Петербургские депутаты озаботились проблемой вывоза мусора

1 стр. из 1

Под занавес, перед тем, как отправиться на летние каникулы, в Мариинском дворце состоялись депутатские слушания "О сборе, вывозе и утилизации отходов". Законодатели намерены осенью текущего года вернуться к этой теме "в деталях".

Заместитель председателя Жилищного комитета правительства СПб Сергей Орлов рассказал о планируемом переходе к обоснованным тарифам (их повышению) и весовому учету вывоза мусора, программе ликвидации несанкционированных свалок. Так, в настоящее время в трех районах Петербурга проводится эксперимент по восстановлению системы приемки вторичного сырья и раздельного сбора мусора.

Как сообщил депутатам генеральный директор ОАО "Автопарк №6 "Спецтранс" Виталий Журкович, в юбилейном 2003 г. официально было вывезено 5,258 млн. куб. м бытового мусора ("50% - вывез наш автопарк"). В этом году город "установил план" на уровне 3,578 млн. куб. м. Между тем, только автопарк № 6 "Спецтранс" вывозит ежедневно 10-15 тыс. куб. м. В прошлом году, по его словам, "в мусор" было направлено $6 млн. инвестиций. "После повышения цен за квартплату (в т. ч. вывоз мусора) мы получим на 49 млн. руб. меньше", - заявил В. Журкович.

В целом, на слушаниях было отмечено, что в Санкт-Петербурге сложилась неблагополучная ситуация в обращении как промышленных (строительных, медицинских и т. д.), так и бытовых отходов, которую можно оценить как "экологически опасную для региона". Существующая в городе система обращения с мусором не эффективна, констатировали депутаты.

По оценкам различных экспертов, Санкт-Петербург производит до 6,5-9 млн. куб. м мусора в год.

Как заявил научный руководитель ОАО "Механобр-техника" Леонид Вайсберг, город поставляет свыше 8 млн. куб. м мусора в год:

"Я готов сжевать собственную шляпу, если к 2007 г. Петербург не будет вырабатывать 12 млн. куб. м мусора. При этом перерабатывается менее 20%. Остальное вывозится на полигоны. Это несчастье для города! Могу с кем угодно поспорить (пари заключаю сразу после завершения слушаний) - в Санкт-Петербурге никогда не будет построен мусоросжигательный завод. Заявления Смольного о его планируемом строительстве (то по французской, то по шведской технологии - с этим пока не определились) - это утопия! В Москве МСЗ построили за счет бюджета и поняли, что не по тому пути пошли. Съездите - пообщайтесь, это одна ночь пути. Нам сообщают, что завод будет строить инвестор. При заявляемых Смольным объемах сооружение МСЗ обойдется в 100 млн. евро. Инвестору это не выгодно: он идет не за мусором, а за деньгами - дай Бог, чтобы эта затея окупилась за 10 лет.

Строительство полигона тоже удовольствие не из дешевых - в Европе оно обходиться 100 евро за кв. м полигона. Плюс к этому его содержание - до 20-30 евро за тонну мусора. Кроме того, в течение 50 лет после его закрытия полигон необходимо "мониторить" ("мониторы" монтируются сразу при строительстве).В тарифах на переработку нет инвестиционной составляющей - за счет чего им развиваться?!

"Во все тяжкие пустилась" и область: Волосовский район - уникальные карсты, а здесь собираются строить полигон! Выделяет Санкт-Петербургу территории под полигоны. Город и так окольцован санкционированными и несанкционированными свалками. Гидрогеологической экспертизы не проводится - это экологическая мина для будущего поколения.

Что нам нужно? Нам нужно: 30% "деловой" части пускать на вторсырье (конечно, после селекции), 20-25% - компостировать и продавать (эту часть сделать ликвидной несложно, больших капзатрат не нужно), и только остальной балласт - сжигать и захоранивать на полигонах.

Правительство Санкт-Петербурга заявляет о планируемом росте благосостояния петербуржцев. С его ростом растет и мусор. Чтобы не утонуть в нем, нужна долгосрочная программа с детальными шагами по каждому году. В программе Бланка (Стратегический план развития Санкт-Петербурга) - ни звука о проблеме ликвидации вала мусора!"

По мнению Л. Вайсберга, чтобы приучить петербуржцев к раздельному сбору мусора, понадобится 30 лет.

Директор Северо-Западного отделения Федерального центра благоустройства и обращения с отходами Алексей Гурьнев настроен более оптимистично. Он считает, что в городе необходимо активно вводить систему селективного сбора мусора - "без введения раздельного сбора мусора эффективно решить проблему переработки бытовых отходов невозможно". Также, по его мнению, платежи за вывоз мусора для населения нужно снижать. Снизить их можно на 50% ("это реально"). Снижение должно быть проведено не за счет снижения тарифов, а исключительно за счет снижения нормативов по мусоронакоплению.

Эта сфера деятельности не является привлекательной для инвесторов, и поэтому расходы на утилизацию мусора должен взять на себя город, отметил А. Гурьнев. Законом Санкт-Петербурга необходимо установить структуру тарифа на вывоз и переработку отходов, а также инфляционную составляющую, в соответствии с которой этот тариф будет индексироваться. "Отходы были, есть и будут, - сказал директор СЗ отделения ФЦ благоустройства и обращения с отходами. - Нужна единая политика движения отходов в городе, не зависящая от смены губернатора".

По мнению депутата Владимира Гольмана, в новых домах уже сегодня необходимо обустраивать инженерные сети так, чтобы пищевые отходы можно было сбрасывать в канализацию.

По словам депутата Игоря Артемьева, для реального создания рынка в отрасли необходимо выровнять налоговый режим для всех его участников, и для начала - акционировать госпредприятия. Также он поддержал предложение главы компании "Созвездие" о создании управляющей компании по движению отходов.

Итоги слушаний прокомментировал председатель постоянной комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов:
- В нашу комиссию поступает от жителей очень много обращений, которые касаются вывоза и утилизации бытовых отходов. Людей волнует, что мусор не вывозится из дворов, что возросло число несанкционированных свалок вокруг города. Большие проблемы существуют с действующими крупными городскими свалками, которые переполнены. Например, свалка в Новоселках уже подступает к Кольцевой дороге. При этом многие депутаты обеспокоены тем, что не развиваются и не модернизируются действующие мусороперерабатывающие заводы - заморожена уже запущенная реконструкция завода в Янино (эти средства переброшены на реконструкцию Невского проспекта). Необходимо разработать долгосрочную комплексную программу и специальный закон об обращении с твердыми бытовыми отходами. Также проблемы вывоза мусора несомненно требуется учитывать при рассмотрении бюджета. Кроме того, будут подготовлены запросы губернатору в связи с тем, что тарифы на вывоз мусора существенно выросли, а реально перевозчики получат средств даже меньше, чем раньше. Мне непонятно, зачем тогда повышались платежи для населения.

Дата: 24.08.2004
Ирина Кравцова
"Петербургский строительный рынок" 8 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!