ООО «Руст»: предстоит еще много работы

1 стр. из 1

Поле деятельности компании «РУСТ», образованной в 2000 г., — реставрация. Высокие профессиональные возможности компании достаточно известны. И ничего удивительного в этом нет, ведь в ее состав вошли опытнейшие специалисты, стоявшие у истоков послевоенного возрождения замечательных интерьеров Екатерининского дворца. Именно они стали лидерами, консультантами реставраторов более молодого поколения. С этого и начинает свой рассказ  директор ООО «РУСТ»  Валерий Сергеевич Антонов:

–Увлеченные реставрацией люди собираются вокруг сильного, опытного человека, не обращая внимания на житейские трудности, они — не главное в их жизни. Кто хоть однажды прикоснулся к реставрационному делу, оставить его не сможет. И большая заслуга в этом учителей-наставников, консультантов, людей, абсолютно преданных своему делу, поддерживающих преемственность поколений. Вот сейчас у нас работает консультантом Алексей Константинович Кочуев — лауреат Ленинской премии, художник-реставратор высшей квалификации по деревянной скульптуре и рельефам, по реставрации мебели. Человек уникальный. Благодаря ему появилась реставрационная школа резчиков-реставраторов. Он — один из первых, кто в 1952 году начинал воссоздание интерьеров Екатерининского дворца…

А живописец Яков Александрович Казаков собрал вокруг себя, воспитал целую плеяду художников-реставраторов, продолжающих уникальное дело. Вклад старых мастеров вообще неоценим. Поэтому я счастлив, что мне довелось с такими людьми работать. Именно тем, кто начинал реставрацию Екатерининского дворца, достался самый тяжелый период возрождения разрушенного в Великую Отечественную. Не было ни методик, ни возможности с кем-то проконсультироваться, все подсказывал накопленный опыт и желание возродить во что бы то ни стало эту жемчужину, нашу гордость. Это теперь нам уже значительно легче идти проторенным путем. А тогда самым первым приходилось вникать в технологии создателей шедевров, мыслить их категориями. Это непросто: нужно ведь и тактом обладать, и талантом определенным, чтобы, проникая в неизвестность, в то же время не загубить восстанавливаемые памятники.

Хотелось бы также вспомнить людей, отдавших все свои силы возрождению дворцов, но, к сожалению, не доживших до тех времен, когда можно увидеть воссозданные интерьеры. Вклад их в реставрацию огромен. Это и сын А. К. Кочуева Валерий, сделавший большой объем модельных работ для многих залов и комнат дворца,и великолепные резчики И.М. Шарманов, А. Л. Кемниц, А. В. Виноградов. И, конечно же, нельзя не вспомнить замечательного архитектора А. А. Кедринского, разработавшего основные восстановительные проекты.

Конечно, основным объектом работы компании «РУСТ» является Екатерининский дворец. Долгое время ее специалисты работали (и продолжают работать) над воссозданием интерьеров Тронного зала, Янтарной комнаты, Антикамер, шедевра Ф.-Б. Растрелли — Эрмитажа (в Екатерининском парке). Помимо этого, компания реставрирует церковные интерьеры. За несколько последних лет было восстановлено внутреннее убранство Никольского, Казанского, Спасо-Преображенского соборов.

— В Екатерининском дворце, — продолжает В. С. Антонов, — реставраторам еще предстоит возродить очень много интерьеров. Восстановлено пока около половины. Работа очень интересная, от которой просто невозможно отказаться.

Занимаемся также восстановлением церквей, музеев пригородов (например, церковь Петергофского дворца); обновляем предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Екатерининского и Александровского дворцов — рам, мебелии т. д. Недавно мы изготовили уникальные рамы в Александровском дворце для портретов Великих князей.

Компания «РУСТ» разрабатывает и выполняет все этапы восстановления: это и проектные работы, и модельные, и резные, и позолотные. Восстановительные работы идут на основании старых сохранившихся фотографий, архитектурных проектов, уцелевших аналогов. Специалисты, как правило, владеют несколькими реставрационными профессиями. Ведь, например, чтобы заниматься резьбою, нужно уметь рисовать, лепить, резать, изготавливать инструмент для резьбы, так как наша промышленность, к сожалению, в достаточном количестве ручной резной инструмент (стамески) не выпускает.

— У нас в компании, — продолжает В. С. Антонов, — в группе, работающей с деревом, собраны профессионалы высокого уровня: столяры, резчики, скульпторы. В свое время группа была организована еще при Союзе художников (скульптурный комбинат при Художественном Фонде).

