|
|||||
1 стр. из 1 Проблема реформирования системы ЖКХ — комплексная, и потому наиболее полное ее решение не может быть достигнуто только в рамках ЖКХ и требует одновременной реализации целой совокупности взаимосвязанных глубоких изменений в «смежных областях, участвующих в водо- и теплоснабжении населения». А это требует более широкого подхода, при котором ЖКХ должно рассматриваться не изолированно, а в качестве лишь одного из элементов системы жизнеобеспечения населения. Похоже, что данное обстоятельство недооценивается авторами реформы. Их наметки реформирования ЖКХ больше напоминают движение в тупиковом направлении, сводясь по существу только к изменению системы финансирования ЖКХ, и вполне подпадают под известное, родившееся в недрах Правительства России несколько лет назад правило: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Представляется необходимым еще раз вернуться к данной проблеме и проанализировать ее некоторые аспекты. Анализ текущей ситуации Жилищно-коммунальное хозяйство — это одна из немногих отраслей экономики, финансирование которой осуществляется напрямую из федерального и местных бюджетов. В последние 10—15 лет наметилась устойчивая тенденция постоянного, причем весьма быстрого увеличения этой доли бюджета. Так, если в 1987—90 гг. на дотацию ЖКХ уходило 1,1—1,3% ВВП, то в 1996 г. эта доля увеличилась до 3,5%, а уже в следующем, 1997 г., достигла 6%. И, как оказалось, это был еще далеко не предел. Тем самым был значительно превышен уровень расходов не только на образование, культуру и здравоохранение, вместе взятые, но даже на национальную оборону и правоохранительные органы. В ряде регионов России расходы ЖКХ «съедают» до 80% местного бюджета. По существу, вся отрасль ЖКХ постепенно превратилась в «черную дыру» бюджета, в ненасытного иждивенца, аппетит которого постоянно возрастал и привел к опустошению бюджетов всех уровней. Более того, при этом сложилась весьма парадоксальная ситуация, когда «хвост — ЖКХ — начал вилять собакой — экономикой страны», фактически определяя развитие тех или иных ее отраслей. Так, из-за того что в 90-х гг. в бюджете начал стремительно возрастать дефицит средств на дотацию в прогрессии возрастающих расходов ЖКХ, постепенно стало сворачиваться жилищное строительство, финансируемое из бюджета. Промышленные предприятия, которые имели ведомственное жилье и другие объекты социальной сферы, во избежание банкротства вынуждены были заняться реструктуризацией своей собственности. И процесс этот продолжается до сих пор. В основе отмеченных выше опасных тенденций лежит несколько взаимосвязанных причин. ПЕРВАЯ — это износ и ветхость существующих инженерных сетей. Так, в ряде регионов России до 60—80% инженерных сетей уже выработали все регламентированные сроки эксплуатации, и их можно отнести к аварийным. В итоге на 100 км инженерных сетей водоснабжения в 2000 г. в среднем по России было зафиксировано 73 аварии (в Европе — всего 3, т. е. почти в 25 раз меньше), а в сетях теплоснабжения — до 200 аварий. Только зимой 2000 г. в России около 1 млн. человек вынуждены были испытать неудобства и лишения из-за отключения тепла. Частота подобных аварий, как и их масштабы, с каждым годом, к сожалению, только возрастают. По данным Санкт-Петербургского «Водоканала», общая протяженность наружных инженерных сетей водо- и теплоснабжения в городе составляет порядка 6 000 км. Ежегодно осуществляется замена всего 10—12 км этих коммуникаций. При сохранении таких темпов замены инженерных сетей их полная реконструкция может занять 500—600 лет. Это означает, что никаких сколько-нибудь реальных оснований для снижения уровня аварийности в общегородских инженерных сетях сегодня не существует. Скорей наоборот — опасность аварий и масштабы их последствий с каждым днем могут лишь возрастать. И данное обстоятельство нельзя игнорировать. ВТОРАЯ — устаревшая и не отвечающая современным требованиям структура и организация самой системы ЖКХ. Все предприятия этой отрасли уже многие годы работают не в эксплуатационном и тем более не в сервисном (как во всем мире), а преимущественно в аварийно-восстановительном режиме. Их действия напоминают непрерывную и все возрастающую по объему работу по ликвидации аварий, а не плановую реализацию заранее продуманных организационно-технических решений, направленных на уменьшение вероятности самих аварий или их предотвращение. Сегодня к ликвидации аварий в системе ЖКХ уже в полном объеме привлекаются «на подряде» подразделения МЧС во главе с министром С. К. Шойгу. Не ровен час, подобные структуры могут быть созданы и в рамках самого ЖКХ. Тем более что в бюджете России «доля ЖКХ» уже намного превышает соответствующую «долю расходов МЧС». ТРЕТЬЯ — традиционная ориентация строительных организаций на использование во внутренних и внешних инженерных сетях устаревших материалов и технических решений, и в частности металлических трубопроводов, весьма подверженных коррозии, внутреннему зарастанию и имеющих относительно небольшой срок безаварийной эксплуатации. Продвижение новинок здесь происходит пока еще очень медленно. В значительной мере это связано с тем, что в основе технико-экономических обоснований любых строительных объектов до сих пор учитываются лишь одноразовые затраты на начальном этапе строительства, а последующие расходы на эксплуатацию таких объектов в расчет не принимаются. Такой бессистемный подход на практике приводит к тому, что эксплуатационные расходы, многократно превышающие начальные затраты строительства, тяжелым бременем ложатся на плечи самих