Десять хищников «информационного зоопарка»

1 стр. из 1

Ошибка 5. Проблема решается просто: посадим несколько своих людей, и они быстренько наполнят нам все необходимые справочники.

По этому пути уже прошли многие. В результате предприятия сталкиваются с характерными проблемами (на примере справочника материалов):
 -  неоднозначное и некорректное наименование позиций в справочниках;
 -  дублирование записей;
 -  отсутствие разграничения описаний продукции, независимых от маркировки поставщиков, и полных описаний, содержащих такую маркировку.

Все это создает существенные сложности при решении конкретных прикладных задач, таких как:
 -  сведение документов потребности (заявочная кампания и планирование программы МТО);
 -  качественная подготовка лотов для конкурсного отбора поставщиков и заключения договоров по номенклатуре централизованных поставок;
 -  оперативный контроль и мониторинг ключевых показателей.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе вся информация «поплывет», т.е. по мере увеличения количества данных система окажется неуправляемой.

Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению. Кроме того, без формальных и ясных методик сложно готовить новых экспертов, если старых окажется недостаточно или кто-то уйдет на пенсию либо уволится.

Необходима высокоэффективная современная технология и система ведения НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Ошибка 6. В качестве программного обеспечения (ПО) для ведения справочников и классификаторов можно использовать обычные ERP — системы (АСУ).

В обычных ERP-системах средства ведения справочников и классификаторов фактически сводятся к элементарным операциям с данными — созданию (добавлению), корректировке и удалению записей целиком или их элементов (полей). Этого явно недостаточно при ведении таких сложных справочников, как, например, справочник материалов, содержащий сотни тысяч записей и связанный с другими справочниками (справочники поставщиков, цен, альтернативных единиц измерения, содержания драгоценных металлов, размеров спецодежды и средств индивидуальной защиты и т.д. и т. п.). Подобные справочники (классификаторы) нуждаются в специализированных средствах ведения, контроля корректности и отсутствия дублирования данных, а также в специальных средствах и методах поиска информации. В ряде случаев полезно иметь возможности поиска материалов не только по наименованию, но и по другим параметрам:
 - по набору свойств и технических характеристик;
 - по функциональным иерархиям;
 - на уровне аналогов и взаимозаменяемых позиций;
 - на уровне запасных, составных частей и комплектующих к оборудованию.

Для ведения НСИ, обеспечения ее целостности и актуальности необходима удобная технологическая среда, позволяющая коллективу экспертов-аналитиков вести эффективную работу и имеющая средства обслуживания запросов пользователей.

Еще одна проблема состоит в том, что в качестве локальных прикладных систем используются различные платформы с разной структурой справочников, разной кодировкой и наполнением этих справочников. При этом возникает совсем не простая дополнительная проблема синхронизации справочников отдельных предприятий между собой.

Ошибка 7. Классификаторы не нужны, если есть справочники.

Если в справочнике более 20000 записей, то без классификатора не обойтись. Классификатор можно воспринимать как иерархическую надстройку над справочником. Количество уровней иерархии в классификаторе зависит от числа записей в справочнике: одной классификационной группе нижнего уровня должно соответствовать не более десяти (в отдельных случаях — до пятидесяти) записей классифицируемого справочника (например, справочника материалов), иначе поиск и выбор позиций (записей справочника) по классификатору становится крайне затруднительным. Принятые в большинстве используемых систем двухуровневые классификационные группировки объектов (группа — подгруппа) неудобны для больших справочников. В таких случаях необходимо создавать отдельные классификаторы с учетом функциональных требований к использованию данного справочника.

Ошибка 8. НСИ — это просто некая база данных, содержащая справочники и классификаторы.

НСИ — это не просто база данных, а сложноорганизованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является «кровеносной системой» всего информационного организма компании.

