"Без наведения порядка в законодательной базе говорить о качестве материалов и работ не приходится..."

1 стр. из 1

Генеральный директор АНО "Севзапстройтест" Петр КАШКАРОВ человек в системе стандартизации России известный и, безусловно, авторитетный. Своим опытом он охотно делится со всеми руководителями предприятий, решившими выбрать современное направление в производстве строительных материалов. Беседа с ним представит несомненный интерес для работников стройиндустрии.

- Петр Михайлович, качество массового строительства у нас до сих пор оставляет желать лучшего. То что-то рушится, то новый дом дает опасный крен, то недавно заасфальтированная дорога проваливается под землю. Что это: результат ошибок проектировщиков, низкого качества строительных материалов или брака в работе строителей?

- Вообще качество строительства - не наша специфика. АНО "Севзапстройтест" занимается сертификацией строительных материалов, но я отвечу, поскольку хорошо знаком с вопросом. Все-таки в свое время я руководил головным отделом в НПО "Вымпел" по городскому хозяйству Ленгорисполкома.

У нас очень часто в полемике пытаются ссылаться на низкое качество отечественных строительных материалов. И доля справедливости в таких упреках есть. Но это, как говорится, "ловля блох". При любой системе сертификации строительных материалов, конструкций или изделий, а также систем управления качеством мы не убережемся от неприятностей без добросовестного отношения заказчиков и исполнителей к своему делу. И можно смело сказать, что это последствия главной нашей сегодняшней беды. Я говорю о незавершенности законодательной базы по всем этим вопросам, и, прежде всего, в области стандартизации и нормирования. Без наведения порядка в этих сферах говорить о высоком качестве материалов, конструкций или работ не приходится. Я участвовал в нескольких конгрессах и ассамблеях, на которых присутствовали представители Правительства, Президента России, депутаты Госдумы. В своих выступлениях многие бизнесмены и предприниматели прямо указывали на прорехи в сфере законодательства. И для меня лично их претензии и предложения были понятны. Но они не были услышаны теми, кто должен учитывать их. Я говорю прежде всего о правительстве и депутатах-законодателях. Создается впечатление, что руководители страны не понимают, что стандартизация и нормирование являются технической политикой государства. Они поручают осуществление этой политики одному лишь министерству - энергетики и промышленности! Но как может мною очень уважаемый министр Христенко влиять на здравоохранение или природопользование, к примеру? Ведь известно, что стандартизация - это установление минимальных требований для получения максимального эффекта функционирования экономики! Во всем мире одни государства борются за то, чтобы свои нормы внедрить в практику других. Потому что это привязывает экономику одной страны к другой без всякой войны. В недавнем прошлом вице-премьером Правительства всегда был председатель Госстроя. И это - правильно! Госстрой регулировал отношения различных министерств и ведомств для достижения оптимального эффекта. Не знаю, насколько функции Госстроя выполнит министерство энергетики и промышленности, но пока центра, объединяющего интересы страны в области стандартизации и нормирования, я не вижу.

И вы думаете, об этом не говорят в правительстве? Абсолютно во всех органах государственного и административного управления только и твердят об этом. Но никто там не предлагает, как это нужно изменить. "Столыпиных" ни в Думе, ни в Правительстве я не вижу...

- Многие производственные вопросы в стране, действительно, не решить без политического регулирования. Однако наши политики по-прежнему любят вопрос "Что делать?". А мне кажется, что чаще нужно бы решать проблему "Как делать?"...

- Понимаете, декларировать легко. Но, не имея профессиональных знаний, никто не сможет грамотно организовать ни один процесс.

Приведу конкретный пример по системе стандартизации. Законом о техническом регулировании предусмотрено разделение функций стандартизации, сертификации, аккредитации органов, установление правовых отношений и сказано, что нельзя совмещать эти функции. Больше года прошло, чиновники что-то перестраивают, но ни один из них своих полномочий не отдал! То есть практически на сегодня этот закон не выполняется. А в Москве все делают вид, что ничего серьезного не происходит, хотя творится страшное: подрывается и без того слабое доверие к органам стандартизации и добровольной сертификации. Мы это чувствуем, например, по снижению числа обращений к нам производителей. Нам все время твердят о борьбе с монополиями, а они не уничтожены, в области строительства - в частности.

- Петр Михайлович, но ведь у нас же так много различных конкурирующих фирм в строительстве. А вы говорите об отсутствии борьбы с монополиями...