потребителей. Современная статистика подтверждает, что на эксплуатацию содержания жилого дома на протяжении 50 лет и более приходится 95% совокупных затрат, а на его строительство — лишь 5%, т. е. почти в 20 раз меньше. Значительную долю в этих затратах занимают расходы на обслуживание, ремонт и реконструкцию внутренних систем водоснабжения и отопления, традиционно выполняемых из стальных труб. Как пример — использование более качественных, но не требующих столь значительных затрат на эксплуатацию пластиковых трубопроводов за 50 лет дает многократную экономию. Кроме того, пластиковые трубопроводы выдерживают несколько циклов «замораживания — размораживания», обеспечивая тем самым защиту внутренних инженерных систем от так называемых «цепных аварий», которые происходят в зимний период при массовом отключении от теплоснабжения целых домов и даже жилых кварталов — в случаях аварий в наружных сетях. ЧЕТВЕРТАЯ — нерациональное с позиции потребителей построение всей системы теплоснабжения, приводящее к значительным бесполезным потерям ресурсов, фактически оплачиваемым потребителями тепла. Действительно, до 20% вырабатываемой в стране электроэнергии и до 45% тепла потребляются сегодня ЖКХ. При чрезмерной централизации источников теплоснабжения (ТЭЦ) в больших городах теряется 50—65% тепла на пути от ТЭЦ к потребителям. (Кому из горожан не знакома вечнозеленая травка над линиями подземных теплотрасс?) Это означает, что более 25% всего вырабатываемого в городах тепла попросту уходит «в воздух». Мы очень много и громко говорим о ресурсосбережении, но данный факт, кажется, мало кого волнует из руководителей подразделений ЖКХ. И происходит это потому, что все тарифы на тепло устанавливаются «на выходе с ТЭЦ». В итоге все отмеченные фантастические потери тепла фактически полностью вынужден оплачивать потребитель. Вот почему переход на установку индивидуальных квартирных теплосчетчиков при сохранении тех же «жестких тарифов» приводит к снижению платы потребителя за тепло почти в 3 раза. Подобная экономия будет иметь место и при установке индивидуальных водосчетчиков. Еще больший экономический эффект будет иметь место при последовательной реализации идеи децентрализации системы теплоснабжения и переходе на автономные котельные в домах и даже на индивидуальные котлы или водонагреватели в отдельных квартирах. При этом в результате постепенного уменьшения протяженности теплотрасс соответствующим образом снижаются нерациональные потери тепла на пути от ТЭЦ к потребителям и одновременно в той же степени уменьшается опасность возникновения возможных аварий в наружных сетях. Снижается потребность в реконструкции теплотрасс, а значит, уменьшаются и соответствующие затраты. Отмеченные направления реформирования системы теплоснабжения требуют реализации целого комплекса мер, включая, например, изменение существующих правил предоставления пятен под застройку объектов, условий проведения тендеров и заключения договоров на реконструкцию объектов и т. д. Все это, естественно, выходит за привычные рамки деятельности ЖКХ. Необходимо особо подчеркнуть, что существующая централизованная система теплоснабжения сложилась в то время, когда, по существу, единственным видом топлива был уголь. В таких условиях, по экологическим соображениям, крупные ТЭЦ строились на окраинах больших городов. По тем же причинам их существование было оправданным и при переходе на жидкое топливо. Однако при переходе на газ или электричество существование централизованных ТЭЦ уже становится совершенно нерациональным. Решение данных принципиальных для ресурсо-сбережения вопросов также находится за рамками компетенции ЖКХ, но непосредственно влияет как на его функционирование, так и на расходы по содержанию ЖКХ. И наконец, следует иметь в виду, что наиболее экономичным источником тепла в наших домах на сегодня является электроэнергия. Тем более что потери в электросетях, как, впрочем, и аварийность, почти на порядок меньше, чем в теплотрассах. Выход из лабиринта. Выводы и предложения Из всего сказанного следует первый и главный вывод, который заключается в том, что реформа ЖКХ должна состоять не в «закачивании» в отрасль все новых и новых финансовых ресурсов, а как раз наоборот — в проведении последовательного курса на уменьшение размеров «черной дыры» — доли расхода ЖКХ в федеральном и местных бюджетах. Это может быть достигнуто путем реализации значительно более масштабных, нежели реформа ЖКХ, изменений в экономике России. Скорее всего, путем реструктуризации всей системы энергопотребления и жизнеобеспечения населения. Без осуществления таких изменений практически бессмысленно затевать какие-либо серьезные изменения и в отрасли ЖКХ. Она по-прежнему останется дотационной, причем с прогрессивно возрастающей долей расходов в федеральном и местных бюджетах. Смысл реструктуризации энергопотребления состоит в необходимости проведения целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, включающих децентрализацию всей системы теплоснабжения, проведение нового строительства и реконструкцию любых объектов на основе именно автономного, а не централизованного теплоснабжения. Второй вывод состоит в том, что необходимо проведение масштабных акций, направленных на замену ветхих стальных трубопроводов во внутренних инженерных сетях на современные пластиковые, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию сроком не менее 50 лет. Дата: 12.11.2001 А. В. ГААС, д. т. н., профессор, «Акватерм-СПб» "СтройПРОФИль" №7
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||