Престиж профессии зодчего

1 стр. из 1

"Частная собственность делает невозможной правильную планировку городов… Мы не можем иметь большую архитектуру, пока она создается только для собственника". Эти слова Франк Ллойд Райт, видный американский архитектор, один из основоположников рационализма в современной архитектуре произнес полвека назад. Эти слова вспоминаются сегодня, когда наблюдая за эволюцией строительного дела в условиях перестройки, затем "шоковой терапии", а также в более спокойный, но все же современный непредсказуемый период, мы становимся свидетелями происходящих перемен. Но кроме свидетелей есть и непосредственные участники: современные строители нового Петербурга, те, чей след останется в истории города, работы которых будут спустя десятилетия оценивать потомки, искусствоведы, критики, просто обыватели. Каким должен быть этот исторический след, как сегодня работается петербургским архитекторам? Мы беседуем с директором ООО "Росар" Андреем Станиславовичем ХРУЦКИМ.


- Андрей Станиславович, город меняется на глазах, мировая архитектура врывается в размеренный ритм нашего города, все более свободными становятся и работы наших питерских архитекторов…

- Огромный броненосец под названием "развитый социализм", в конце концов, не выдержал ударов экономических бурь. Идеологическая броня развалилась, предоставив команде самой бороться с бушующим морем проблем. В этих экстремальных условиях "без руля и ветрил" петербургские архитекторы без раскачки, в одночасье превратились из винтиков громадной машины "коллектив" в учредителей собственного дела и с энтузиазмом принялись творить в условиях новых экономических отношений.

- Как, по Вашему мнению, к чему это привело?

- За прошедшие полтора десятка лет город внешне изменился, и особенно заметно после дефолта 1998 г., когда строительная индустрия, а вместе с ней и проектное дело, медленно, но уверенно начали вставать на ноги. Сегодня Санкт-Петербург переживает строительный бум. Однако в начале пути все было иначе. Перестройка разрушила привычные связи в цепочке "заказчик - проектировщик - подрядчик". Отсутствие бюджетных средств сделало невозможным развитие городской инфраструктуры, в том числе подготовку новых территорий для массового жилищного строительства, потребность в котором по сей день высока. Явно отставала нормативно-техническая база строительства Санкт-Петербурга, требовалось принятие регламентов по ряду вопросов застройки старой части города (например, вопрос этажности новых объектов).

Невозможность выполнения в силу известных причин текущего генерального плана Санкт-Петербурга (основного закона развития города до 2005 г.) породила проблему уплотнительной застройки уже освоенных кварталов.

- И тогда архитекторы взялись решать сложившуюся проблему по-своему, создав целый ряд проектов, уже сегодня по праву считающихся достопримечательностью нашего города.

- В этих непростых условиях неизбежно должна была возрасти роль самого архитектора как непосредственного и равноправного участника строительного процесса. И это, в конце концов, случилось - в Санкт-Петербурге появилась плеяда зодчих, способных реализовывать свои проекты на высоком эстетическом уровне.

В этой связи вспоминается приезд в Ленинград в начале 80-х гг. (самый разгар "холодной войны") известного шведского архитектора Ральфа Эрскина. В неформальной обстановке Дома архитекторов Р. Эрскин показал на конкретном примере проектирования жилого квартала в небольшом английском городке, как организован процесс проектирования и строительства в Европе с момента подписания контракта и до сдачи объекта в эксплуатацию. Ему предоставлялся полный карт-бланш на организацию и проведение проектно-строительных работ, причем на эти цели привлекались как муниципальные деньги, так и частные инвестиции. На эти средства он арендовал двухэтажный дом в районе будущего строительства, подобрал команду проектировщиков и менеджеров, которые разместились на втором этаже. На первом - происходили деловые встречи, а также устраивались выставки этапов проектирования для общественного обсуждения с будущими жильцами, а также с людьми, проживающими в соседних домах. Учитывались пожелания не только в части квартирографии, внимание уделялось любым деталям, включая малые формы и благоустройство прилегающих территорий (цветники, дорожки, скамейки и пр.). При этом в основу закладывались простые и рациональные композиционные решения как всего квартала, так и каждого отдельного жилого дома.

- А у нас как обстоят дела?

- Здесь стоит процитировать нашего видного зодчего Алексея Викторовича Щусева: "Пожалуй, самым трудным и, вместе с тем, обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщили бы им необходимую гармонию". Эти слова вспоминаются всякий раз, когда видишь современные петербургские постройки, получившие признание общественности и коллег-архитекторов. Список архитекторов, отметившихся интересными реализациями своих проектов в городе и пригородах, включает в себя десятки фамилий.

Благодаря усилиям этих людей растет престиж нашей профессии как в Петербурге, так и в России в целом. На ежегодных всероссийских конкурсах "Зодчество" наши ведущие мастера неизменно получают дипломы различных степеней.

Помимо профессиональной деятельности они выполняют большой объем общественной работы. Создана некоммерческая организация "Объединение архитектурных мастерских Санкт-Петербурга", которая объединяет и претворяет в жизнь корпоративные интересы профессиональных архитекторов: будь то вопрос ценообразования в проектировании, или вопрос организации и проведения конкурсов.

К заслугам этой организации с благодарностью следует отнести издание "Архитектурный ежегодник. Санкт-Петербург". Это объективно лучшая информация о состоянии архитектуры в нашем городе на текущий момент.

Сегодня в городе появились постройки, которые, безусловно, соответствуют высшим европейским меркам. Например, Ладожский вокзал. Удивительный комплекс, в котором компактно, рационально и гармонично решены сложные вопросы как технологические, так и эстетические, причем в условиях чудовищного цейтнота. Полезным будет водить сюда студентов архитектурных факультетов, чтобы они подпитывались творческой энергией, проникались чувством гордости и ответственности за свою будущую профессию.

- Андрей Станиславович, расскажите о вкладе вашей мастерской в архитектурное настоящее нашего города.

- Архитектурная мастерская "Росар" была образована в 1992 г. За 12 лет активной деятельности запроектировано более пятидесяти объектов различного назначения, около двух десятков объектов построено или находятся в стадии строительства. Среди реализованных проектов следует выделить:
-  8-эт. жилой дом с офисами и подземным гаражом на 16 линии В. О., 37;
-  6-эт. жилой дом с офисами и пристроенным подземным гаражом на Б. Монетной ул., 9а;
-  жилой дом на ул. Гаванской, 12-14;
-  жилой дом на 2-й Советской ул., 18;
-  жилой дом на Исполкомской ул., 3;
-  жилой дом с подземным гаражом в Пушкарском пер., 9.

В настоящее время ведется проектирование административно-гостиничного комплекса на 13-й линии В. О., д. 4-6-8, а также административного корпуса по адресу ул. Разъезжая, 19.

Много лет мы сотрудничали с такими крупными заказчиками, как "Балтийская строительная компания" и компания "ЛЭК".

Впереди много работы. Наша задача - достойно продолжать свою профессиональную деятельность во благо любимого города и с любовью к человеку.

ООО "Росар"
Тел. (812) 336-5282
Факс (812) 336-5281
E-mail: info@rosar.spb.ru

Дата: 24.08.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (72)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!