- Да, мы знаем, что есть фирмы, производящие строительные материалы, занимающиеся некрупным строительством, одни более успешно, другие - менее. Но в госзаказах фигурируют другие фирмы. Они никак не связаны с оценками качества и рынком. Они связаны с корпоративными интересами. Мы боремся с коррупцией, а результат - нулевой. Газета "Аргументы и факты" трехмилионным тиражом, например, предрекает: "Хороших дорог в России не будет никогда. И не потому, что денег не хватает. А потому, что большая часть денег попадает в карманы тех, кто так или иначе причастен к этому вопросу". И тут же приводит цифры: "Если уменьшить слой, скажем, щебня всего на 10 см, то каждый новый километр приносит в карман воров $10000" Конечно, эти данные взяты из расследования строительства московских кольцевых дорог, но вы же понимаете, мелкая фирма без "крыши монополиста" столько украсть не может. Это - кошмар, но так будет всегда, пока государство не начнет проводить правильную техническую политику в области строительства. А для этого надо иметь строительный кодекс. Не кодекс ЖКХ, который вторичен. Зациклившись на ЖКХ, мы превращаем государственный орган управления технической политикой в строительстве в отдел коммунальщиков по наблюдению за ржавой трубой!

- Но давайте вернемся к вопросу стандартизации и сертификации...

- Создаваемая в стране система добровольной сертификации была бы гораздо эффективней в том случае, если бы наши руководители решились на гармонизацию нашей нормативной базы с аналогичной базой ЕЭС, давно объединенной немецкой системой "Динтюф". А нас сориентировали на американскую, которая в этом вопросе, кстати, далеко не впереди. Американцы поняли свое отставание, и 3 года назад президент США подписал указ о гармонизации требований всех штатов в области строительства по нормативной базе. Но в нашем правительстве и этого не заметили. В 90-х гг. мы давали бывшему руководству Госстроя предложения о необходимости гармонизации требований наших СНиПов и стандартов с требованиями стран ЕЭС, но безрезультатно. Более того, сейчас в строительстве отменено нормирование!

- Петр Михайлович, но ведь строим. Кольцевую шоссейную дорогу. Жилые монолитные дома в Купчино. Строим вопреки всему.

- Предприимчивых людей у нас не мало. Они берут элементы новейших импортных технологий и используют в них основную массу отечественных материалов: щебень, асфальтобетонные смеси и т. д.

Ну, например, у нас нет таких бетономешалок, как за рубежом. Всегда ли получается хорошо? Не всегда. Построили в том же Купчино дом, а он стал падать. Строитель виноват? Проектировщик? Думаю, что СНиП, разработанный еще в СССР и усредненный для Санкт-Петербурга. Строительство должно быть наукоемким. То есть нельзя жалеть денег на научные работы, предшествующие строительству. Со времен СССР мы нарушаем принцип стандартизации: установление государством минимальных требований для получения максимального эффекта. Мы по-прежнему устанавливаем максимальные ограничения и получаем минимальный эффект. Это значит, что мы занимаемся антистандартизацией.

- А что бы Вы могли посоветовать руководителям предприятий, выпускающих стройматериалы, чем помочь?

- У нас мало руководителей, владеющих требованиями нормативной документации. Они полагаются на своих замов. Еще меньше руководителей, которые знают, что делают конкуренты за рубежом и в стране. Многие априорно ориентированы на длительное функционирование предприятия. Принцип захвата рынка "шаг за шагом" для них не привычен.

В советское время руководителей чуть ли не силком затаскивали на бесплатную учебу. Теперь они получают платные приглашения, но многие по-прежнему игноририруют их. А напрасно. Денег на учебу жалеть не надо. Именно здесь руководитель может сориентироваться в каких-то затруднительных ситуациях. Есть учреждения, к которым я отношу и нашу организацию, обладающие огромным интеллектуальным богатством, ценностью, которой не ищущий найти не сможет. Руководители производственных предприятий, однажды получившие помощь от таких организаций, надолго остаются постоянными партнерами.

- И самый последний вопрос: наши строительные материалы по своим качественным характеристикам уступают импортным аналогам?

- Отвечу кратко. Все лесоматериалы (кроме ДСП) - великолепны. Сухие бетонные смеси не могут пока конкурировать с импортными (надеюсь, более подробно об этом мы поговорим в следующем интервью). Но сколько бы мы на эту тему не общались, придем к главному: если вдруг нашим изготовителям заказчик начнет платить как зарубежным, качество наших изделий будет выше импортных. Другими словами: наших производителей необходимо поддерживать общегосударственной политикой, в том числе и в области создания современной нормативной базы.

Дата: 24.08.2004
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 8 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!