|
|||||
1 стр. из 1 Вступивший в силу "Закон о техническом регулировании" предполагает реформирование всей системы стандартизации и сертификации продукции, т. к. требует приведения норм и правил всех отношений в соответствие с международными стандартами и директивами. Технические регламенты в России, которые надо разрабатывать в ближайшие 5-7 лет, должны внести в управление этими процессами правовые нормы, разработанные с учетом соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, безопасности, материально-технической базы и уровню научно-технического развития. Однако любые отклонения от международных стандартов, являющиеся техническими барьерами в торговле, должны иметь доказательную базу в виде соответствующих национальных стандартов, содержащих требования безопасности продукции и методы их испытания. Целлюлозно-бумажная промышленность имеет большой фонд стандартов на продукцию и методы испытаний. За более чем 10-летний период реформирования экономики России предприятия-изготовители и экспортеры сумели перейти на работу по контрактам и технической документации, в основном, по техническим условиям предприятий. Однако роль стандартизации на современном уровне не только не ослабла, но еще более усилилась, только она перешла на новый уровень - уровень, когда предприятие несет всю полноту ответственности за выполнение требований стандарта на всех стадиях. За государством сохранилось право контроля, особенно в части безопасности процесса и продукции в целом. С учетом новых аспектов необходимо рассматривать и вопросы конкурентоспособности продукции российских предприятий, которые приобретают первостепенное значение. Основным способом повышения качества продукции является полномасштабное внедрение систем управления качеством. На ряде ведущих предприятий уже внедряют ИСО ГОСТ 9000 и ИСО ГОСТ 14000. Необходимо учитывать, что основой для функционирования систем управления качеством является систематический контроль качества как производства, так и конечной продукции. Для улучшения качества нужны такие же капитальные вложения, как и для повышения производительности предприятия. Затраты на качество можно разделить на 2 большие группы: непосредственно затраты на обеспечение качества, включая затраты на проведение испытаний и контроля, и затраты на устранение дефектов в связи с низким качеством или непригодностью продукции. В настоящее время на большинстве предприятий эти две группы затрат соотносят как 1:10 в пользу второй группы. Одним из механизмов изменения ситуации является усиление контроля за качеством продукции и технологическим процессом. При этом надо иметь в виду два момента: изменение в системе законодательства и приведение к единым международным требованиям приборной базы испытания продукции. Вопрос обеспечения контроля качества соответствующей испытательной базой остался до сих пор открытым. Каждое предприятие идет своим путем: ряд предприятий закупают испытательное оборудование и средства измерения, обеспечивая выполнение требований контракта по техническим характеристикам продукции в соответствии с национальными стандартами различных стран; другие формируют испытательную базу, частично заменяя отечественное оборудование на приборы для испытаний по ИСО, часть предприятий пока по экономическим соображениям не занимается приборной базой. Однако даже при оснащении лабораторий предприятий приборами в соответствии с требованиями международных стандартов, вопрос метрологического обеспечения остается открытым, приборы поступают на российский рынок в основном без сертификации. В ЦБП отсутствует единая политика по оснащению и метрологическому обеспечению приборной испытательной базы. И если предприятие приобретает импортный прибор и выступает в роли заказчика на его сертификацию, затрачивая при этом значительные средства, то сертифицируется только заявленный измерительный прибор, а не функциональный приборный ряд. Следующий прибор такого же назначения, но с другим заявителем будет проходить аналогичную процедуру. К тому же метрологически не обеспеченная приборная база лаборатории не является гарантией получения достоверных и объективных результатов испытаний продукции. Испытания не являются доказательными при разногласиях по качеству продукции, а в случае экспорта продукции потеря валютной выручки для предприятия существенно возрастает. К сожалению, в России нет испытательного центра независимой экспертизы ЦБП, аккредитованного за рубежом. В рамках "Основных направлений развития лесопромышленного комплекса на период до 2015 года" ОАО "ЦНИИБ" выступило с предложением по организации Российского испытательного центра независимой экспертизы экспортной продукции на базе ИЦ ЦБП "ЦКАЛ" с признанием результатов за рубежом и надеется на понимание и поддержку предприятий изготовителей, экспортеров и торгующих фирм. Параллельно необходимо проводить разработки группы "Технических регламентов" на продукцию ЦБП. По нашему мнению, их должно быть как минимум три, а именно "ТР" на производство полуфабрикатов, "ТР" на производство бумаги и картона и "ТР" на переработку бумаги, включая мелование, изготовление обоев, тетрадей и т. д. Дата: 04.09.2004 Е. Т. Тюрин, Д. П. Волкова "ЛесПромИнновации" 2 (2)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||