Мы понимаем важность нашей работы

1 стр. из 1

Цены на нефть медленно, но верно ползут вверх — «черное золото» действительно становится драгоценным. Америка и Европа застыли в ожидании. Однако в России своя жизнь, и сегодня подъем цен на нефть явился просто спасением для отечественной экономики, которая не спешит выходить из младенческого возраста. Наша страна, как один из крупнейших экспортеров нефти, находится в выигрыше. Чего стоит одно только увеличение бюджета на будущий год более чем в два раза. Но не стоит забывать, что если бы не слаженная работа нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных компаний, сегодняшние успешные  продажи были бы, мягко говоря, проблематичны.

В этом номере мы хотим поговорить об одном из самых главных звеньев в этой цепочке — фирмах, занимающихся строительством и обслуживанием неф­тепроводов и о людях, от работы которых напрямую зависит реализация нефти и, как факт — поступление денег в государственную казну. Не случайно нашим собеседником стал ген. директор ООО «Балтнефтепровод» Александр Глебов.

«Балтнефтепровод» — дочернее предприятие крупнейшей в мире трубопроводной фирмы ОАО «Транснефть» — компании, которой Правительство России поручило решать задачи по эксплуатации и развитию нового независимого направления транспортировки нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-По­волжья через нефтеналивной порт в Приморске.

Александр Глебов:
— Для полноты картины проделанной работы я предлагаю немного коснуться истории. Факты таковы: за 15 лет, в период с 1985 по 2000г., в СССР, а позже и в России, не было построено ни одного метра трубопроводов. Напротив, в этот временной промежуток было законсервировано и демонтировано более 100 из 350 нефтеперекачивающих станций системы «Транснефть». Плюс общее «старение» трубопроводов. Вот такое нелегкое наследие досталось нам от предшественников.

Что касается нашего предприятия, то «Балтнефтепровод» был учрежден в конце 2000г. с целью эксплуатации нефтепроводов «Ярославль-Кириши», «Ярославль-Москва», а также экспортного направления «Сургут-Полоцк». Могу сказать, что и эти объекты находились далеко не в лучшем состоянии. За четыре года нами была проделана существенная работа по модернизации и ремонту существующих нефтетранс­портных систем. Кроме того, в связи с расширением Балтийской трубопроводной системы, в состав «Балт­нефтепровода» были включены такие промышленные объекты как: нефтепровод «Кириши-Приморск» диаметром 720 мм, нефтеперекачивающие станции «Невская», «Кириши-2», «Быково-2», «Палкино-2», введена в эксплуатацию вторая ветка нефтепровода диаметром 1000 мм.

Хочу с гордостью констатировать, что БТС сегодня — это глобальная транспортная система с уникальными техническими и эксплуатационными характеристиками. Основными направлениями деятельности «Балтнефтепровода» являются:
 - организация и обеспечение транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов Северо-Западного региона РФ на нефтеперерабатывающие заводы России и на экспорт;
 - эксплуатация и техническое обслуживание объектов нефтепроводного транспорта, текущий и капитальный ремонт оборудования, отвечающего за качественную транспортировку и хранение нефти;
 - обеспечение надежности, экологической и промышленной безопасности магистральных нефтепроводов;
 - решение задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, внедрение новых видов технологий, техники и материалов.
 
— Александр Викторович, насколько я знаю, данному проекту не сразу было присвоено федеральное значение? Не один год руководству компании «Транснефть» приходилось доказывать, что строительство Балтийской трубопроводной системы есть дело государственной сложности и важности.

— К сожалению, это так. Начиная с 1996 года, когда компания «Транснефть» на совещании в Санкт-Петербурге предложила к рассмотрению декларацию о намерениях по строительству Балтийской трубопроводной системы, и вплоть до 2000 года судьба проекта в целом была более чем противоречива. И если доводы сторонников строительства были аргументированы и подтверждены многочисленными заключениями экспертов и технических специалистов, то претензии оппонентов были, мягко говоря, надуманны. Шли разговоры о том, что отечественной компании в принципе не по силам выполнить подобный проект — слишком сложным он являлся.

Чтобы не быть голословным, приведу пример: общественность больше всего волновали крупные экологические проблемы, которые могут возникнуть в некоторых местах прохождения трассы нефтепровода, например в долинах рек Волги и Волхова, в русле Невы выше водозаборов, а также на Карельском перешейке, который является важной рекреационной зоной для жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Однако подводные переходы ­через реки Которосль, Волгу, Мологу, Волхов предлагалось строить по принципу «труба в трубе» (когда рабочий ­трубопровод проходит внутри трубы большого диаметра, играющей роль защитного кожуха) с использованием метода наклонно-направленного бурения.

