области идет активное строительство промышленных предприятий. А жилья для работников этих предприятий не хватает! При проведении консультаций с правительством области было достаточно четко заявлено, что область будет проводить последовательный курс на активное строительство жилья. При этом одним из привлекательных условий сотрудничества строителей и власти остается то, что область либо бесплатно возводит инженерную инфраструктуру, либо организует возведение этой инфраструктуры за $ 10 отчислений. Это намного выгоднее, чем в Петербурге. И, думаю, строители отзовутся на предложения областного руководства. Не только питерские, но и московские. Хотя ведут они себя очень осторожно — просто опасаются входить в конфликт с городской властью.

Дата: 16.08.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!