|
|||||
1 стр. из 1 С 1 января 2004 года введен в действие новый Таможенный кодекс РФ (ТК). Принятый Государственной Думой в первом чтении еще в 1999 г., законопроект прошел более чем трехлетнюю, обстоятельную процедуру обсуждения на уровне Правительства РФ и обеих палат Федерального Собрания в обстановке полной открытости и гласности. Работа над законопроектом находилась под пристальным вниманием экспертов Европейского Союза, Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций. Подготовка и принятие новой редакции Таможенного кодекса вызваны практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, расширяющимися внешнеторговыми связями и отношениями, необходимостью интеграции России в мировое экономическое сообщество с целью максимального использования выгод и преимуществ развития экономики страны. Новый ТК в концептуальном плане выгодно отличается от своего предшественника. Он формируется на основе Конституции РФ, закрепившей равноправие субъектов хозяйственной деятельности, свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Его положения тесно связаны с гражданским законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, законодательством, устанавливающим ограничения и запреты на ввоз и вывоз с таможенной территории РФ отдельных видов товаров, валютным и налоговым законодательством. ТК учитывает особенности таможенной политики в условиях расширяющегося процесса экономической интеграции России в мировую экономическую систему. В этой связи ТК опирается на положение новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устанавливающей стандарты и рекомендуемые правила для достижения предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных процедур. СТРУКТУРА КОДЕКСА В новом Таможенном кодексе преобладают нормы прямого действия, содержится детальное описание процедур, механизмов, взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности - все это направлено на то, чтобы ТК стал законом прямого действия, позволяющим и таможне, и участникам внешнеэкономической деятельности на основании этого законодательного акта четко исполнять свои обязанности и отстаивать свои права. Сам закон призван сделать экономически выгодной законопослушную деятельность во внешнеторговой сфере. Таможенный кодекс состоит из шести разделов: общие положения; таможенные процедуры; таможенные платежи; таможенный контроль; таможенные органы; заключительные положения. В общих положениях решается широкий круг вопросов, связанных с определением состава таможенного законодательства. Содержится четко сформулированный понятийный аппарат, что позволяет упорядочить и согласовать используемую терминологию, обеспечить единообразное толкование устанавливаемых норм и правил. НОРМЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА Принципиально важными являются установленные ТК требования к содержанию норм таможенного права. Положение актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через границу. ТК устанавливает, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативно правовых актах в области таможенного дела. Более того, государство обязано возместить убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых преду-смотрено кодексом. Отношения в области таможенного законодательства могут регулироваться также указами Президента РФ. В целях стабилизации правовой основы таможенного дела предусматривается, что акты таможенного законодательства, а также запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые актами Президента и Правительства РФ, вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Существенно ограничена регулирующая роль таможенных органов. Предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает правовые акты в области таможенного дела лишь в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства. Эти акты не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренных актами таможенного законодательства. При осуществлении таможенного оформления, таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ. Более того, теперь требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения актов таможенного законодательства. РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Либерализован допуск юридических лиц к осуществлению деятельности в области таможенного дела. Радикальным шагом в этом направлении стал отказ от лицензирования при решении вопроса о допуске хозяйствующих субъектов к деятельности в области таможенного дела, которое теперь заменяется регистрацией. В соответствии с ТК право на осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) юридические лица теперь получают в регистрационном порядке при условии их включения в соответствующие реестры. В свою очередь, для включения юридических лиц в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, требуется соблюдение этими лицами условий, установленных самим ТК. При этом плата за включение в указанные реестры не взимается. Более четко урегулированы обязанности таможенных органов по осуществлению информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности. Устанавливается, что лицо может как в устной, так и в письменной форме обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации. При этом устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче же письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней. Предусматривается обязанность таможенных служб консультировать заинтересованных лиц как в устной, так и в письменной форме по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Информация по запросу заинтересованного лица должна предоставляться в возможно короткие сроки, не позднее месяца. Консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно. Значительно более подробно регламентирован механизм принятия предварительного решения в отношении классификации товара по Товарной номенклатуре. Теперь любое лицо, заинтересованное в перемещении товара через таможенную границу, может обратиться с запросом в таможенные органы о принятии предварительного решения относительно классификации конкретных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также о происхождении товара из конкретной страны (страны происхождения товара). ОБЖАЛОВАНИЮ ПОДЛЕЖИТ Расширены возможности по обжалованию решений и действий таможенных органов и их должностных лиц. Нововведением в российском законодательстве является установление ТК упрощенного порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов, применение которого позволяет оперативно урегулировать текущую конфликтную ситуацию. Порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно. Существенные изменения внесены и в порядок осуществления таможенного оформления. Четко закрепляется, что таможенное оформление производится в порядке, определенном ТК и иными правовыми актами РФ, принимаемыми в соответствии с ним. Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с ТК и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. В частности, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, дано право лишь сокращать необходимый для таможенного оформления перечень документов и сведений, установленный самим ТК, с условием их вступления в силу нормативных актов не ранее, чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования. Новым кодексом предусматривается, что если на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое решение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров. ПРОСТОТА И ЯСНОСТЬ Значительно упрощается процедура таможенного оформления для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в отношении лиц, зарекомендовавших себя в качестве добросовестных, стабильных, устойчивых, открытых для таможенного контроля участников внешнеэкономической деятельности. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются по запросу заинтересованного лица, осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и могут предусматривать подачу периодической декларации, проведение таможенного оформления, хранение на своем складе и другие упрощенные процедуры. Упрощена процедура внутреннего таможенного транзита. Перевозка товаров внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным. Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления с соблюдением установленных ТК условий, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации. В качестве транзитной декларации могут быть представлены любые коммерческие, транспортные документы и таможенные документы, содержащие необходимые сведения. Стал более простым и понятным порядок декларирования товаров. Декларирование товаров производится путем подачи заявления таможенному органу в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений ограничивается только теми, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. ТК устанавливает гибкий срок подачи таможенной декларации. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ. Перечень документов при декларировании товаров определяется непосредственно в ТК. Если декларант не располагает всей необходимой информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени. Значительно сокращен срок таможенного оформления товаров и транспортных средств. Таможенные органы теперь обязаны осуществлять впуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации. Таможенное оформление завершается помещением товара под избранный декларантом таможенный режим. Таможенные режимы строго установлены законом, уточнены их содержание, условия помещения под таможенный режим. Таможенные режимы получили в ТК четкую структуризацию. Определены основные таможенные режимы, к которым отнесены впуск для внутреннего потребления, экспорт и международный таможенный транзит. Продолжение следует Дата: 24.08.2004 И. В. Петров, А. И. Стадников "Петербургский строительный рынок" 8 (72)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||