Представляем Тоннельную ассоциацию России

1 стр. из 1

Тоннельная ассоциация России (ТАР) — это общественная организация, проводящая работу среди строителей подземных сооружений. Мы обратились к первому заместителю председателя правления ТАР, академику академии горных наук, доктору транспорта С. Н. ВЛАСОВУ.

— Уважаемый Сергей Николаевич, скажите, пожалуйста, кто входит в ТАР и когда она была создана?

— Идея объединить организации, занимающиеся строительством тоннелей и подземных сооружений, зрела давно, еще в советское время. Наконец, в феврале 1990 г. была создана Всесоюзная ассоциация тоннельщиков в рамках Союза научных и инженерных обществ (ранее НТО). Она объединила организации и отдельных специалистов, работающих в области научных исследований, проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений различного назначения — транспортного, гидротехнического, коммунального.

В 1995 г. организация была зарегистрирована Министерством юстиции как Тоннельная ассоциация России. Коллективными членами являются крупнейшие российские структуры по проектированию и строительству тоннелей и подземных сооружений, конструкторские бюро, научно-исследовательские и академические институты, зарубежные фирмы. Всего ТАР объединяет более 90 организаций из 35 городов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Германии, Австрии и Канады.

— Какова же организационная структура ассоциации?

— По новому Уставу основу Тоннельной ассоциации России составляют отделения (в субъектах РФ и регионах), представительства (на предприятиях) и члены ТАР (физические лица).

На предприятиях и в организациях, занимающихся проектированием, строительством, эксплуатацией, научными исследованиями и преподаванием дисциплин в области тоннелей и подземных сооружений, организованы представительства ТАР — первичные структуры, объединяющие специалистов-тоннельщиков, а сами предприятия или организации на договорной основе оказывают финансовую поддержку ассоциации в развитии уставной деятельности.

Региональные отделения могут осуществлять свою деятельность в двух формах: в качестве отдельного юридического лица с собственным уставом и в качестве организации, не являющейся юридическим лицом и выступающей на общественных началах. В обоих случаях региональные отделения координируют работу представительств на предприятиях.

— Какие цели ставит ассоциация?

— Ее задачей является содействие (разными формами и методами) ускорению научно-технического прогресса, повышению эффективности и качества проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений. Реализация этой главной цели осуществляется на многих направлениях: организация и проведение научно-технических конференций, совещаний, встреч по различным вопросам, интересующим организации и специалистов, объединенных в ассоциацию; разработка различных нормативных документов (правил, инструкций, рекомендательных норм и пр.); проведение (с привлечением высококвалифицированных специалистов) вневедомственных экспертиз проектов по промышленной безопасности, а также экспертиз строительства различных подземных сооружений и тоннелей, и консультирование по научно-техническим и экономическим вопросам; информационное обеспечение членов ассоциации различными научно-техническими и коммерческими материалами через Информационно-издательский центр «ТА Инжиниринг» и журнал ассоциации «Метро и тоннели»; сотрудничество с Международной тоннельной ассоциацией и другими зарубежными ассоциациями и фирмами.

Потребность в такой работе все время возрастает, т. к. на железных и автомобильных дорогах расширяется тоннельное строительство, продолжается сооружение метрополитенов, в городах активно ведется освоение подземного пространства, прокладываются сотни километров инженерных коммуникаций, строятся подземные гаражи и склады, а на сооружаемых транспортных трубопроводных системах пересечение водных и горных преград осуществляется через тоннели.

— Расскажите о наиболее крупных мероприятиях, проведенных ассоциацией в последнее время?

— Еще в 1998 г. в Санкт-Петербурге была проведена одна из первых в России международных конференций по освоению подземного пространства. В ней участвовало более 250 человек из разных регионов страны и из-за рубежа. На конференцию приехали члены Исполнительного Совета Международной тоннельной ассоциации. Были определены основные направления работы по освоению подземного пространства в крупных городах.

