Ржевский крановый завод поднимает качество и объемы

1 стр. из 1

В машиностроительной продукции «новое» изделие может возникнуть революционным или эволюционным путем. В первом случае речь должна идти о реализации прорывной технологии — например, первый автомобиль был создан после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Но подавляющее большинство изделий машиностроительной продукции возникает на основе модернизации моделей-предшественников. Иногда эволюция продолжается десятилетиями — например, на базе «копейки» ВАЗ-2101 возникло семейство «классики», до сих пор наиболее массовое в российском автопроме, которое сменила лишь относительно революционная «восьмерка», породившая затем «девятку»…

Именно путем постоянной модернизации развивается крановая техника на Ржевском краностроительном заводе. Однако в системе эволюционных изменений можно отследить мелкие «революции». Это — введение более надежных редукторов, работа над эргономичностью кабины, увеличение высоты подъема и увеличение вылета стрелы, появление электронного управления и т. п. Хотя сегодня ведущие специалисты завода говорят о том, что в основе современных кранов РКЗ лежат модели, опыт выпуска которых насчитывает десятилетия, сегодняшняя продукция завода уверенно теснит даже импорт.

С ведущими специалистами РКЗ мы встретились на пятой Международной специализированной выставке «Строительная техника и технологии — 2004», которая прошла в конце мая на Ходынском поле в Москве. Стенд Ржевского кранового завода оказалось найти несложно — его обозначал башенный кран КБМ-401П, представленный в качестве главного экспоната. Если не по силуэту, то по добротной массивности конструкций он сохранял уловимое сходство с производившейся в СССР и известной всем подъемной техникой. Кстати, может быть, дело в силе привычки, но по эстетическим параметрам он превосходил образцы импортной продукции.

Впрочем, рассказывает главный конструктор завода, Анатолий Филиппович Оршульский:

— Этот кран выпускается нашим заводом уже не один десяток лет. Поэтому мы представляем его на сегодняшней выставке не в качестве новинки, а как пример технической политики завода. Мы постоянно совершенствуем технику с учетом требований потребителей, надзорных организаций, эксплуатации. Представленный сегодня кран отличается от обычной серийной модели следующими основными параметрами. Во-первых, на тележечной лебедке применен двухскоростной электродвигатель. Это позволило упростить схему управления электроприводом, отказаться от блоков резисторов.

Во-вторых, мы много поработали над компоновкой кабины машиниста, сделали ее более комфортабельной, улучшили дизайн и обзорность. Входную дверь, которая раньше располагалась сбоку, перенесли назад — это позволило увеличить полезную площадь кабины. Таким образом, условия работы машиниста существенно улучшились.

Далее, мы ушли от традиционного размещения шкафов управления, которые ранее располагались на поворотной платформе, под открытым небом. Это мешало качественному обслуживанию и ухудшало сохранность оборудования. Сейчас все оборудование мы перенесли в аппаратную кабину, с отоплением и вентиляцией, что позволило улучшить условия для обслуживания и повысить сохранность.

Если ранее мы использовали опорно-поворотный круг российского производства, то на этом кране мы поставили опорный круг словацкого завода, что гарантирует нам большую долговечность работы — надеемся, что это подтвердится при эксплуатационных испытаниях крана.

Также важно отметить, что в разводке кабелей применены импортные разъемы Harting. Это дает огромное преимущество при монтаже и демонтаже крана, исключает трудоемкую распайку. Данный фактор тем более важен, потому что кран монтируется и демонтируется в среднем 3–4 раза в год.

Все модификации этого крана, которые выпускает завод, имеют возможность работать с наклонной стрелой, причем в процессе перемещения тележки груз сохраняет горизонтальную траекторию. При этом перепасовка грузового каната осуществляется автоматически, механику для этой операции не надо покидать кабину.

В прошлом году мы представляли высотный кран серии КБ-474 в передвижном варианте. В этом году мы демонстрируем новые механизмы для этих башенных кранов — это грузовая и тележечная лебедки, механизм поворота. Отличительная особенность новой грузовой лебедки в том, что мы отошли от традиционного решения с применением цилиндрического редуктора. Ранее мы применяли РК-500, но это редуктор устаревший, при работе он создает вибрации, шум. Теперь на грузовой лебедке мы применяем редукторы коническо-цилиндрическо-планетарного типа, разработанные в нашем НИИ. На механизме поворота и тележечной лебедке мы также применили планетарные редукторы. В основе этих разработок — редукторы, выпускаемые в автомобильной промышленности, существенно опережающей краностроение. Редукторы изготавливаются совместно с Ижевским заводом.

Габариты лебедок существенно уменьшены за счет удачного решения по компоновке — планетарный редуктор спрятан внутрь барабана.

Не доверяй, а проверяй

— Одна из проблем российской машиностроительной продукции в том, что при наличии ряда инновационных решений качество изделий в целом оставляет желать лучшего. Каким образом удается обеспечить приемлемое качество продукции предприятия?

