Новое поколение мостов в России

1 стр. из 1

Новый вантовый мост через Неву еще недавно входил бы в 40 самых крупных подобных сооружений в мире. Но современное мостостроение стремительно развивается, и сегодня насчитываются десятки, если не сотни, таких мостов с центральным пролетом более 400 м. И все же возьмем на себя смелость утверждать, что в российском мостостроении создание подобного сооружения — знаменательное событие. Почему? Потому что при его проектировании приходится решать задачи, не встречающиеся при проектировании мостов более традиционных типов.

Взять, к примеру, проблему определения расчетных нагрузок. Если обычно основной является нагрузка от транспорта, то для вантового моста наибольшую опасность представляет ветер. Конструкция может оказаться весьма чувствительной не только к максимальному давлению ветра, пропорциональному квадрату максимального значения его скорости, но и к колебаниям этой скорости, поскольку при некоторых ветровых режимах могут возникнуть опасные резонансные явления.

Вот почему в институте «Гипростроймост-Санкт-Петербург», являющемся разработчиком нового питерского моста, не пожалели средств для привлечения иностранных специалистов, имеющих большой опыт в проектировании вантовых мостов. С их помощью было изучено поведение конструкции сооружения при различных ветровых режимах. Сначала с помощью специально закупленной программы GTSTRUDL был выполнен расчет прочности моста при воздействии всех возможных сочетаний нагрузок, а затем при содействии датской компании DMI были проведены тщательнейшие испытания (продувки) модели в аэродинамической трубе.

Другая особенность, характерная именно для вантовых мостов, — чрезвычайно высокие требования, предъявляемые к точности сборки элементов конструкции в ходе монтажных работ от первого до последнего дня. Допустимые погрешности измеряются миллиметрами — при многосотметровых длинах пролетов. И это значит, что перед монтажом каждой секции и соответствующей пары вантов (а таких секций в составе пролетного строения моста в Санкт-Петербурге тридцать!) должны быть вычислены деформации элементов конструкции и напряжения в них, а после монтажа проведена геодезическая съемка, результаты которой должны соответствовать предварительному расчету.

Некоторые объекты, спроектированные или проектирующиеся ОАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург»

Год

Сооружения

Технические особенности, основные характеристики

1990

Мост через р. Шексну (пос. Шексна, Вологодская область)

Разборка арки пролетом 130 м «на весу»

1990

Мост через р. Северную Двину (Архангельск)

Надвижка пролетов 4x147 и 5x126 метров с использованием универсального жесткого шпренгеля

1991

Мосты через канал Кейтелле-Пяйянне, Финляндия

6 мостов — первый заказ в европейской стране, выполненный «под ключ»

1995

Moст через р. Олонку (пос. Ильинский)

Висячий пешеходный мост пролетом 150 м

1997

Реконструкция мостов Вологодской области за счет средств Мирового Банка

Проекты и надзор за реконструкцией автодорожных мостов по правилам и требованиям Мирового Банка

1998

Мост через р. Северную Двину (Котлас)

Продольная надвижка пролетных строений пролетом 105 м с применением подхватной шарнирной поворотной рамы

1998

Реконструкция моста в Химках (на МКАД)

Разборка преднапряженного арочного пролетного строения с общим весом около 20 тыс. тонн

1998

Мост через Кольский залив (Мурманск)

Металлическое пролетное строение общей длиной около 1 км

1999

Мост через Сайменский канал на участке обхода г. Выборга

Сталежелезобетонные пролетные строения c максимальными пролетами до 100 м с применением новейшей конструкции «гибких» упоров

В настоящее время в мире начали внедряться, помимо вантовых, системы с внешним армированием, или «Экстрадоз» (Extradosed). В них применены пилоны и полого расположенные ванты. Таких мостов в мире насчитывается не более десятка и еще несколько проектируются или строятся. В их число входят и два моста, впервые сооружаемые в России и странах ближнего зарубежья, разработчиком которых также является институт «Гипростроймост-Санкт-Петербург»: это мост черезр. Даугаву в Риге и мост через р. Кузнечиху в Архангельске.

В настоящее время в Москве начинается строительство (инженерный проект утвержден) интереснейшего вантового моста с арочным пилоном. Это предложение выдвинуто молодой фирмой из Омска «Мостовик». Но вот что характерно — в качестве субподрядчика для назначения основных параметров конструкции, аэродинамических расчетов и расчетов на всех стадиях монтажа и эксплуатации приглашен именно институт «Гипростроймост-Санкт-Петербург».

Некоторые объекты, спроектированные или проектирующиеся ОАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург»

Год

Сооружения

Технические особенности, основные характеристики

2001

Тоннель под каналом им. Москвы на Волоколамском шоссе в (Москва)

Первый тоннель в России с участком длиной160 м под каналом без промежуточных деформационных швов

2003

Лефортовский тонель, 3-е транспортное кольцо (Москва)

Проектирование тоннеля в условиях плотной городскойзастройки с максимальным сохранением существующей инфраструктуры и в обводненных грунтах

Проектирование продолжается

Вантовый мост через р. Неву на Кольцевой автодороге (Санкт-Петербург)

Крупнейший двухпилонный вантовый мост в России под 8 полос движения. Длина среднего пролета — 382 м

Мост через р. Иртыш (Ханты-Мансийск)

Сооружение и перевозка на плаву арочного пролетного строения с главным пролетом около 230 м

Мост через р. Даугаву (Рига)

Проект второго моста в Европе по системе Extradosed

Новый мост через р. Кузнечиху (Архангельск)

Проект первого в России сталежелезобетонного моста по системе Extradosed

Проектное предложение

Мост через р. Волгу (Ульяновск)

Проектное предложение: вантовый мост с пролетом 610 м — второй по длине пролет в Европе и пятый в мире

Северный мост через р. Даугаву (Рига)

Проектное предложение: вантовый мост со средним пролетом 312 м

Таким образом, сегодня можно с уверенностью утверждать, что в России есть организации, способные успешно проектировать и строить такие сложные инженерные сооружения, как вантовые мосты.

ОАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург»
197198 Россия, Санкт-Петербург,
Тел./факс: (812) 233-9666
E-mail: office@gpsm.ru
Http://www.gpsm.ru

Дата: 16.08.2004
Юрий Нестеров
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (71)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!