Этот прогрессивный способ позволяет не только предотвращать воздействия на русло и ложе рек при строительстве нефтепровода, но и исключить выброс нефти в реку в случае аварийной ситуации. Так вот на то время в мире было построено уже более 3000(!) аналогичных переходов. И за более чем 25-летнюю историю эксплуатации не было зафиксировано ни одной аварии!  Вполне естественно, что документальные опровержения на все нападки отняли очень много времени. К счастью, разумные доводы были услышаны наверху, и благодаря оказанной высокой поддержке, в том числе и В.В.Путина, в ту бытность еще и.о. Президента России, проект получил путевку в жизнь.

— Раз уж вы коснулись вопросов экологии, хочу спросить — любое обращение с нефтью само по себе дело вредное. И убедить людей в том, что конструкция, обеспечивающая перегон миллионов тонн «черного золота» абсолютна безопасна для окружающей среды, вряд ли удастся…

— Мы четко понимаем, что нефтетранспортная система — объект повышенной опасности. Любая, даже самая незначительная авария в трубе, по которой течет нефть, может привести к тяжелым экологическим последствиям.

Не случайно в ходе проектирования Балтийской трубопроводной системы с самого начала предпринимались меры по уменьшению воздействия на окружающую среду до возможного минимума и обеспечению требований экологической безопасности, как в ходе строительства, так и при последующей эксплуатации всех объектов. При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жесткие экологические нормативы: российские, европейские и международные.

В настоящее время компания «Балтнефтепровод» регулярно подвергается многочисленным экологическим аудитам. Для того, чтобы оптимизировать прохождение этих, безусловно, нужных и важных инспекций, специалистами компании «Транснефть» была разработана и принята к обязательному исполнению Экологическая политика (полное название «Система управления окружающей средой. Экологическая политика» (СОУС). — Прим. ред.).

Действие данной политики распространялось также и на все дочерние предприятия, в том числе и на «Балтнефтепровод». Смысл политики заключается в неукоснительном выполнении требований российского законодательства, международных договоров РФ, стандартов и правил в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, подразумевается улучшение природоохранной деятельности, снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет постоянного повышения экологической безопасности объектов трубопроводного транспорта, сокращения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, открытость экологически значимой информации для общественности.

На мой взгляд, сегодня в России найдется немного компаний, способных добровольно взвалить на свои плечи такой груз ответственности. Нашей постоянной статьей расходов стала оплата обучения и повышения квалификации персонала. В частности, сейчас мы направляем наших специалистов в Москву, набираться знаний по тематике «Обращение с отходами».

И как показывает практика, подобные расходы с лихвой себя окупают, так как помимо повышения инвестиционной привлекательности наших нефтепроводов, увеличивается их надежность и безопасность.

— Построить трубопровод — задача сложная. Однако его дальнейшая грамотная эксплуатация процесс не менее, а порой даже и более значимый. Всем нам известны примеры, когда построенные по суперсовременным технологиям трубопроводы без должного обслуживания и ухода через несколько лет теряют ряд технологических свойств и, как факт — инвестиционно привлекательных факторов. Как обстоит дело с эксплуатацией и обслуживанием нефтепроводов в вашей компании?

— Для этой цели у нас существует отдел эксплуа­тации. Основной его функцией является поддержание в нормальном, работоспособном состоянии магистральных нефтепроводов общей протяженностью 2974км. Также необходимо следить за состоянием резервуарных парков и технологических трубопроводов.

Неоценимую помощь в этом вопросе оказывает своевременная, современная диагностика линейной части трубопроводов, по результатам которой в дальнейшем и проводятся ремонтные работы технологических трубопроводов, диагностика и капитальный ремонт резервуарных парков. Приведу лишь несколько показательных цифр: диагностическое обследование позволило своевременно выявить и устранить 2556 дефектов, в том числе 796 пор. В течение 2003 года обследовано 5 резервуаров общей вместимостью 100тыс. куб.м..

На протяжении прошлого года внутритрубными инспекционными снарядами было обследовано более 1904км магистральных нефтепроводов. Уникальность применяемых ультразвуковых снарядов заключается в том, что при их внутреннем прохождении у нас есть возможность полностью оценить как внутреннее, так и внешнее состояние трубы, включая продольные и поперечные сварные швы и стыки.

Особое внимание уделяется линейной части, из которой можно выделить обследование подводных переходов. На сегодня мы имеем технологически сложные переходы через Волгу и Волхов протяженностью по 600 м, 1,5-километровый переход через Неву и т.д.

На этих объектах помимо внутритрубной диагностики проводится также комплексное водолазное обследование. В нашей компании никому не надо доказывать, что лучше провести десяток инспекций и проверок, чем один раз устранить последствия аварии.

Подводя итоги, хочу отметить, что «Балтнефтепровод» с момента своего образования был призван работать на благо России. И поэтому никакие сиюминутные коммерческие выгоды, способные реально навредить государству и его жителям, в нашей работе неприемлемы.

Дата: 01.09.2004
Тимофей Алескеров
"НефтьГазПромышленность" 5 (10)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!