— Сегодня завод уделяет большое внимание повышению качества продукции. В стадии разработки находится система документов, регламентирующая управление качеством. Сохраняется система ОТК, входного контроля. Вообще, основной принцип — мы не доверяем сегодня ни одному поставщику материалов и механизмов, в обязательном порядке проводим свой входной контроль поставляемых материалов. Так, особенно внимательно приходится следить за качеством сортового и профильного проката. В проектах кранов заложен сортамент металла, регламентированный ГОСТ. Однако продукция, которую поставляют нам металлугические заводы, имеет ряд отклонений от стандарта — и в геометрии, и в механических свойствах. Зачастую приходится заниматься дополнительной рихтовкой поставляемого металла, доведением его до нужных параметров. Это, как правило, приводит к увеличению затрат на производство и соответственно к уменьшению нашей прибыли.

— В стране действует ряд металлургических холдингов. Почему невозможно организовать поставки на альтернативной основе?

— Металлурги мотивируют проблемы качества тем, что у них изношены фонды. Однако мы полагаем, что основной фактор, препятствующий повышению качества продукции — это тот факт, что российский металл уходит на экспорт в качестве «полуфабрикатов», и, в силу общемирового спроса на металл, российские поставщики имеют возможность вообще отказаться от поставок на внутрироссийский рынок. Ситуация тем более абсурдна в связи с тем, что в настоящее время цена на металл на внутрироссийском рынке существенно возрасла, вслед за общемировой ценой. В этой ситуации некоторые наши поставщики металла даже попытались пересмотреть контракты на поставку, заключенные и оплаченные ранее. Надеюсь, здравый смысл возобладает…

— Вернемся к проблеме качества — многое зависит не только от поступающих на завод материалов.

— Одна из наиболее ответственных задач — сварка. На заводе действует система аттестации сварщиков, большинство из них обладает правом личного клейма. Много работаем над улучшением качества агрегатов — стремимся не пропустить мимо ни одного из рацпредложений, и те, что принимаются, стараемся внедрять быстро.

Помогает работать над качеством постоянный контакт с потребителями — если происходит «отказ» какого-либо из узлов, то первым делом заменяем выбывший узел, а затем выясняем причины. Определяем, кто виноват — поставщики или мы. Для того чтобы работа с потребителями велась более плотно и оперативно, развиваем сеть сервисных центров в России — такие центры уже действуют в Москве, Белоруссии, на Украине.

Много изучаем импортную технику — ее плюсы и минусы, которых также немало. Стремимся ориентироваться на российского потребителя, которому более известна наша продукция — она более приспособлена для наших условий эксплуатации, ремонтопригодна. Важно отметить, что большое значение имеет опыт квалифицированных ремонтников в управлениях механизации, поэтому большое значение имеет преемственность в технике. Таким образом, мы не пытаемся огульно внедрять импортные комплектующие, а делаем это осмотрительно, для повышения надежности. Большая кооперация идет в поставке электрики. В основном стремимся к поиску партнеров, поставляющих надежные агрегаты.

— На что направлен вектор «конструкторского внимания»?

— И на отдельные механизмы, и на машину в целом. Анализируем рынок, определяем, какие характеристики техники нужны потребителю, и ориентируемся на выполнение этих требований. Особенно подробно анализируем, на каких направлениях лидируют наши зарубежные конкуренты, и стремимся вытеснить их. Кстати, тенденция к возвращению отечественной техники уже наметилась вполне четко. Ведь мы способны выпускать продукцию не хуже, но при этом с преимуществами надежности, без избыточных функций, удорожающих технику и усложняющих обслуживание. Меньше и «рекламного давления», которое может сбивать строителей с толку.

Уже сегодня работаем во всех основных рыночных нишах — это и крупнопанельное домостроение, и монолитное строительство, и монтажные работы. Нужно отметить, что именно мы первыми изготовили кран для высотного монолитного домостроения. Но не обходим вниманием и крупные ДСК, которые продолжают работу и будут действовать на рынке еще долгое время. Сейчас у нас есть разработка, ориентированная на задачи ДСК, — кран грузоподъемностью до 12 т.

Продолжаем выпуск кранов серии КБ-405, наследника знаменитой серии КБ-100. Этими кранами раньше строила вся страна — их было выпущено более 6000 шт. Неслучайно эти модели пользуются спросом до сих пор — они просты в эксплуатации, надежны.

Постоянно совершенствуем кран серии КБМ-401П. Первые модификации имели стрелу длиною до 20 м,а сейчас — до 40 м. Если раньше высота подъема составляла 47, то сегодня — до 74 м. Это позволяет охватить почти все задачи, которые решают строители.

Ржевский Краностроительный завод
172386 Россия, г. Ржев, Тверской обл., ул. Краностроителей, 32
Тел.: (08232) 2-10-53, 2-07-83, 2-27-56
Факс: (08232)2-16-19, 2-12-97
E-mail: info@rkz-rzhev.ru
www.rkz-rzhev.ru

Дата: 20.08.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!