Один из примеров организации сложных развитых систем НСИ — система «ОК» (разработка НЦИТ «Интертех») на основе методологии онтологической классификации. В этой системе, внедренной и внедряемой в крупнейших российских нефтегазовых компаниях — «Татнефть», ТНК-BP, «Сибур» (в двух последних идет внедрение), данные организованы таким образом, что допускается ведение любого количества связанных и несвязанных справочников и классификаторов, а также наличие разнообразных ссылок (ассоциативных и иных) между данными в справочниках и классификаторах. Принципиально важной является возможность формализации свойств, признаков и технических характеристик классифицируемой продукции и автоматической генерации классификационного кода, опирающегося на этот набор объективных свойств продукции, а не на случайные порядковые номера или заводскую маркировку.

Система ОК предоставляет отдельный полнофункциональный поисковый сервис для доступа пользователей (АРМ пользователя), который позволяет преодолеть ограничения локальных ERP-систем. При этом она интегрируется со всеми распространенными ERP-платформами, обеспечивая обмен данными и синхронизацию справочников и классификаторов централизованной системы НСИ с локальными системами, работающими на дочерних предприятиях.

Важнейшей составляющей системы ОК является возможность организации работы службы НСИ, для чего в системе сделан отдельный модуль для работы группы экспертов по ведению НСИ (АРМ Эксперта), который позволяет настраивать регламент ведения НСИ, распределять полномочия экспертов в зависимости от их компетенции, а также обрабатывать запросы пользователей и выполнять сами операции по ведению справочников и классификаторов.

Ошибка 9. Сама по себе система НСИ является вспомогательной и не решает какие-либо прикладные задачи.

Это не так. При правильной организации справочников и классификаторов система НСИ помогает решить такие прикладные задачи, как, например, поиск аналогов и заменяющей продукции, подбор запчастей к оборудованию, поиск поставщиков заданного вида продукции, ценовой анализ по видам продукции. Кроме того, качественная система НСИ — залог работоспособности систем планирования и контроля, финансового учета и отчетности, а также мониторинга бизнес-процессов компании.

Ошибка 10. Проблема построения системы НСИ — узковедомственная и должна решаться каждой компанией отдельно.

Стандартизация информации — не узковедомственный вопрос. Это показала конференция по вопросу Единой классификации промышленной продукции, состоявшаяся 17 февраля 2004г. На ней присутствовали представители 200 крупнейших нефтегазовых и промышленных компаний, в том числе: «Газпрома», «Транснефти», РАО «ЕЭС России», ЮКОСа, «Роснефти», «ЛУКойла», «Сибнефти», ТНК-ВР, «Татнефти», «Сургутнефтегаза», «Сургутгазпрома», АК «Сибур», ОМЗ, компании «Силовые машины», ТМК, АЛРОСА, ГАЗ, «Туполев», РСК МИГ и др., и государственного сектора — министерств, ведомств и организаций (администрация Президента РФ, аппарат Правительства РФ, Минэкономразвития, Минсвязи, Минпромнауки, Минобороны, МЧС, МПС, Минатом, ГТК РФ, Госстандарт, ВНИИКИ и др.). Участниками конференции было отмечено, что в процессе внедрения автоматизированных информационных систем, систем государственных закупок они сталкиваются с серьезными техническими и организационными проблемами, связанными с фактическим отсутствием единого классификатора промышленной продукции. Многие крупные предприятия пошли по пути создания собственных классификаторов, что создает сложности в процессах информационной интеграции таких систем между собой, а также при поддержке их в актуальном состоянии. Эти вопросы можно решить только во взаимодействии государства, промышленных компаний и научно-технического сообщества. Движение в данном направлении всех участников процесса (в том числе государства) сейчас идет очень активно. Так, создана рабочая группа, задача которой – консолидировать усилия заинтересованных компаний и государственных структур, координируя их работу.

Дата: 01.09.2004
Д.Е.Гулько
"НефтьГазПромышленность" 5 (10)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!