Прислушайтесь к мнению проектировщика!

1 стр. из 1

Значимость проектных работ трудно недооценивать, т. к. без проекта невозможно не только построить дом, но и изготовить простой наперсток.

Из всех отраслей народного хозяйства выделяется группа отраслей, объекты которых требуют повышенной надежности в процессе их проектирования и дальнейшей эксплуатации. К ним относятся объекты с временным и постоянным пребыванием людей, в т. ч. обеспечивающие безопасное состояние окружающей среды.

В недалеком прошлом в стране существовала единая техническая политика для всех участников инвестиционного процесса капитального строительства, проводимая Госстроем СССР. Да и тогда нормативно-техническая база не полностью удовлетворяла требованиям проектирования, что порой заканчивалось трагически, например, отсутствие сейсмического районирования севера о. Сахалина (трагедия г. Нефтегорска), отсутствие повышенных нормативных требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий отдельных отраслей (пожар на прядильно-ткацкой фабрики в Узбекской ССР, взрыв на радиозаводе в Белорусской ССР) и др.

Не всегда интересы территорий и ведомств совпадали между собой и с требованиями Госстроя СССР и Госплана СССР. Отдельные вопросы решались с позиций не экономических и технических, а политических. Например, искусственное дробление крупных объектов на отдельные "куски", ограниченные лимитом стоимости.

Однако следует вернуться к сегодняшней действительности.

Нормативно-техническая политика в стране. В чем она заключается?

Вряд ли в том, что меняются названия министерств и ведомств, или в том, что после очередной трагедии принято искать не столько причины произошедшего, сколько виновных.

Нормативно-техническая политика в стране формируется по ведомственной специализации, без взаимоувязки, что приводит к ситуации из басни И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука".

Например, желания архитектурных органов согласовывать и принимать жилые дома с остекленными лоджиями, и требования "пожарников" в целях обеспечения эвакуации людей при пожаре использовать лоджии открытыми совершенно не интересуют владельцев квартир, которые, приобретая квартиру, сразу же после заселения проводят остекление лоджий по принципу "кто во что горазд", в т. ч. из "подножных средств". Стоит ли удивляться, что фасады зданий, столь привлекательные на бумаге, в натуре смотрятся, мягко говоря, как свое блеклое отражение. Так не проще ли ведомствам решить эту проблему к обоюдной выгоде для всех.

Другой пример: проектирование объектов, как известно, ведется в две стадии. Одностадийный проект - рабочий проект, и двухстадийный проект - проект и рабочая документация. Для ускорения начала строительства из состава рабочего проекта выделяется "утверждаемая часть". Состав и содержание "утверждаемой части рабочего проекта" нормами не прописаны, что приводит вместо сокращения сроков и упрощений порядка прохождения согласования к его удлинению и к произвольному увеличению объема "утверждаемой части", в отдельных случаях значительно превышающему объем проекта.

Вот уж поистине парадокс: сложный объект требует меньшей обоснованности, чем более простой. Примером может служить практика работы с Леноблгосэкспертизой по объектам строительства в Ленобласти, где требования экспертизы сводят преимущества рабочего проекта перед проектом практически до нуля. В этой ситуации основным документом, на который опирается Леноблгосэкспертиза, является морально и физически устаревшие "Методические указания по проектированию жилых домов в Ленинградской области", разработанные в 1973 г. Леноблгосэкспертизой.

И, наконец, последний пример: если одни органы необоснованно расширяют свои функции (см. выше), то другие наоборот предпочитают ответственность делить на всех, кого только можно привлечь к рассмотрению проекта. В Санкт-Петербурге на ряде объектов, генпроектировщиком которых является наша организация, проекты по отдельным разделам проходили три экспертизы: вневедомственную государственную, городскую и районных органов СЭС.

Всего этого, и много другого, можно было бы избежать:
1. Разработав и утвердив основные нормативные акты по строительству, увязав их между собой, установив четкие определения основных строительных терминов, состава и содержания утверждаемой части рабочего проекта и т. д.
2. Сократив количество экспертных органов до минимума.
Например: оставить на территорию одну экспертизу, ликвидировав экспертные органы (как бы они ни назывались) различных специализированных организаций и ведомств. В этом случае заключение экспертизы было бы единственным и основным для дальнейшей реализации проекта и строительства. Также необходимо установить подотчетность экспертных органов на местах одному централизованному органу.

Поскольку на страницах данного журнала ЗАО "ПСФ-89" выступает впервые, то коротко об организации:
-  создана в 1988 г. в составе первого в стране проектно-строительного объединения промышленного профиля;
-  за этот период разработаны сотни проектов, и десятки из них реализованы, только в XX в. запроектировано и введено в эксплуатацию: 17-этажный жилой дом со встроенными помещениями на "Серебряных прудах" в Выборгском районе, производственный корпус по ремонту сантехники в Красногвардейском районе, автогараж УВД СЗ на транспорте в Центральном районе, возводится жилой комплекс в Красногвардейском районе и др.

ЗАО "ПСФ-89"
Санкт-Петербург, пр. Бакунина, 29, лит. "А"
Тел.: (812) 271-2423, 271-2139
E-mail: gas1466@hm.ru

Дата: 24.08.2004
Э. И. Витлин
"Петербургский строительный рынок" 8 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!