|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Задать ритм дорожно-строительным работам и большей частью их механизировать позволяют такие основные машины, как экскаваторы и бульдозеры. История применения бульдозеров и экскаваторов берет начало еще в конце 19 — начале 20 вв. С тех пор эти машины претерпели значительные изменения, стали более производительными, оснащены электронной и компьютерной техникой, сохранив за собой ведущее место в земляных работах при строительстве. Рассмотрим наиболее современные оте-чественные машины для земляных работ, пока условно не принимая во внимание, что в большинстве случаев настоящее российское машиностроение использует готовые узлы и агрегаты западного производства (чаще из-за влияния западного капитала на предприятии, чем из-за отсутствия эквивалентного отечественного). Стоит при этом отметить, что наличие импортной автоматики, гидравлики, эргономичных рабочих мест машинистов расценивается потребителями как положительное свойство машины. На настоящий момент на рынке Северо-Запада, как в целом и всей России, широко представлены экскаваторы отечественных и зарубежных производителей. Среди предприятий, производящих экскаваторы в России и странах СНГ, следует отметить ОАО «Тверской экскаваторный завод», ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс», ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец», ОАО «Тяжэкс», ЗАО «Тверской ЭМЗ», ГУП ПО «Уралвагонзавод», ГУП «Омсктрансмаш», ОАО «Донецкий экскаватор», ОАО «Борэкс», ГП «Ударник» и ОАО «Сарэкс». В таблице 1 кратко представлены характеристики основных моделей отечественных экскаваторов. Табл. 1. Основные модели отечественных экскаваторов
Большинство иностранных производителей на нашем рынке представляют большие линейки своей продукции, среди них такие фирмы, как: Caterpillar Ltd., Hitachi Construction Machinery Co Ltd., Atlas Weyhausen Gmbh, Liebherr, JCB, Case, Komatsu, Hyundai, Volvo, Orenstein & Koppel AG, Daewoo. В общем виде для Российских предприятий-производителей на настоящий момент свойственны все основные тенденции, присущие мировому уровню, а именно: расширение типоразмерного ряда и номенклатуры машин, многовариантное исполнение машин и стремление к их универсализации (повышению функциональности). Линейкам ЕК (12,14,18) — на пневмоколесном ходу и ЕТ (14,18,25) — на гусеничном ходу Тверского экскаваторного завода присущи более компактное размещение элементов и узлов силовых агрегатов, наличие изменяемой геометрии стрелы (например ЕК-12), высокая комфортабельность рабочего места оператора и высокая транспортная скорость (для пневмоколесных экскаваторов). Кроме того, данные машины оснащаются дополнительным сменным рабочим оборудованием, таким как погрузочный (пятичелюстной) и копающий грейферы, рыхлитель, гидромолот, гидроножницы, бетонолом. Экскаватор ЕК-270-03 Экскаватор ЕК-270-03 (производства «Кранэкс», модельная серия 2002 г.,) отличает возможность трехвариантного исполнения (с рукоятью 2,4 м, 3,2 м или 4,2 м), базовый объем ковша в 1,2 куб. м обеспечивает время цикла от 12 с и производительность порядка 280 куб. м/ч. При этом данный экскаватор может оснащаться гусеничными лентами различной ширины (600, 800 или 1200 мм), позволяющими при массе экскаватора до 31 тдостигать давления на опорную поверхность до 0,28 кг/кв. см (при ширине ленты в 1200 мм). Экскаватор ЕК-400-03 Также в этой серии ОАО «Кранэкс» выпускает экскаватор ЕК-400-03, исполняемый с рукоятью 2,9 м или 3,4 м,общей массой порядка 40 т; производительность — до 340 куб. м/ч при базовом ковше в 1,9 куб. м и времени цикла от 15 с. Данные модели могут быть оснащены 12 моделями ковшей различного объема и назначения, а также грейфером и другим оборудованием, оснащенным системой быстросъемного крепления. Следует отметить, что большинство западных фирм выпускает только гидравлические экскаваторы. У нас все еще востребованы (и давно зарекомендовали себя в эксплуатации) канатные экскаваторы, например, выпускающиеся сейчас фирмой «ЭКСКО» машины ЭО-5116-1 и ЭО-5119. Так, экскаватор ЭО-5119, являясь полноповоротной, одномоторной (дизельной) машиной с гибкой подвеской рабочего органа, может быть выполнен со следующим сменным оборудованием: прямая и обратная лопата, драглайн, грейфер, шаровый и клиновой рыхлитель, сваебойная установка. При этом данная машина позволяет заменять рабочее оборудование в полевых условиях, непосредственно на месте эксплуатации. Экскаватор ЭО-5225, выпускаемый ОАО «Вэкс», способен выполнять комплекс различных земляных работ в коммунальной, дорожно-строительной, добывающей и нефтегазовой отраслях. В базовой комплектации данная машина оснащается ковшом (обратная лопата) вместимостью 1,85 куб. м, а также может комплектоваться сменным ковшом емкостью 2,0 куб. м для разработки тяжелых грунтов (прямая лопата). При этом оборудование монтируется на верхнюю часть поворотной платформы, что увеличивает высоту копания и высоту выгрузки, а в сочетании с повышенной мощностью дизельного двигателя и насосной установки повышает на 30–35% техническую производительность экскаватора. Конструктивные решения и изменения, внесенные в конструкцию ходового устройства и поворотной платформы, позволили увеличить число оборотов платформы и максимальную скорость хода, что снизило до 20 с продолжительность рабочего цикла машины и до 0,75 кПа давление на грунт. Экскаватор ЭО-5225 может оснащаться таким сменным навесным оборудованием как: обратная лопата с основным ковшом; обратная лопата с удлиненной и укороченной рукоятью; прямая лопата с основным и увеличенным ковшом; погрузочное оборудованием с раскрывающимся ковшом; зуб-рыхлитель; грейферное оборудование с двучелюстным и многочелюстным грейфером; грейфером на напористой штанге «стена в грунте»; гидромолот на базе обратной и прямой лопаты; бурильное оборудование (буровая насадка); гидроножницы; оборудование для обрушения сносимых зданий и сооружений; профильный ковш для раскопки труб большого диаметра; ковш обратной лопаты для разработки мерзлых грунтов без предварительного рыхления. Кроме экскаваторов, до половины всех земляных работ выполняют бульдозеры, которые «задают ритм» при устройстве насыпей и выемок, при подготовительных и планировочных работах. Основой любого бульдозера, по нашим стандартам, являются трактора общего пользования — от таких как МТЗ до Кировца. В настоящий момент на рынке Северо-Запада представлены бульдозеры следующих основных производителей: ЗАО «Петербургский тракторный завод», ОАО «Челябинский завод дорожных машин», ОАО «Промтрактор», ОАО «Волгоградский тракторный завод», АО «Могилевский автомобильный завод». Бульдозер Б10М.1111ЕР Челябинские бульдозеры отличаются постоянной модернизацией, что указывает на последовательную и планомерную работу менеджмента компании, направленную на совершенствование продукции. Так, например, бульдозер Б10М.1111ЕР на базе трактора Т10 (Т-170) отличает использование длинноходовых гидроцилиндров, что позволило снизить давление в системе (по сравнению с предыдущими моделями), а также использование конструктивно нового полусферического отвала и новая более удобная с точки зрения обслуживания компоновка отсека двигателя. Максимальное тяговое усилие бульдозера достигает порядка 15,5 кгс, в трансмиссии бульдозера использована восьмискоростная коробка передач. Бульдозер Т25.01 производства АО «Чебоксарского завода промышленных тракторов» отличает модульная конструкция всех узлов и систем промышленного трактора: трансмиссии, ходовой системы, рабочего оборудования, системы охлаждения трактора, кабины и управления трактором — все это позволило значительно упростить проведение технического обслуживания и ремонта машины. Этот бульдозер выполнятся в модификациях Т-25.01К с двигателем Cum-mins КТА19-E (шестицилиндровый рядный четырехтактный дизель с турбонаддувом) или в модификации Т-25.01Я с двигателем Ярославского моторного завода (четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, двенадцать цилиндров, расположение цилиндров V-образное, угол развала — 90°). Бульдозер К-702МБА-01-БКУ, выпускаемый ЗАО «Петербургский тракторный завод», оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-238НД3 и имеет гидромеханическую трансмиссию, состоящую из механической двухрежимной четырехскоростной коробки передач и одноступенчатого гидротрансформатора. Данный бульдозер имеет производительность при разработке и перемещении грунта 110–200 куб. м/ч, а при рытье котлованов 70–75 куб. м/ч. Завершая этот обзор, стоит охарактеризовать общий вектор развития нашей землеройной техники, как более чем конкурентоспособный, требующий более эффективного производственного оборудования, высококвалифицированных конструкторов и рабочих, а также управленцев. Задавая ритм, нужно иметь силы держать его постоянным. Продолжение следует Дата: 16.08.2004 С. А. Евтюков, Я. В. Васильев "Петербургский строительный рынок" 6-7 (71)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||