Наши скульпторы (члены Союза), помимо реставрационной работы, занимаются и творческой — участвуют в проводимых Союзом художников выставках.

С заказчиком (ГМЗ «Царское Село») у компании сложились прекрасные отношения: никаких проблем, начиная от группы архитекторов, закладывающей фундамент реставрационного процесса, и заканчивая администрацией. Проблемы возникают иногда лишь с финансированием, но по не зависящим от музея причинам. Нам нужно только наличие работы и финансирование, а все остальное — выполнимо. Участвуем мы и в тендерах. Сейчас другого пути получить работу нет — только через тендеры.

— Вообще, чтобы получить лицензию, разрешающую работу в реставрации, — говорит В. С. Антонов, — нужно достаточно долго и качественно работать в этой области. И состав исполнителей должен быть соответствующий, квалифицированный. Каждая работа — это очередная проверка подлинности лицензии, испытание на проф-пригодность. Конечный результат дает представление и заказчикам, и контролирующим органам о качестве исполнения и профессионализме исполнителей.

Каждая из работ подвергается тройному контролю: во-первых, компания сама контролирует себя на основании исторических материалов (аналогов и т. д.); во-вторых, заказчик обязательно осуществляет трехстадийную приемку (на всех стадиях реставрационного процесса); в-третьих, на всех этапах контролирует КГИОП. И если есть какие-то отклонения, все можно исправить на стадиях реставрации, а не в конечном результате работы.

Весь смысл реставрации в том, чтобы объект был восстановлен по тем же методикам, технологиям, теми же материалами, которые применяли авторы, создатели шедевров. Иначе это уже будет новодел. Но это мое мнение. Хотя, в принципе, я не против новых технологий, других материалов. Только они обязательно должны быть проверенными, прошедшими апробацию. А эксперты обязаны вынести свои заключения и рекомендации. Иначе можно просто загубить предметы реставрации.

Профессия реставратора, несмотря на консерватизм, все-таки требует к себе творческого отношения. Казалось бы, странное сочетание несовместимых понятий — консерватизм и творчество. Но без творческого подхода невозможно.

— У замечательного резчика-реставратора А. К. Кочуева есть много изобретений, рационализаторских предложений, — продолжает  директор ООО «РУСТ». — Есть авторские свидетельства. В частности, он придумал самонатяжной подрамник, принцип работы которого основан на зависимости степени натяжения от температуры, влажности воздуха. Это очень важно не только для картин, но и для плафонов,к которым не подобраться, чтобы подбить клинья в подрамники при провисании холста. Изобретение А. К. Ко-чуева уже работает в Екатерининском дворце, Камероновой галерее. Я за такие изобретения. Есть трудности только с их внедрением. Но профессиональные художники дают положительную оценку этому изобретению. И надеемся, что оно заинтересует специалистов и будет широко применяться.

Помимо основной работы в Екатерининском дворце, у компании «РУСТ» бывают интересные заказы по оформлению интерьеров кафе, стилизованных под старину. Специалисты компании работали в Большом Кремлевском дворце, апартаментах Президента РФ, участвовали в восстановлении Константиновского дворца в Стрельне.

— Очень интересная работа была в Кремле, — завершает свой рассказ В. С. Антонов. — Даже несмотря на то, что там практически все — новодел. Интерьеры оформлены в разных стилях. Работали там многие питерские реставраторы, потому что наша реставрационная школа очень сильная. И сейчас, наверное, нигде в таком большом объеме, как в Петербурге и пригородах, реставрационные работы не проводятся.

Пушкин — мой родной город, я здесь родился, видел здесь все в руинах после Великой Отечественной войны. Поэтому в этом городе мне особенно приятно заниматься реставрационной работой. Но территориальная принадлежность — не самое главное. Петербург — уникальный город, а центр его разрушается, средств не хватает, хотя есть мастера, которые могли бы все восстановить. Много работы в Гатчине, Ломоносове. Там такие дворцы нужно восстанавливать!

Поэтому я хочу пожелать нашему государству процветания и наличия средств на восстановление своих памятников. Государство, забывшее свою историю, будущего не имеет, это для меня — аксиома. Надеюсь, что и для всех людей, причастных к реставрации и вообще к возрождению нашего государства.


ООО «РУСТ»
196600 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Оранжерейная, 1
Тел./факс: (812) 476-5321

Дата: 20.08.2004
Наталья Маслова
"Федеральный строительный рынок" 5 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!