Тоннельная ассоциация совместно с выставочной компанией «Глобал Экспо» при поддержке Госстроя РФ и правительства Москвы стала инициатором проведения в марте 2004 г. I Международной выставки «Поземный город-2004» и научно-практической конференции «Городские подземные сооружения — опыт и возможности освоения подземного пространства на коммерческой основе». Цель этих важных мероприятий: на основе достигнутого опыта показать существующие достижения и пути расширения подземного строительства в городах с привлечением инвесторов.

— Как реализуются другие направления работы?

— Одной из форм привлечения членов Ассоциации в решении профессиональных вопросов стала организация временных коллективов под руководством научно-технического экспертного совета для проведения консультаций, составления заключений, экспертиз по промышленной безопасности. Большая работа в этом направлении была проделана на строительстве тоннелей в Лефортово (Москва), в зоне «Размыв» петербургского метрополитена, по ряду объектов Южной горно-строительной компании «Бамтоннельстроя» в Краснодарском крае и др.

К выработке новых нормативных документов привлечен широкий круг профессионалов-тоннельщиков. Разработаны и действуют «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений», утвержденные Госгортехнадзором России в 2001 г. Это коллективный труд многих организаций и специалистов, занимающихся подземным строительством: «Мосметрострой», «Метрострой Санкт-Петербурга», «Ленметрогипротранс», «Бамтоннельстрой», «Трансинжстрой», «Мосинжстрой», ГПР-1, ряда проектных институтов.

Совместно с Корпорацией «Трансстрой», ОАО «Метрогипротранс» и НИЦ ТМ закончена разработка СНиП и СП по проектированию и строительству метрополитенов. В 2003 г. составлены и разосланы членам ассоциации «Рекомендации по устройству опережающих сводов из труб при проходке тоннелей».

В связи с расширением применения тоннелепроходческих комплексов с активным пригрузом забоя для работы в сложных инженерно-геологических условиях созданы «Рекомендации» по их выбору и применению. Мы считаем, что это важный документ, который после издания будет разослан.

Разработаны некоторые другие документы, но работа должна быть продолжена.

— Скажите, а как вы информируете членов ассоциации о новостях тоннельного строительства?

— Информация для членов ТАР имеет большое значение. Сегодня можно сказать, что главным средством общения стал научно-технический и информационный журнал «Метро и тоннели». Мы стремимся выполнять положение Устава о том, чтобы каждый индивидуальный член ТАР получал это издание и чувствовал себя причастным к делам ассоциации. Однако некоторые отделения и члены ТАР недостаточно активно сотрудничают с журналом. По нашему мнению, надо исходить из положения, что ни один разработанный проект, ни одно строительство тоннельного объекта не должно быть обойдено. Ассоциация должна стать центром, где собирается вся информация на эту тему.

— Что Вы можете сказать о работе Петербургского регионального отделения ТАР?

— Прежде всего это одно из больших отделений. Оно насчитывает 56  индивидуальных членов, представляющих 16 организаций. Метростроители Санкт-Петербурга стояли у истоков создания Тоннельной ассоциации. Длительное время это отделение возглавлял и проводил большую работу д. т. н., профессор Санкт-Петербургского университета путей сообщения Д. М. Голицынский. На последнем заседании отделение возглавил д. т. н., генеральный директор ОАО «Ленметрогипротранс» Н. И. Кулагин. Говоря о проводимой работе, хотелось бы остановиться на двух главным моментах.

Это, во-первых, участие петербургских специалистов в оценке и выработке мероприятий по ликвидации аварийной ситуации в тоннелях метро между ст. ст. «Лесная» и «Площадь Мужества». Как известно, по реализации этого проекта было много споров, и члены ТАР отстояли свои предложения.

Второе направление — это организация профессиональной аккредитации специалистов. Эту работу возглавляет и проводит заместитель руководителя отделения, к. т. н. В. А. Ногин, который ее организовал на хорошем профессиональном уровне.

В течение почти 15-летнего периода большую помощь и поддержку в организации и проведении мероприятий Тоннельной ассоциации России и ее Петербургского отделения осуществлял генеральный директор ОАО «Метрострой Санкт-Петербурга», академик Академии транспорта В. Н. Александров. На очередной отчетно-выборной конференции в Москве он был избран заместителем председателя правления ТАР.

Дата: 16.08.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!